Найти тему

Петр I, «ревнитель иконного мастерства». На выставке в Митрополичьих палатах

Удивительно, при всех своих западных пристрастиях, Петр I немалое внимание уделял церковной иконописи. Это в полной мере отвечало его планам и замыслам. В Православии он видел важнейшее средство духовного сплочения необъятной Российской Империи.

Конечно, при ломке старых устоев зачастую возникали резкие столкновения мнений. В 1705 г. в ярославских Митрополичьих палатах разгорелся яростный «спор о бороде». Отцы церкви во главе с авторитетным иерархом Димитрием Ростовским крайне негативно отзывались об указе Петра I о бритье бород, усматривая в том кощунственное посягательство на национальные основы.

Вдобавок, прямые враги Петра активно распространяли слухи, что царь-де он «подменный», и более того, «антихрист Вельзевул кромешный».

Святители Гурий и Варсонофий в молении пред образом Богородицы Казанской. Последняя четверть XVII века. Икона экспонируется впервые
Святители Гурий и Варсонофий в молении пред образом Богородицы Казанской. Последняя четверть XVII века. Икона экспонируется впервые

Однако, на деле Петр I оказался большим ревнителем Православия, чем многие мнительные святоши. По его воле была заложена одна из чтимых святынь - Александро-Невская Лавра. В неё были торжественного перенесены мощи великого полководца, защитника Земли Русской, Александра Невского. Его вещие слова: «Не в силе Бог, а в правде» по сей день выражают суть русской национальной идеи.

В 1707 г. Петр поручил «суперинтенданту» (главному цензору) Оружейной палаты Ивану Зарудному «смотреть, чтоб изуграфы святых икон … искусным и тщательным писанием управляли с великим прилежанием».

Предста Царица. Конец XVII – начало XVIII века. Изображены Богоматерь, Иоанн Предтеча и Архангелы в молении предстоящие Спасителю, восседающему на престоле
Предста Царица. Конец XVII – начало XVIII века. Изображены Богоматерь, Иоанн Предтеча и Архангелы в молении предстоящие Спасителю, восседающему на престоле

Известен также подписанный им указ о контроле за церковной живописью по предписаниям Большого Московского собора. При участии самодержца Святейший Синод издал постановление, призывающее нещадно отстранять от работы «неискусных и злокозненных иконников», а сами иконы «писать чинно и благообразно».

Избранные Святые: Пророк Аввакум, мученик Мина, Косьма и Дамиан в молении иконе «Богоматерь Знамение». Конец XVII века
Избранные Святые: Пророк Аввакум, мученик Мина, Косьма и Дамиан в молении иконе «Богоматерь Знамение». Конец XVII века

По свидетельствам, Петр I шесть раз бывал в Ярославле, и мог лично убедиться в высоком мастерстве здешних иконописцев. Так, в 1696 году он приезжал в город на похороны своего боевого соратника – стольника Фёдора Ивановича Троекурова, геройски погибшего под Азовом в возрасте 28 лет.

В городе тогда был заново обустроен Успенский собор. Храм украшал огромный иконостас с образами «самого доброго письма».

Одна соборных икон представлена на выставке:

Сошествие Святого Духа. Начало XVIII века. Икона создана для Успенского собора Ярославля. Изображены Двенадцать Апостолов. В центре композиции – Богоматерь на божественном престоле
Сошествие Святого Духа. Начало XVIII века. Икона создана для Успенского собора Ярославля. Изображены Двенадцать Апостолов. В центре композиции – Богоматерь на божественном престоле

В стиле ярославских монументальных росписей исполнен образ Спаса с припадающими Михаилом Малеиным, Святой Ксенией и Великомученицей Анастасией

Спас с припадающими Михаилом Малеиным, Святой Ксенией и Великомученицей Анастасией. Конец XVII – начало XVIII века.
Спас с припадающими Михаилом Малеиным, Святой Ксенией и Великомученицей Анастасией. Конец XVII – начало XVIII века.

Волнения и тревоги полон взор Иоанна Златоуста. Напряженно размышляет он о неисповедимых путях Господних

Иоанн Златоуст со сценами жития. Конец XVII – начало XVIII века
Иоанн Златоуст со сценами жития. Конец XVII – начало XVIII века
Фрагмент иконы. Сцена жития Иоанна Златоуста
Фрагмент иконы. Сцена жития Иоанна Златоуста

Под стать ему Николай Чудотворец, Преподобный Алексий Человек Божий и Святой Александр Свирский

Святитель Николай Чудотворец. Конец XVII – начало XVIII века.
Святитель Николай Чудотворец. Конец XVII – начало XVIII века.
Преподобный Алексий Человек Божий. Начало XVIII века. Почитался святым покровителем царя Алексея Михайловича, отца Петра I
Преподобный Алексий Человек Божий. Начало XVIII века. Почитался святым покровителем царя Алексея Михайловича, отца Петра I
Преподобный Александр Свирский с клеймами жития. Конец XVII – начало XVIII века.
Преподобный Александр Свирский с клеймами жития. Конец XVII – начало XVIII века.

Удивительно, сколь по-разному трактовали сюжет Троицы мастера конца XVII и начала XVIII веков. На первой доске царит атмосфера благоговейного молчания. На втором же образе она сменяется сценой оживлённой беседы посланцев Божьих с радушным хозяином.

Святая Троица с деяниями. Последняя четверть XVII века. Справа и слева – Авраам и Сара, подносящие трапезу. Вверху изображены Лот и его дочери, спасаемые из уничтожаемого Богом Содома. Тема по сей день актуальная
Святая Троица с деяниями. Последняя четверть XVII века. Справа и слева – Авраам и Сара, подносящие трапезу. Вверху изображены Лот и его дочери, спасаемые из уничтожаемого Богом Содома. Тема по сей день актуальная
Святая Троица (Гостеприимство Авраамово). Первая четверть XVIII века.
Святая Троица (Гостеприимство Авраамово). Первая четверть XVIII века.

Державного величия полны изображения Спаса на Престоле и Богоматери на Троне

Иоанн Андреев. Спас на престоле. 1703-1707. Известно, что Иоанн Андреев был священником церкви Димитрия Солунского
Иоанн Андреев. Спас на престоле. 1703-1707. Известно, что Иоанн Андреев был священником церкви Димитрия Солунского
Богоматерь на троне. Первая четверть XVIII века
Богоматерь на троне. Первая четверть XVIII века

Застыли пред ликом Господним избранные Святые

Избранные Святые в молении пред образом «Спас Великий Архиерей». Конец XVII – начало XVIII века. Изображены Московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп. А также Василий и Максим Блаженные. Основная идея – прославление Москвы как богоизбранного города
Избранные Святые в молении пред образом «Спас Великий Архиерей». Конец XVII – начало XVIII века. Изображены Московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп. А также Василий и Максим Блаженные. Основная идея – прославление Москвы как богоизбранного города

Под конец один из образов вызвал неожиданные ассоциации. На иконе «Собор Михаила Архангела» воинство Христово, вооруженное пальмовыми ветвями, напомнило дозор бравых преображенцев с обнаженными палашами. И не мудрено: ведь и те, и другие стояли на страже Земли Русской, охраняли её от чудовищных сил зла

В «Медном всаднике» Евгений называет Петра «строителем чудотворным». Конечно, монарх не был святым угодником. Но, несомненно, верил в величие русского духа. И с этой верой побеждал, строя великую Российскую Империю

Собор Михаила Архангела. Начало XVIII века.
Собор Михаила Архангела. Начало XVIII века.

P.S. Материал является продолжением темы «Духовные символы петровских побед»

В выставочном зале
В выставочном зале

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц