В ярославских Митрополичьих палатах состоялась выставка «Иконы петровского времени».
По словам Пушкина, при Петре I «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль - при стуке топора и громе пушек». Успехом своих реформ «владыка полумира» во многом был обязан не только доблести русских воинов под Полтавой, но и высокому умению искусных мастеров - каменщиков, резчиков, позолотчиков, изографов. По сути, они воплотили в жизнь его заветную мечту - построили Петербург.
Среди тысяч «работных людей», прибывших по царскому указу на берега Невы, изрядную долю составляли ярославцы. Денно и нощно трудились «каменных дел мастера» из древнего волжского города над возведением Петропавловской крепости, Летнего дворца Петра I, дворцов Меншикова и Кантемира, царских резиденций в Стрельне, Ораниенбауме и Петергофе …
Петровские преобразования пробивали себе дорогу и в самом Ярославле - крупнейшем культурном центре тогдашней России. Новые формы обретал старинный иконописный промысел. Во второй половине XVII в. ярославские изографы всё чаще включали в свои композиции сцены, взятые из западноевропейских источников, например, из «Библии Пискатора».
Красочный колорит значительно расширился за счёт привозимых из Европы пигментов. Например, венецианские баканы обогатили живописную гамму невиданными лилово-красными тонами. А «ярь» (сорт прозрачного зеленого лака), позволяла создавать эффектные лессировки по золоту и серебру.
Всё это придавало творениям ярославских мастеров праздничную декоративность, наполняло образа ощущением ликующего торжества жизни.
Высокого признания удостоились ярославцы, работавшие в Государевой Оружейной палате.
В начале XVIII века громко заявил о себе мастер Оружейной палаты, уроженец Ярославля, Тихон Иванов Филатьев (1675-1731) из рода потомственных иконописцев. Близкая ему по стилю икона «Спас Вседержитель на престоле» происходит из церкви села Красное (между Ярославлем и Костромой) - вотчины стольника Григория Андреевича Племянникова, сподвижника Петра I, главы Приказа Адмиралтейских дел, сенатора.
Воочию – превосходная вещь! На ровном зеленоватом фоне фигура Христа смотрится величественно и монументально. Несмотря на утончённую детализацию, композиция не выглядит дробной.
Чрезвычайно разнообразна иконография представленных на выставке Богородичных образов – от списков древней Богоматери Толгской до декоративно изукрашенной Богородицы «Умиление»:
Чем-то созвучна палехским миниатюрам икона «тонкого письма» «Введение Богородицы во храм».
Фигура Ангела-Хранителя в белых одеждах, напротив, перекликается с монументальными ярославскими фресками. И показалось, с чем-то еще. Ну, конечно, с «Ангелом» Александра Блока, есть там сильные строки:
Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.
Во мгле, что со мною всегда на земле.
И далее, призыв:
Отмстить малодушным, кто жил без огня,
Кто так унижал мой народ и меня!
- - -
огнем сожжено и свинцом залито –
Того разорвать не посмеет никто!
Да, истинные мастера культуры всегда были со своей страной, с её народом. Во все времена они взывали – Боже, Храни Россию!
P.S. Продолжение репортажа будет в следующей статье