Она блестяще сыграла множество ярких ролей в кино и в театре, превращаясь то в очаровательную в своей наивности юную принцессу, то в экстравагантную пожилую даму, то в образцовую хранительницу семейного очага. Она была возлюбленной двух незаурядных талантливых мужчин, но нашла прочное семейное счастье лишь ближе к пятидесяти годам. Она перестала сниматься в кино вскоре после того, как стала всенародной любимицей и сыграла самую главную из своих ролей.
В жизни народной артистки РСФСР было множество загадок, тем более что она не спешила открывать душу посторонним и не откровенничала с журналистами.
И хотя в последние годы жизни актриса оказалась в крайней бедности и страдала от мучительной болезни, она сохраняла бодрость духа и не жаловалась на жизнь.
Любители кино, запомнившие Нину Михайловну в роли простодушной и по-житейски мудрой провинциалки Надюхи из мелодрамы "Любовь и голуби", изумлялись, узнав, что обладавшая непревзойденным умением перевоплощаться актриса - коренная москвичка, родившаяся в Лосиноостровском, дачном пригороде Москвы 1930-х годов.
При этом отроческие годы будущей актрисы прошли вдали от родины - в экзотическом Иране, куда отец Ниночки отправился в служебную командировку незадолго до начала Великой Отечественной войны. Опытный специалист по мехам, Михаил Никифорович должен был оценить перспективы закупки овчины и каракуля для нужд Красной Армии.
За девять лет, проведенных в Иране, Нина освоила язык фарси, изучила таинства восточной кухни и древнюю персидскую поэзию, но главное - она стала по-восточному дипломатичной и научилась сходиться с самыми разными людьми, завоевывая их симпатию и доверие. По возвращении домой Ниночка, начавшая учебу в школе при советском посольстве, поступила в Лосиноостровскую женскую школу № 4.
Параллельно она успевала заниматься в театральном кружке при местном клубе железнодорожников. Так что когда юная девушка закончила школу с золотой медалью, она твердо знала, что будет актрисой и только актрисой.
Театральный дебют молодой актрисы, успевшей не только закончить Щукинское училище, но и сыграть несколько ролей в кино, состоялся в 1958 году на сцене уже ставшего знаменитым театра "Современник". Ее пригласил руководитель театра Олег Ефремов, упросив Нину подменить заболевшую актрису. Нина согласилась выручить собрата по сцене, с которым она познакомилась в 1954 году, на съемках первого советского широкоэкранного фильма "Первый эшелон".
Вскоре она перешла к труппу "Современника", где и проработала более тридцати лет. А коллеги вскоре заметили, что Нину и Олега Ефремова связывают не только дружеские узы, но и более личные отношения. Впрочем, о свадьбе между ними речи не шло - Нина не претендовала на главное место в сердце своего избранника, зная, что оно навеки отдано театру и опасаясь стать помехой его творческим планам. Кроме того, она знала о непостоянстве и влюбчивости Ефремова и опасалась, что даже намек на то, что им пора узаконить отношения, разрушит их любовь.
И все-таки эта идиллия прервалась из-за того, что Олег Ефремов увлекся другой женщиной. Об измене возлюбленного Нина Михайловна узнала в Одессе, где снималась в лирической кинокартине "Первый троллейбус". В расстройстве чувств она отправилась на пляж и едва не утонула. Но ее спас партнер по съемкам, двадцатидвухлетний Олег Даль, давно влюбленный в харизматичную актрису, до поры предлагавшую ему только дружбу.
Когда юный застенчивый Олег Даль пришел в "Современник", Нине поручили опекать молодого артиста. Он следовал ее советам, ловил каждое слово и вскоре почувствовал, что влюбился по уши, хотя и не смел заговорить о своей любви. Друзья недоумевали, отчего Нина решилась стать женой Даля, будучи старше его на шесть лет и видя в нем скорее друга, чем возлюбленного. Одни считали, что она устала от пылких страстей, другие - что она совершила этот поступок из мести Ефремову.
На свадьбе молодой четы присутствовала вся труппа "Современника", включая ее худрука.
Он выглядел подвыпившим и наконец заявил во всеуслышание: "А ты все равно любишь только меня", чем окончательно испортил настроение молодоженам.
Даль почувствовал себя оскорбленным и ушел неизвестно куда, вернувшись лишь через три дня. И все-таки, несмотря на дурные предзнаменования, этот союз продержался два года. При этом впоследствии Нина Михайловна упрекала себя за то, что не смогла дать Олегу Далю заслуженного им семейного счастья.
После развода актриса долго оставалась одна. Ее вторым мужем стал человек, близкий к театру, но далекий от театральных склок и борьбы амбиций - осветитель "Современника" Владимир Ишков.
Он был удивительно мягким и деликатным человеком, освободившим свою знаменитую супругу от утомительных бытовых забот. Разлучить преданную друг другу пару смогла только неумолимая смерть - Владимир скончался в 2004 году. А вот детей у них не было, поэтому нерастраченные материнские чувства Нины Михайловны обратились на ее двух племянниц и на студентов училища имени Щукина, к которым она относилась с поистине материнской заботой.
Впрочем, когда муж осторожно попросил Нину Михайловну убрать портрет Олега Ефремова со стены, супруга ответила ему категорическим отказом, объявив: "Скорее ты уйдешь отсюда, а он висел здесь и будет висеть!"
Впоследствии она говорила, что это была едва ли не единственная размолвка с Владимиром за их долгую совместную жизнь.
В 1990-е актриса практически оказалась вне поля зрения как журналистов, выискивающих новости и слухи из жизни "звезд", так и своих старых поклонников. Отчасти потому, что она уже не снималась в кино и реже выходила на сцену, хотя и продолжала преподавать в Щукинском училище, найдя там второй дом. Отчасти оттого, что ее преследовали болезни.
Вскоре после смерти второго мужа она почувствовала боли в сердце, а вскоре угодила в больницу с инфарктом. Впоследствии Нина Михайловна вспоминала, что пребывание в больнице научило ее радоваться каждому дню и благодарить людей за участие и доброту, не зацикливаясь на материальных трудностях и житейских передрягах.
Нина Дорошина прожила долгую жизнь, скончавшись от сердечного приступа в 83-летнем возрасте. Хотя в последние годы жизни она с трудом передвигалась по квартире, она надеялась подлечиться, вернуться в театр и к преподавательской работе и непременно сыграть свою лучшую роль.