Сегодня мы лицезрели ещё одно новоеявленное чудо кудесниками из РПЦ.
Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери Московской будет перемещен в Казанский храм на Красной площади, объявил патриарх Кирилл. Ранее он поведал, как чудесным образом нашел оригинал иконы, как говорят, наглухо утерянной 100 лет тому назад, в одном из помещений своей резиденции.
Вот прямо шел, шел и нашёл. Видимо, в резиденции всего очень много завалялось. Раз такая важная реликвия никак не могла обнаружиться ранее.
Я бы ещё поняла, если бы речь шла о Ватикане. В его запасники действительно за тысячелетнюю историю артефактов накопилось…
То ли дело у нас: революция за революцией, грабежи ограбленных…
Наши-то за тридцать лет как умудрились обрасти стольким барахлом? Немудрено, лет через пятьдесят и оригинал «Троицы» обнаружить, которую недавно со скандалом забрали из Третьяковки. Или не оригинал?!
Вернёмся к Казанской. Она, по словам Святейшего:
«…является тем самым образом, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего отечества. Другими словами, перед нами историческая святыня, которая находится в ряду самых драгоценных святынь Русской православной церкви».
Начнём с первого домысла, Кремль брали не с Казанской Богоматерью, а с Владимирской. Тут Патриарха как-то неправильно проинформировали. Казанская помогла при взятии Новодевичьего монастыря. Но так как именно Казанская была весьма чтима в семье князей Пожарских, то с 30-х годов XVII века царь Михаил Романов из уважения к князю Пожарскому настоял на общероссийском праздновании именно Казанской.
Вообще 4 ноября 1612 в Первопрестольной ровным счётом ничего интересного не происходило. Китай-город, а вовсе не всю Москву, освободили от поляков 1 ноября.
Поляки сдались добровольно под честное слово князя Пожарского, лидера ополчения. Взамен же их … порубили. Как водится. История — дама безжалостная.
А люди ещё безжалостнее.
И когда говорят, что мы вот такие хорошие, добрые и справедливые к детям, старикам и собакам, а остальные шпионы и проклятые оккупанты, не верьте - врут и обеляют. Или, представить иносказательно, выдают желаемое за действительное.
Чего только стоит повешенный по велению новоявленного царя Михаила Романова около Серпуховских ворот в июле 1614 года трёхлетний сын Марины Мнишек и одного из ее последних мужей - то ли Лжедмитрия Второго, то ли Ивана Заруцкого, атамана донских казаков.
По свидетельству очевидцев, петлю на мальчонке Ванечке затянули плохо и он ещё несколько часов мучился прежде, чем отдал Богу душу.
Сам Заруцкий был посажен на кол, Марина — брошена в темницу, где «от болезни и с тоски по своей воле умерла». То есть, судя по всему, покончила с собой или, как обычно, была удавлена.
Дикие люди, ужасный век, ожесточённые сердца…
Что в 1612, что в 2023.
Все тоже самое. Плюс интернет.
Меня недавно потрясло, как добрая знакомая, рыдавшая год назад над гибелью украинских детей (про донецких она и вовсе не знала) совершенно спокойно воспринимает сейчас гибель детей из Сектора Газа.
«Там детей нет, там одни террористы…» — убеждённо заявляет она.
Вырастут и станут, а пока не выросли - даже Уголовный Кодекс бессилен.
Меняются времена, девочки «в красных пальто» тоже все время разные, только сердца у людей одинаковые - каменные.
Люди ли мы после всего?
В жутком фильме Элема Климова «Иди и смотри» гениальная концовка.
Главный герой, поседевший мальчишка, потерявший близких, прошедший через ад, целится в исторические фотографии, изображающие Гитлера и фашизм. Он стреляет в усатого фюрера с цветами в руках на пике своей преступной славы, в испуганного ефрейтора в годы Первой Мировой войны. Время несётся вспять. Он стреляет в убийц до того, как те становятся убийцами. И убитые остаются живы.
И каждого из гитлеров герой без сожаления убивает.
И вот уже невинный малыш сидит на руках у мамы. Последний снимок маленького Адольфа. Трёхлетнего. Как «Ивашка Ворёнок», удавленный в Москве в 1614 спасёнными от польского ига горожанами.
И - главный герой «Иди и Смотри» опускает прицел, даже зная, что за чудовище из этого малыша потом вырастет.
Потому что если выстрелит — то чем он отличается от Гитлера?
Потому что это и есть остаться человеком. Пройдя через ад. И с каждым новым адом остаются лишь единицы тех, кто способен сострадать и прощать.
Ужасно все это… Селекция.
Что касается народного единства, то чем бы власти не тешились, а события в Махачкале показали чего все эти красивые слова на самом деле стоят.
К 1612-1613 годам никакого единства русской нации достигнуто не было. Молодой царь мало что контролировал.
Избрали Михаила потому, что он был «никакой». Да ещё и папа Патриарх. В общем, по блату.
Земский Собор долго судился и рядился, но на одном кандидате остановиться так и не смог. Михаила буквально заставили признать ворвавшиеся на собор казаки второго ополчения...
В 1613 году арестовали в Ярославле участников Земского Собора, провозгласившего нового правителя, Казань отделилась, юг занимали поляки армии Марины Мнишек, ещё дальше — были татары.
На Севере в Вологодчине подняли восстание бывшие участники первого ополчения, осаждавшие Москву…
Казалось, Московии не выжить.
Но Романовы выкрутились из этой Смуты своеобразным образом. Фактически они восстановили татаро-монгольское иго и платили дань крымским татарам, а те в свою очередь отдавали значительную часть турецкому султану. И вот как раз османы взамен нанесли удар по Польше. Поляки моментально подписали мирный договор, хотя до 1632 года новую династию не признавали.
Опять при выборе между Востоком и Западом мы, как и с Александром Невским в 13 веке, выбрали Восток.
Был ли этот выбор правильным? Что стало бы с Россией, если бы события пошли другим путем? Да, говорят, что история не знает сослагательного наклонения, однако, те же писатели-фантасты это правило опровергают.
Итак: чтобы было, если бы все пошло иначе?
А вот это уже совсем другая история. О которой - завтра.