История немецкого подводника Петера Цшеха полна загадок. В морскую историю он вошел, как командир подводной лодки, покончивший жизнь самоубийством прямо на ее борту во время похода. Попытаюсь разобраться в причинах случившегося.
Сразу оговорюсь, что его фамилия (Zschech) вряд ли немецкая, поэтому ее правильное написание или произношение под вопросом. Буду использовать свой вариант.
Этот офицер подавал надежды в глазах командования. В начале своей карьеры он служил на лодке подводного аса Йохана Мора, известного своей результативностью. Проведя на U 124 четыре похода, Цшех был отозван на курсы подготовки командиров ПЛ с перспективой получения под командование собственную лодку. И он ее получил, приняв под командование U 505 типа IXC, 6 сентября 1942-го.
В своем первом походе Цшех действовал на ней на «бокситном маршруте» у побережья Южной Америки. Там он смог потопить лишь одно судно, так как встретил серьезное противодействие ПЛО союзников. В частности 10 ноября «девятку» атаковал британский «Хадсон» (или «Гудзон», кому как больше нравится), пилотируемый австралийцем Р. Силлкоком. Нападение оказалось для немцев неожиданным. «Хадсон» вывалился из облаков и ринулся на лодку, низко летя над морем. Так как верхняя вахта прозевала нападение, Силлкоку удалось точно сбросить бомбы и серьезно повредить лодку. Но атака не прошла для австралийцев безнаказанно. Так как бомбометание произошло на небольшой высоте, самолет пал жертвой своих бомб. Силой их взрыва он был поврежден и упал в море. Весь экипаж погиб.
Но так или иначе Силлкок свое дело сделал. На U 505 во время атаки серьезно пострадали два члена экипажа, включая второго вахтофицера. Да и сама лодка пострадала не меньше. Ввиду критической ситуации с ранеными, Цшех запросил у штаба рандеву с лодками, имеющими на борту врачей. Штаб направил его к «дойной корове» U 462. Встреча произошла 22 ноября. На ней второй вахтофицер «девятки» был передан на «корову» для лечения. Второй раненный к тому моменту уже стал чувствовать себя лучше.
После этого Цшех начал возвращение на базу. Но на обратном пути он пытался атаковать цели, несмотря на повреждения своего корабля. Ночью 24 ноября он совершил четыре торпедных залпа, атакуя неизвестное судно. Все «угри» прошли мимо цели, так как дистанция до нее была велика.
30 ноября штаб приказал Цшех встретится с другой «коровой» U461, чтобы забрать у нее радиолокационное оборудование и матроса с обнаруженным у того сифилисом. Встреча произошла по плану. После этого Цшех повел свою искалеченную лодку в Лориан, прибыв туда 12 декабря.
Действия Цшеха, как командира, в первом походе получили у командования положительную оценку. Резюмируя его, командующий подлодками кригсмарине Карл Дениц, отметил «упорство и стойкость командира, пытавшегося атаковать на сильно поврежденной лодке». Так же командующий отметил, что нападение самолета было внезапным и даже наличие на борту корабля «Бискайского креста» не должно ослаблять бдительность верхней вахты.
Ремонт U 505 затянулся на полгода. Она вышла в море лишь 3 июля 1943-го. С этого момента началась странная история ее многочисленных возвратов на базу с прерыванием походов на ранней стадии.
Уже 4 июля Цшех начал отмечать ряд неисправностей своего корабля, но поход продолжил. А 8 июля история повторилась – на лодку вновь посыпались глубинные бомбы. Правда в этот раз непонятно кто ее бомбил, так как она находилась на 40-метровой глубине. Цшех предположил, что это мог быть самолет и вот почему: на лодке вышла из строя шумопеленгаторная станция, поэтому она оглохла. Лишившись «ушей», Цшех решил, что его «девятка» оставляет на поверхности масляный след, который виден с воздуха. Поэтому над ней кружит самолет и атакует по этой наводке.
Кадры записи атаки авиацией союзников немецкой подлодки
Так как ничего не было слышно, Цшех поднял лодку на перископную глубину и заметил три эсминца. Его вывод: самолет нашел лодку по следу и вызвал их для поиска ПЛ. Вероятно, предположения Цшех были верными, так как из поступающих сообщений стало ясно, что в этом районе действует вражеская поисковая группа ПЛО.
9 июля «девятка» всплыла у испанского побережья. Проверили наличие следа. Она действительно оставляла след при погружении. Так как устранить неисправности на месте было нереально, Цшех дал радиограмму в штаб, указав, что лодка течет. Штаб дал добро на возвращение. 13 июля «девятка» пришла в Лориан, где выяснилось, что ремонт на верфи оказался некачественным: практически все резиновые уплотнители клапанов у балластных цистерн были полностью изъедены.
После двух недельного ремонта Цшех снова вышел в море. На следующий день он решил проверить лодку глубоководным погружением . На 120 метрах она начала трещать. Осмотр после всплытия ничего не дал. Как позже выяснилось, под верхней палубой лопнул один из торпедных пеналов. Нырнули снова. На глубине 160 метров раздался громкий хлопок в районе люка дизельного отсека. Попытки разобраться в происходящем после всплытия к успеху не привели. Цшех запросил разрешение вернуться и вечером 2 августа вновь оказался в Лориане.
На базе лодкой занялась верфь, которая не выявила никаких дефектов, несмотря на заявления командира. 14 августа U 505 снова вышла в море.
15 августа Цшех снова начал тестовые погружения. На 140 метрах снова раздался сильный треск в прежнем месте. На 167 метрах лодка продолжила трещать, стали слышны звуки затопления. Как отметил Цшех, вода проникла в шахту воздухозаборника. После всплытия он доложил в штаб, что воздухозаборник разорван и сплющен. Кроме того, вышла из стоя одна из цистерн правого борта. После этого лодка вернулась на базу в тот же день.
На верфи подтвердили заявленную поломку и произвели ремонт воздухозаборника. 21 августа Цшех снова вышел в море. Но уже на следующий день был выявлен масляный след. Лодка вновь ушла в Лориан, где простояла до 17 сентября.
Как отметил Цшех, причины утечки были все те же – изведенные прокладки в балластных и топливных цистернах.
18 августа лодка снова вышла в море. На следующий день выяснилось, что при погружении течет клинкет выхлопа одного из дизелей. Оказалась, что это произошло по вине экипажа. Неисправность устранили, поход продолжился. А 22 сентября выяснилось, что не работает антенна радиопеленгатора. Поломку не устранили. Поход продолжился. 23 сентября при срочном погружении выяснилось, что не работают правый электромотор и главный осушительный насос. Причина оказалась в замыкании на главном распределительном щите. Правый электромотор починили, а вот мотор насоса ремонту не подлежал. В результате, Цшех снова решил вернуться на базу, приведя лодку в Лориан 30 сентября.
Ситуация с четырьмя возвращениями выглядела необычно. Однако штаб подводных сил был на стороне командира. Дениц дал на это следующее заключение:
«Поход прерывался четыре раза из-за вновь возникающих повреждений и отказов, которые ограничивали готовность лодки к действиям после более чем полугодовалого ремонта на верфи. Доводы командира принимаются».
Лодка пробыла на базе неделю. На ней заменили насос, исправили дефекты перископа и кормовых рулей. 9 октября U 505 вновь вышла в море. На этот раз Цшех не фиксировал в начале похода каких-либо неисправностей.
24 октября лодка подверглась атаке глубинными бомбами, когда находилась под водой. Спустя две минуту после их взрывов на U 505 произошло нечто странное – ее командир Петер Цшех застрелился. В командование кораблем вступил его первый вахтофицер. 30 октября он отправил в штаб радиограмму, что командир мертв и лодка возвращается на базу. 7 ноября она вернулась в Лориан. По поводу ее возвращения Дениц написал, что поход прерван из-за смерти Цшеха и отмечать тут нечего.
Причина самоубийства командира 505-й является загадкой. Версий по этому поводу несколько. Во-первых, считается, что к моменту своей смерти, он был уже морально надломлен и во время бомбежки 24 октября сломался окончательно, решив свести счеты с жизнью. Те, кто читал воспоминания Г. Геблера – члена экипажа U 505, помнят, что тот был свидетелем суицида.
По мнению Геблера, Цшех во время атаки вел себя, как зомби, затем при очередном взрыве ударился головой, а после выстрелил себе в голову. Этот факт был воспринят командой, как предательство и Геблер, описывая похороны командира, отметил, что, когда отдали команду «смирно», экипаж не отреагировал:
«Прямо перед рассветом оно было готово к поднятию в боевую рубку для церемонии прощания. Мейер скомандовал «смирно», но никто не двинулся. Возможно, если бы он не был зашит в парусину, мы могли бы отдать честь форме. Но никто из нас не мог заставить себя сейчас стоять смирно. Мейер понял и не стал требовать выполнения. Тело Жеха было поднято на мостик и сброшено за борт без всяких церемоний».
Перевод этого отрывка не мой. Лично я сомневаюсь в том, что Цшеха хоронили в форме. Известный факт – во время похода подводники не соблюдали ношение форменной одежды. А любимым элементом командиров в походе вообще была клетчатая рубашка. Похоже, что Геблер несколько приукрашивает происходившее на фоне уже пережитого. Тем более, что он затем не удостоил покойника ни одним добрым словом. C одной стороны понятно: моряки – народ суеверный. И образовавшийся покойник на борту по причине суицида им радости не внушает. Но с другой стороны, Цшех смог вытащить свой экипаж в первом походе из пасти дьявола. Лодка была сильно повреждена атакой самолета, но Цшех довел ее до базы. Об этом Геблер даже не обмолвился.
Но есть и другие мнения. Правда, они сформированы на почве слухов. Среди экипажей других ПЛ считалось, что Цшех был саботажником. Именно этим объясняли четыре прерывания похода. Якобы Дениц начал подозревать Цшеха и отправил с ним в один из походов человека с тайной миссией для проверки командира лодки. И тот сообщил командующему, что Цшех не глупец и трус, а расчетливый саботажник. Однако, эти слухи вряд ли достоверны. Если бы Дениц сомневался в Цшехе, то тот бы в море больше не вышел. А как писал Дениц – к Цшеху у командования претензий не было.
Резюмируя финал командира U 505, отмечу, что склоняюсь к основной версии причины его суицида. Определенно, Цшех сломался. Случаи нервных срывов у командиров ПЛ уже были не редкостью. Причем не только у немецких. Как известно, даже известный советский подводник Грешилов имел проблемы с психикой во время командования лодкой. И в этом нет ничего удивительного, так как нагрузка на командирах ПЛ всегда огромная и не все могли выносить груз ответственности долго. Определенно, что у командира U 505 после череды неудач сдали нервы. Подводная война безжалостно ломала психику подводников.
© Владимир Нагирняк
#uboot
#graywolfs