Найти в Дзене
Владимир Нагирняк

«Человек, который чуть не убил Черчилля»: история Вильгельма Цана - самого неудачливого подводника кригсмарине

На западе этот подводник известен, как "Человек, который чуть не убил Черчилля". Мы же больше его знаем, как командира конвоя "Вильгельма Густлоффа", расстрелянного по приказу Гитлера. 30 октября была очередная годовщина атаки немецкой подлодкой U-56 британской эскадры и к этой дате была опубликована в "Профиле" моя статья об ее герое - самом неудачливом подводнике кригсмарине Вильгельме Цане. Здесь вы можете прочитать ее авторскую версию: Владимир Нагирняк «Человек, который чуть не убил Черчилля»: как немецкий подводник стал героем известных военных мифов 30 октября 1939-го произошло неординарное событие, до сих пор являющееся предметом споров. Тогда немецкая лодка атаковала британский линкор, где по слухам находился Черчилль. Это нападение стало отправной точкой для цепочки событий, не только прославивших командира лодки Вильгельма Цана, как закоренелого неудачника, но и сделавших его одной из ключевых фигур в катастрофе лайнера «Вильгельм Густлофф». Охота на крупного зверя Кораб

На западе этот подводник известен, как "Человек, который чуть не убил Черчилля". Мы же больше его знаем, как командира конвоя "Вильгельма Густлоффа", расстрелянного по приказу Гитлера. 30 октября была очередная годовщина атаки немецкой подлодкой U-56 британской эскадры и к этой дате была опубликована в "Профиле" моя статья об ее герое - самом неудачливом подводнике кригсмарине Вильгельме Цане. Здесь вы можете прочитать ее авторскую версию:

Владимир Нагирняк

«Человек, который чуть не убил Черчилля»: как немецкий подводник стал героем известных военных мифов

30 октября 1939-го произошло неординарное событие, до сих пор являющееся предметом споров. Тогда немецкая лодка атаковала британский линкор, где по слухам находился Черчилль. Это нападение стало отправной точкой для цепочки событий, не только прославивших командира лодки Вильгельма Цана, как закоренелого неудачника, но и сделавших его одной из ключевых фигур в катастрофе лайнера «Вильгельм Густлофф».

Охота на крупного зверя

Корабли нуждаются в базах. Поэтому пока последние не имеют надежной защиты, флот не способен решать свои задачи. Понимая это, командующий немецкими подлодками Карл Дениц задумал выжать британский флот из Северного моря, лишив его главной базы в Скапа Флоу, на Оркнейских островах. Его план завершился успехом, когда в ночь на 14 октября 1939-го туда проникла U-47, потопив прямо на рейде линкор «Ройал Оук». После этого британцы были вынуждены увести свои тяжелые корабли в залив Лох-Ю на северо-западе Шотландии.

Дениц логично предположил, что после атаки Скапа Флоу британская эскадра не появится в Северном море. Единственный шанс встретить ее оставался к западу от Оркнейских островов. Силы ПЛО в том районе были невелики, и, посланные охотится на линкоры, четыре малых лодки II серии могли рассчитывать на успех. В конце октября они заняли позиции севернее Шотландии, патрулируя район подходов к проливу Фэр-Айл.

Рано утром 30 октября U-56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана находилась в 45 милях севернее мыса Рат. Этот офицер было опытным подводником, служивший на флоте с 1930 года. Поэтому, когда он получил доклад акустика о шумах винтов вражеской эскадры, то в своих последующих действиях не допустил ни одной ошибки.

Подняв перископ, Цан внимательно осматривал горизонт. Сначала море казалось пустым, но в 9:00 он заметил вдалеке верхушки мачт, которые принадлежали британским линкорам. Оказалось, что прямо через позицию U-56 шли главные силы флота метрополии: линкоры «Родней», «Нельсон» и линейный крейсера «Худ» в сопровождении шести эсминцев. Шанс атаковать такие цели выпадал командирам подлодок крайне редко, поэтому Цан приказал экипажу быть готовым к торпедной атаке, начав предзалповое маневрирование.

Казалось бы, удача благоволила немцам, так как эсминцы, которые должны были защищать линкоры от атак подлодок, промчались на большом расстоянии от своих подопечных. Таким образом, U-56 оказалась между эсминцами и линкорами, никем незамеченная и готовая нанести сокрушительный удар.

Сначала Цан скептически отнесся к такому везению, отметив, что «три линкора шли на меня лоб в лоб, что делало атаку затруднительной, если не невозможной». Однако внезапно британские корабли совершили поворот на двадцать-тридцать градусов, после чего субмарина оказалась на идеальной позиции для стрельбы. Первым шел линкор «Родней», но командир U-56 решил его пропустить, сосредоточив свое внимание на однотипном «Нельсоне» - флагмане флота метрополии.

Британский линкор «Нельсон» 
©Imperial War Museums/Wikimedia Commons
Британский линкор «Нельсон» ©Imperial War Museums/Wikimedia Commons

В 09:41, когда «Нельсон» находился менее, чем в тысяче метров перед U-56, она выпустила в него три торпеды. Но увидеть результат атаки Цан не смог, так как сразу после залпа облегчившаяся лодка начала всплывать. Не желая себя демаскировать, он приказал срочно погружаться на 80 метров. Все это время его экипаж напряженно ждал взрыва торпед. Но сначала сверху прогудели винты линкора, а спустя три минуты раздался громкий звук удара металла об металл, и еще через три минуты вдалеке бабахнул взрыв.

Фортуна сыграла с немцами злую шутку: как минимум две торпеды врезались в борт «Нельсона», но не взорвались. А ее прощальным «салютом» стал взрыв третьей, прошедшей мимо цели. Британцы также слышали его, после чего быстро скрылись из виду. Цан же был настолько потрясен неудачей, что доложил о ней Деницу лишь вечером, что помешало тому отправить на перехват эскадры находившуюся рядом U-58.

Но в тот день командующий не винил своего офицера, а проклинал Торпедную инспекцию, не реагировавшую на жалобы подводников на некачественные боеприпасы. Он отметил, что проблема отказов торпед, имевшаяся с начала войны, далека от решения. Инспекция упорно отказывалась признавать этот факт, считая виновными самих подводников, якобы списывающих свои промахи на брак техники. А «серые волки», точно исполнявшие ее инструкции, уже переставали верить в свои торпеды: часть из которых либо не взрывалась, либо детонировала преждевременно. В результате, 31 октября Дениц написал, что «проблема отказа торпед является в настоящее время самой насущной из проблем подводной войны».

«Человек, который чуть не убил Черчилля»

Но больше всего в провале Цана Деница огорчило другое. По сведениям немецкой разведки, когда U-56 атаковала «Нельсон», на его борту находился глава Адмиралтейства и будущий премьер Великобритании Уинстон Черчилль. Этой версии гросс-адмирал придерживался долгие годы, написав в своих мемуарах, что после войны ему попалась на глаза газетная заметка, которая подтверждала этот факт.

Первый морской лорд Дадли Паунд и Уинстон Черчилль 
Imperial War Museums/Wikimedia Commons
Первый морской лорд Дадли Паунд и Уинстон Черчилль Imperial War Museums/Wikimedia Commons

Так, с легкой руки Деница, появилась легенда, что Цан имел шанс разом обезглавить британский флот, потому что на «Нельсоне» якобы были Черчилль, Первый морской лорд Дадли Паунд и командующий флотом метрополии Чарльз Форбс. В результате, за Цаном закрепилось прозвище - «Человек, который чуть не убил Черчилля».

Многие склоны этому верить, но что же было на самом деле? В своих мемуарах Черчилль писал, что 31 октября он вместе с Паундом отправился в Скапа Флоу для «проведения второго совещания на флагманском корабле Форбса» на тему укрепления обороны этой базы. Эскадра Форбса с 23 октября была в море, сначала прикрывая проводку конвоя из Норвегии, а после пыталась перехватить, захваченное немцами судно США «Сити оф Флинт», прорывавшееся из Мурманска в Германию. 31 октября корабли Форбса вернулись в Клайд. Поэтому, может быть, Черчилль и ошибся, называя место встречи с Форбсом, но ясно, что до 31 октября он физически не мог посетить «Нельсон», находившегося в походе.

От неудачи к неудаче

Еще одной неточностью Деница, стало его же утверждение переводе Цана на берег сразу после неудачи с «Нельсоном». В своих мемуарах гросс адмирал писал, что тот «с огромным напряжением провел торпедную атаку, находясь среди эскадренных миноносцев противника, был настолько потрясен этой неудачей, что я принял решение отозвать его из действующего флота и использовать в тылу для обучения команд подводных лодок».

 Вильгельм Цан 
Wikimedia Commons
Вильгельм Цан Wikimedia Commons

На самом деле, хотя Цан и испытал нервное потрясение, он продолжил командовать U-56 до января 1940-го. За это время она совершила два похода, в которых открыла боевой счет. В первом Цан торпедировал и повредил британский лесовоз, а затем потопил шведское судно, не разглядев в темноте его нейтральных знаков. Во втором походе установил минное поле у юго-восточного побережья Великобритании, на котором погиб финский пароход.

Но пережитый стресс не прошел для подводника бесследно, так как в отличие от своих коллег он действовал вяло. Вот тогда Дениц и усомнился в его дееспособности, назначив Цана преподавателем торпедных стрельб в военно-морском училище. Но и там экс-командир U-56 не нашел покоя. По свидетельству его сослуживцев, из-за депрессии он с трудом справлялся с работой на берегу, в итоге оказавшись психиатрической клинике.

После выздоровления Цана, Дениц дал ему второй шанс, вернув на подплав и назначив командиром U-69, известной, как «Смеющаяся корова». Но уже в первом походе, в сентябре 1941-го тот не смог атаковать конвой из-за чрезмерной осторожности, так и не выпустив ни одной торпеды. В следующем походе U-69 действовала в составе «волчьей стаи», атаковала, но из-за плохой погоды успеха не достигла. Это привело Деницу к выводу, что Цан еще на что-то годен.

Но после третьего похода командующий изменил свое мнение, когда U-69 ничего не добилась, хотя возможности для успеха были. Тогда он понял, что ее неудачи объясняются не только невезением командира, но и нехваткой у того «мастерства и инициативы», как в управлении лодкой, так и в атаке. Вероятно, Цан так и не смог справится с приобретенным комплексом неудачника. В апреле 1942-го его сняли с должности и направили на штабную работу в Киль.

«Расстрелянный» по приказу фюрера

Следующий этап службы подводника был связан с еще одной знаменитым мифом Второй Мировой. В октябре 1943-го Цана назначили командиром батальона 2-й учебной дивизии подплава в Готенхафене. Теперь он снова должен был готовить кадры, ведя занятия на вспомогательном судне ВМС «Вильгельм Густлофф».

Учеба закончилась в январе 1945-го, когда Восточная Пруссия стала местом боевых действий. Продвижение Красной Армии, заставила Деница начать эвакуацию населения на запад в рамках операции «Ганнибал». 30 января в море вышел конвой в составе «Густлоффа» и кораблей эскорта, который должен был доставить подводников и беженцев в Киль.

Будучи военным комендантом «Густлоффа», Цан попытался убедить его капитана , что лучшая защита от подлодок - это скорость судна в 15-16 узлов и светомаскировка. Но тот не прислушался к совету Цана, посчитав, что состояние судовых двигателей не позволяет дать больше 12 узлов. Также капитан зажег судовые огни, когда пришло сообщение о тральщиках, якобы шедших навстречу. Эти и другие ошибки привели к одной из самых страшных морских катастроф, унесшей тысячи жизней.

Огни лайнера заметила советская подлодка «С-13» Александра Маринеско, которая смогла догнать «Густлофф» и потопить его. В результате, из 173 членов экипажа, 918 подводников, 373 женщин-военнослужащих из вспомогательной службы ВМС, 162 раненых и почти 5000 (по другим данным свыше 8 тыс.) беженцев выжили 1239 человек, включая Цана.

После войны в СССР из-за непроверенной информации, приятой за истину, возник миф о том, что будто «С-13» разом покончила с 3700 немецкими подводниками, якобы находившихся на «Густлоффе». А так как мифы плодят мифы, скоро заговорили и о взбешенном потоплением лайнера Гитлере, объявившим Маринеско своим личным врагом. Кроме того, якобы фюрер отдал приказ объявить в Германии трехдневный траур, а командира немецкого конвоя расстрелять.

Сейчас уже известно, что все это не соответствовало действительности, а миф о своем расстреле Цан опроверг фактом своей смерти в 1976 году. На гражданке он занимался предпринимательством, что выглядит удивительным при его катастрофическом невезении. В завершении же рассказа о судьбе этого подводника-неудачника нужно отметить, что редкий дар попадать в неприятности сделал его героем сразу нескольких самых известных мифов Второй Мировой войны.

О других невезунчиках кригсмарине можно прочитать здесь:

Статья на сайте "Профиля":

"Человек, чуть не убивший Черчилля": как немецкий подводник стал героем военных мифов