Найти тему
Владимир Нагирняк

Самая невезучая подлодка Третьего Рейха

За короткое время своего существования военно-морские силы Третьего Рейха стали рекордсменами по количеству введенных в строй подводных лодок и их потерь. С 1935 по 1945 в состав кригсмарине входили 1167 субмарин. Многие из них сначала успешно воевал, но удача - штука переменчивая – за годы войны немцы потеряли в море 717 субмарин.

Однако кроме известных и удачливых подлодок в немецком флоте были настоящие «неудачники», которым так и не было суждено выйти в море для сражения с противником, потому что фортуна все время стояла к ним задом. Одной из таких субмарин была U 416, невезение которой можно назвать нарицательным.

Данная подлодка относилась к серии VIIC и была построена на верфи Данцига. 4 ноября 1942 года у верфи её принял экипаж оберлейтенанта цур зее Курта Райха и на ней впервые был поднят военно-морской флаг. Прямо со следующего дня у него начался период испытаний, учений и тренировок на Балтике. 5 ноября лодка вошла в состав 8-й учебной флотилии, куда отправляли новенькие субмарины, недавно вступившие в строй флота.

Спуск "семерки" на воду
Спуск "семерки" на воду

На протяжении следующих трех месяцев U 416 мотало по балтийским базам от Данцига до Киля, где она проходила всевозможные испытания по погружению, маневрированию, торпедной стрельбе и прочем подводным премудростям. В начале февраля 1943 года лодка Райха была переведена в 25-ю, а затем в 27-ю учебные флотилии, где отрабатывалась тактика действий подлодок в условиях приближенных к боевым. Там "серые волки" учились групповому нападению на конвой, тактике действий против самолетов и кораблей ПЛО.

29 марта 1943 курс подготовки был завершен и U 416 вышла из Данцига в Киль, где должна была продолжить службу уже в качестве боевой субмарины. Однако до Киля лодка не дошла. Рано утром 30 марта, прямо во время перехода, у правого борта U 416 раздался мощный взрыв. Лодка подорвалась на магнитной мине, сброшенной с британского самолета к западу от острова Бронхольм.

В момент взрыва на ней разом погасло все освещение, включая и аварийное, дизели остановились и лодка, потеряв ход, замерла на месте. Райх приказал оценить ущерб от взрыва и получил малоутешительный доклад – вышли из строя оба дизеля, часть ячеек аккумуляторной батареи, была нарушена работа ряда важных систем и устройств. Кроме того, в прочном корпусе лодки была обнаружена трещина, но по счастливой случайности вода в лодку не поступала. Экипаж U 416 потерь не понес.

"Семерка" во время учений на Балтике
"Семерка" во время учений на Балтике

Спустя некоторое время подводникам удалось выяснить, что лодка может продолжить движение на электромоторах на малой скорости. Дав ход, она она затем четыре часа медленно ползла в сторону ближайшей базы. Один из дизелей удалось запустить только в восемь часов утра, но он работал с перебоями. В итоге к вечеру того же дня U 416 кое-как добралась до Штеттина, где ее поставили в док.

Так как изначально было невозможно строить прогноз о сроках и результате ремонта, 8 апреля 1943 года U 416 была временно выведена из состава кригсмарине, а её командир получил назначение на другую лодку. Затем U 416 отбуксировали в Кенигсберг, на верфь «Шихау», где ее ремонтировали до осени. 4 октября 1943 года ремонт был закончен и она снова вступила в строй флота. На неё был назначен новый командир оберлейтенант цур зее Рудольф Цорн. Однако, как оказалось не надолго.

Вечером 15 октября при выходе из Данцигской бухты на фарватере лодка столкнулась с пароходом «Отто Петерсен». Судно протаранило U 416 и два отсека до центрального поста оказались затоплены из-за пробоины в носу лодки. Она рухнула носом на дно, но снова обошлось без жертв. 17 октября U 416 подняли и отбуксировали в Данциг.

Лодку вновь отремонтировали, но так как о применении её в качестве боевой субмарины уже не могло быть и речи U 416 передали 23-й учебной флотилии для тренировок будущих подводников. С июля 1944 е` перевели в 21-ю учебную флотилию, где она продолжила играть роль учебной лодки. К этому моменту на ней уже сменилось два командира: теперь ей командовал оберлейтенант цур зее Эберхард Риегер.

Точка в карьере U 416 была поставлена утром 12 декабря 1944 года к северо-западу от Пиллау, когда лодка столкнулась столкновения с тральщиком М-203. На момент столкновения "семерка" стояла без хода по причине плохой видимости. В этот момент её и протаранил этот корабль. Прежде чем U 416 затонула, её успели покинуть около двадцати человек, но тральщику удалось подобрать только пять подводников, один из которых вскоре умер.

Тонущая "Семерка". В данном случае, это U 625
Тонущая "Семерка". В данном случае, это U 625

Так закончилась история одной из самых невезучих субмарин кригсмарине, которой так и не довелось выпустить в корабль или судно противника ни одной торпеды, так как морской бог Посейдон непременно желал видеть ее на дне морском.

© Владимир Нагирняк

#хв

 #uboot