2,7K подписчиков

О языковых семьях и ностратической теории за пять минут

1K прочитали

Языковые семьи – такие же, как человеческие: родственники являются родственниками потому, что у них есть общий предок. Чем дальше родство, тем давнее этот предок жил. Например, праиндоевропейский язык, из которого произошли, в конечном итоге, все современные индоевропейские, существовал от 8 до 10 тысяч лет назад. Разумеется, никаких памятников письменности на этом языке нет, поэтому праиндоевропейский язык является реконструированным, и процесс реконструкции продолжается непрерывно.

Карта индоевропейских языков в Евразии
Карта индоевропейских языков в Евразии

Носители таких индоевропейских языков, как русский (славянская группа), ирландский (кельтская) и таджикский (иранская) не понимают друг друга, но между их языками существует генетическое родство, говорящее о том, что они произошли из праиндоевропейским. В то же время между ними и носителями тюркских языков (алтайская семья) существует лингвистическая стена, которая преодолевается исключительно заимствованиями.

Пример: русскому волк в таджикском соответствует гург. Носителю одного языка слово из другого по умолчанию непонятно (если только он не выучит этот другой язык или не является билингвом от рождения), но, тем не менее, эти слова родственные, происходящие от реконструированного праиндоевропейского *wĺ̥kʷos.

Другой пример: «утюг» по-турецки будет ütü, что звучит примерно как ютю. Никакого генетического родства здесь нет, слово «утюг» было заимствовано русскими у тюркских народов Поволжья (или Кавказа), языки которых родственны турецкому. И еще один. «Шапка» по-турецки будет şapka (звучит шапка). Слово заимствовано из русского, который, в свою очередь, ранее адаптировал старофранцузское chape (шап).

Индоевропеистика как раздел лингвистики появилась и стремительно развилась в XIX веке, а уже в начале XX века лингвисты начали искать родство между языками еще более глубокого порядка. Появилась гипотеза о существовании макросемьи, объединяющей индоевропейскую семью с рядом других (алтайской, дравидийской, алтайской). Ее назвали ностратической – «нашенской», проще говоря.

Ностратическую теорию разрабатывают более ста лет – и, надо сказать, она вовсе не является предметом научного консенсуса, а продолжает вызывать ожесточенные споры. На этой карте мы видим современный ареал ностратических языков в представлении нашего великого лингвиста Сергея Старостина (1953-2005):

Языковые семьи – такие же, как человеческие: родственники являются родственниками потому, что у них есть общий предок. Чем дальше родство, тем давнее этот предок жил.-2

По мнению Старостина, первый распад праностратического языка произошел 13 тысяч лет назад, когда от него отделились пракартвельский и прадравидийский. Иными словами, та точка, в которой предок современного грузинского языка расстался с предками всех современных индоевропейских, отстоит от нас во времени очень, очень далеко.

Впрочем, если ностратическая теория неверна, то истоки грузинского остаются загадкой. Так что не корите себя, если при его изучении сталкиваетесь с непреодолимыми препятствиями: зацепиться-то почти не за что, это как на другую планету попасть.

Старостин не только разрабатывал ностратическую теорию, но и выдвинул гипотезу еще более смелую: о существовании сино-кавказской макросемьи. На этой карте показан предполагаемый ареал сино-кавказских языков в доколониальный период:

Языковые семьи – такие же, как человеческие: родственники являются родственниками потому, что у них есть общий предок. Чем дальше родство, тем давнее этот предок жил.-3

В мире немало языков, доказать родство которых с какими-либо другими не удается. Есть языки-одиночки, вроде бурушаски (такие называют изолированными), а есть языки, объединяемые в семьи, но распространенные на сравнительно небольшой территории. Самый потрясающий пример здесь – Новая Гвинея. Взгляните на две карты:

Языковые семьи – такие же, как человеческие: родственники являются родственниками потому, что у них есть общий предок. Чем дальше родство, тем давнее этот предок жил.-4

Слева – языковые семьи Европы, справа – Новой Гвинеи. С Европой все просто: большинство ее языков принадлежат к индоевропейской семье, также представлены уральская, алтайская (особняком идет Кавказ ну и баски-отщепенцы).

Так вот, если во всей Европе (население 750 миллионов) мы видим три большие семьи, то на острове Новая Гвинея (население 4 миллиона), разделенном между Папуа-Новой Гвинеей и Индонезией, представлено предположительно шестьдесят семей и около 800 языков. И лингвистические стены между этими семьями такие же непреодолимые, как между какими-нибудь индоевропейскими и алтайскими языками. Именно поэтому Новая Гвинея является лингвистическим раем (или адом, зависит от отношения).

Еще о языках