Найти в Дзене

Трагические тайны фильма "Молодая гвардия". Подпольщица Валя Борц против Никиты Хрущева. ч.2

Продолжение. начало тут Вот вроде бы и роман написан, и фильм снят, и песни поют, и книжки документальные выходят - и все должно быть ясно как белый день. Но нет, столько еще осталось тайн, столько идет скрытой борьбы между оставшимися в живых активными членами "Молодой гвардии ( а их всего человек десять и осталось), что рано или поздно все это должно было выйти наружу в том или ином виде. И это произошло в мае 1956 г. И главными героями этой драматической истории стали Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, писатель А. А. Фадеев и Валерия Давыдовна Борц. Та самая Валя Борц, которая вместе со своим лучшим другом Сережкой Тюлениным и флаги на 7 ноября вешала по городу, и грузовики немецкие с мальчишками грабила, и много еще чего героического. И еще она в августе 1942 г. создала вместе с Тюлениным, Степой Сафоновым и другими мальчишками, первую в Краснодоне комсомольскую подпольную группу "Молот", которая потом объединилась с другой подпольной группой, созданной Иваном Земнуховым, Ва

Продолжение. начало тут

Вот вроде бы и роман написан, и фильм снят, и песни поют, и книжки документальные выходят - и все должно быть ясно как белый день. Но нет, столько еще осталось тайн, столько идет скрытой борьбы между оставшимися в живых активными членами "Молодой гвардии ( а их всего человек десять и осталось), что рано или поздно все это должно было выйти наружу в том или ином виде. И это произошло в мае 1956 г.

И главными героями этой драматической истории стали Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, писатель А. А. Фадеев и Валерия Давыдовна Борц. Та самая Валя Борц, которая вместе со своим лучшим другом Сережкой Тюлениным и флаги на 7 ноября вешала по городу, и грузовики немецкие с мальчишками грабила, и много еще чего героического. И еще она в августе 1942 г. создала вместе с Тюлениным, Степой Сафоновым и другими мальчишками, первую в Краснодоне комсомольскую подпольную группу "Молот", которая потом объединилась с другой подпольной группой, созданной Иваном Земнуховым, Василием Левашовым и Олегом Кошевым.

Эту объединенную группу и назвали "Молодой гвардией". Потом к ним присоединился вернувшийся в город после разгрома партизанского отряда Виктор Третьякевич. А еще позже и бежавший из немецкого плена лейтенант Красной Армии Иван Туркенич. Эти "старшие", как их назвала Борц, ребята распределили между собой обязанности: Туркенич - командир, Третьякевич- комиссар, Земнухов - начальник штаба, они были самые старшие, им и карты в руки. Более младший Кошевой - член штаба, типа начальник контрразведки.

А Валя Борц было всего 15 лет. Она даже не была комсомолкой. В комсомол ее приняли в "Молодой гвардии". Вот такая она была.

В фильме главную любовную линию Герасимов переместил по сравнению с романом с Олега Кошевого и Нины Иванцовой на Валю Борц и Сергея Тюленина. Вале было 15 лет, Сергею 17. Это в фильме они взрослые, Валю играет Людмила Шагалова и Тюленина Сергей Гурзо, уже взрослые актеры

-2

Это были просто лучшие друзья. Фадеев в своем романе назвал Любку Шевцову "Сергей Тюленин в юбке", но вот только Валя ни в чем своему лучшему другу Сережке не уступала. Их боевая пятерка - Тюленин, Борц и еще несколько человек была одной из лучших боевок "Молодой гвардии".

Как только начались аресты, 3 января 1943 г. Олег Кошевой, сестры Нина и Оля Иванцовы, Валя Борц и Сергей Тюленин ушли из города и попробовали пробраться через линию фронта к наступающим частям Красной Армии. В пути они разделились и попытались пробраться по одиночке. Это удалось только Сергею Тюленину. Вместе с частям Красной Армии он участвовал в боях с немцами, попал в окружение, был ранен в руку, захвачен в плен, из плена бежал и пробрался обратно в Краснодон. К тому времени почти все молодогвардейцы были казнены.

В фильме показано, что выдала его полиции Вырикова. Тюленин был казнен с последней группой молодгвардейцев, которых арестовали в одно время с ним, полиция подбирала последних. 31 января 1943 г. Тюленин и последние молодогвардейцы были казнены и сброшены в шурф шахты № 5. По дороге на казнь смог бежать силач, борец, атлет Анатолий Ковалев "Царь". О нем расскажем отдельно, когда речь пойдет о реабилитированной Лядской, которая выдала его полиции 28 января 1943 г.

А Валя Борц не смогла перейти линию фронта и 15 января 1943 г. , обмороженная после долгих скитаний, тоже вернулась в Краснодон. В этот день увезли на казнь первую группу подпольщиков и выпустили из тюрьмы ее мать - учительницу русского языка и литературы Марию Андреевну. Именно Марии Андреевне, которая сидела две недели в одной камере с Ульяной Громовой, Любовью Шевцовой и другими девочками-подпольщицами, ее прекрасным с литературной точки зрения воспоминаниям, мы и знаем как это все было там, в застенках краснодонской полиции. Марию Андреевну выпустили, чтобы, как говорится на живца, поймать Валю. И только ее выпустили, как буквально через час появляется Валя. И ее тут же, сходу, не давая раздеться, отправляют после многодневных скитаний в Ворошиловград к родственникам. И она опять бредет по морозу 50 километров по степи до Ворошиловграда.

Валя уцелела. В том же 1943 г. она сдала экстерном за 9-10 класс, поступила в МАИ. Именно она и мать Олега Кошевого были самыми первыми источниками для Фадеева в написании романа. Из МАИ Валя ушла и поступила в кузницу кадров для советской военной разведки, в Военный институт иностранных языков, она стала военным переводчиком с испанского языка.

И вот 11 мая 1956 г. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев приглашает к себе на дачу старшего лейтенанта Советской Армии, военного переводчика, первую в стране женщину мастера спорта по автомобильному спорту,

-3

Валерию Борц, еще четверых оставшихся в живых молодогвардейцев, и писателя А. А. Фадеева. Вот как об этой встрече вспоминает сама Валерия Давыдовна

11 мая 1956 года ... нас, пятерых из бывших тогда живых молодогвардейцев, а также А.А.Фадеева пригласил к себе на дачу под Москвой Н.С.Хрущев. Там он завел разговор о ... прощении (за давностью лет) предавшего (под пытками) членов штаба «Молодой гвардии» Виктора Иосифовича Третьякевича.
Оказывается, он был сыном друга Н.С.Хрущева, земляка из с. Калиновка Курской области. Мол, никто из нас не гарантирован, что выдержит пытки. Четверо из нас высказались, от неожиданности, видимо, как-то неопределенно.
Я же сказала, что, конечно, не могу ручаться, что выдержала бы пытки. Но ... мы же давали клятву, в которой говорилось, что если кто-то из нас даже под пытками выдаст товарищей, то — «пусть будет проклятье ему на всю оставшуюся жизнь» и т.д.
Хрущеву это не понравилось. Он стал горячо что-то несвязное говорить. Мы молчали. Вдруг вскакивает А. А. Фадеев и гневно бросает в лицо Хрущеву, что он — бывший троцкист и еще что-то. Хрущев страшно покраснел. Фадеев жутко побелел. Произошла очень некрасивая сцена... Я об этом еще не рассказывала... И не знаю, надо ли говорить... Но встреча та была прервана. «До лучших времен»,— как сказал Хрущев. (Он очень был взволнован). Встреча так и не повторилась.

Вот только встреча больше не повторилась 13 мая 1956 г. у себя на даче застрелился Александр Фадеев. Официальная пропаганда тут же объявила, что застрелился он в результате запойного алкоголизма. Писатели-приспособленцы, типа И. Эренбурга, стали тут же распускать слушок, что Фадеев не выдержал мук совести от встреч с возвращающимися из лагерей писателями, которых он не спас от репрессий. Вот только друзья Фадеева потом сказали, что пить он бросил за две недели до самоубийства, написал и разослал прощальные письма. А его главное предсмертное письмо партии и правительству было опубликовано только в 1990 г.

Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет.
Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же "дубинкой".
С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!
Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить...
Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.
Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.
Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.
Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.
Прошу похоронить меня рядом с матерью моей. А. Фадеев".
13 мая 1956 года

Не знаю, как повлияла на окончательное решение Фадеева эта встреча с Хрущевым, но он понял, что от него потребуют переделки его самой любимой, самой романтической вещи, созданной в едином творческом порыве, в которую он вложил всю свою любовь и душу. Но то, что не удалось заставить сделать Фадеева, получилось с Сергеем Герасимовым. Не сразу, но получилось. Но об этом немного позже.

А пока займемся вопросом о Викторе Третьякевиче и том кто же предал "Молодую гвардию", поскольку в простые и ясные вопросы внесено столько путаницы, кривотолков, сделано столько политически ангажированных заявлений, что отличить правду от лжи очень трудно.

Виктор Третьякевич учился в одной из школ Краснодона, был активным общественником. комсоргом школы. В 1941 г. семья Виктора переехала в Ворошиловград, где его старший брат Михаил был секретарем горкома партии. Десятый класс Виктор закончил в 1942 г. В это время немцы уже начали захват Донбасса. Виктора назначили членом подпольного горкома комсомола. Он ушел в партизанский отряд, которым командовал руководитель ворошиловградского подпольного обкома партии Яковенко ( в фильме он выведен под фамилией Проценко и его играет Виктор Хохряков), а комиссаром отряда брат Михаил.

Отряд просуществовал недолго, был разгромлен и Виктор пробрался к родителям в Краснодон. Там уже организовались несколько подпольных групп и, когда произошло их объединение, Виктора, как активного общественника и бывшего партизана избрали комиссаром и комсоргом организации.

Виктор Третьякевич. 1924-1943 гг.
Виктор Третьякевич. 1924-1943 гг.

Сама по себе должность комиссара не давала никакой власти, впрочем, как и должность командира. Роль их была больше координационная. Ну собрались "старшие" комсомольцы - Туркенич, Земнухов, Третьякевич и по аналогии со взрослыми назначили себя командиром, начальником штаба и комиссаром. А кем они командовали? Подпольные группы стихийно сложились. В пос. Первомайка группой руководили Анатолий Попов и Виктор Петров, Ульяна Громова была связной со штабом в Краснодоне, В пос. Краснодон группой руководил Николай Сумской. В самом г. Краснодоне было несколько отдельных групп - Сергея Тюленина и Вали Борц, группа Анатолия Ковалева, и непосредственно группа Земунхова и Кошевого.

И не было жесткого подчинения групп штабу. Это все к тому, что якобы в организации всем руководил Третьякевич. Он был комиссаром и комсоргом. Хотя функции комиссара были вообще никакие, это же не армия. где можно вести политическое вопситание бойцов. Здесь были сознательные комсомольцы, да еще очень юного возраста, которые сами могли всему всех научить. А вот как комсорг Третьякевич организовывал прием новых членов ВЛКСМ, первым был принят Василий Левашов, второй Валя Борц. Вновь принятым выдавались комсомольские временные комсомольские билеты за подписью комсорга "Славина" - псевдоним Третьякевича.

В декабре 1942 г. произошел раскол организации. Олег Кошевой выступил инициатором создания из лучших бойцов "Молодой гвардии" партизанского отряда. Отобрали 15 человек - Сергей Тюленин, Валя Борц, Иван Земнухов, Олег Кошевой, Василий Левашов, Иван Туркенич, Василий Борисов, Василий Пирожок, Анатолий Попов, Виктор Петров, Анатолий Орлов, Георгий Арутюнянц, Ульяна Громова и др. Этот отряд должен был уйти в леса и начать уничтожать немцев. Командиром отряда был выбран Олег Кошевой, начальником штаба Сергей Тюленин.

Виктор Третьякевич в отряд включен не был. Олег Кошевой через свою связную Ольгу Иванцову имел связь с партизанским объединением в Ростовской области и оттуда получил информацию, что в свое время Третьякевич проявил трусость и сбежал из партизанского отряда, где воевал. Кошевой забрал всю комсомольскую документацию у Третьякевича и объявил комиссаром себя, заявив:"Самозванцы нам не нужны". И стал выдавать комсомольские билеты уже за своим псевдонимом - "Кашук". Произошло собрание штаба, на котором обсуждался вопрос о Третьякевиче. По одним пояснениям Третьякевич был отстранен от должности комиссара и комсорга, по другой Кошевого за эту смуту чуть не расстреляли.

Пока шло это заседание прибежала Валя Борц и сообщила, что можно ограбить несколько немецких грузовиков. Подпольщики думали, что в стоявших на улице без присмотра немецких грузовиках было оружие и боеприпасы. Валя Борц заскочила в кузов и увидела, что там новогодние продуктовые подарки для немецких солдат. Но и продукты нужны были будущим партизанам для их лесной жизни. И были ограблены три грузовика. Посылки вначале спрятали в сарае одного из молодогврдейцев, а затем перенесли в клуб им. Горького. Диретором клуба был коммунист, бывший военный летчик Евгений Мошков, посланный партийным подпольем в "Молодую гвардию". Виктор Третьякевич руководил в клубе струнным оркестром, который состоял из одних подпольщиков. Работа в клубе была хорошим прикрытием для встреч подпольщиков.

И теперь приступаем к официальной версии провала "Молодой гвардии", выработанной еще в 1943 г. , расследовании уголовных дел о предателях органами государственной безопасности. Не Фадеев кого-то назвал предателями со слов якобы одной Елены Николаевны Кошевой, а еще до приезда Фадеева в Краснодон чекистами были выявлены и изобличены предатели, которые в определенной мере способствовали массовой гибели комсомольцев-подпольщиков. Но об этом в следующей части.