Найти тему

Духовные символы петровских побед. Икона царского стольника: на выставке в Митрополичьих палатах

В ярославских Митрополичьих палатах состоялась выставка «Иконы петровского времени».

Митрополичьи палаты в Ярославле. Кон. 1680 – нач. 1690 гг.
Митрополичьи палаты в Ярославле. Кон. 1680 – нач. 1690 гг.

По словам Пушкина, при Петре I «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль - при стуке топора и громе пушек». Успехом своих реформ «владыка полумира» во многом был обязан не только доблести русских воинов под Полтавой, но и высокому умению искусных мастеров - каменщиков, резчиков, позолотчиков, изографов. По сути, они воплотили в жизнь его заветную мечту - построили Петербург.

А.М. Опекушин. Пётр I. По модели 1870-х гг. Экспонат выставки из собрания Ярославского художественного музея
А.М. Опекушин. Пётр I. По модели 1870-х гг. Экспонат выставки из собрания Ярославского художественного музея

Среди тысяч «работных людей», прибывших по царскому указу на берега Невы, изрядную долю составляли ярославцы. Денно и нощно трудились «каменных дел мастера» из древнего волжского города над возведением Петропавловской крепости, Летнего дворца Петра I, дворцов Меншикова и Кантемира, царских резиденций в Стрельне, Ораниенбауме и Петергофе …

В выставочном зале
В выставочном зале

Петровские преобразования пробивали себе дорогу и в самом Ярославле - крупнейшем культурном центре тогдашней России. Новые формы обретал старинный иконописный промысел. Во второй половине XVII в. ярославские изографы всё чаще включали в свои композиции сцены, взятые из западноевропейских источников, например, из «Библии Пискатора».

Великомученики Фёдор Стратилат и Евстафий Плакида. Начало XVIII века. Совершенно необычным решением является диагональный позем с лежащим копьем, щитом и шлемами
Великомученики Фёдор Стратилат и Евстафий Плакида. Начало XVIII века. Совершенно необычным решением является диагональный позем с лежащим копьем, щитом и шлемами

Красочный колорит значительно расширился за счёт привозимых из Европы пигментов. Например, венецианские баканы обогатили живописную гамму невиданными лилово-красными тонами. А «ярь» (сорт прозрачного зеленого лака), позволяла создавать эффектные лессировки по золоту и серебру.

Богоматерь коронующая. Начало XVIII века. Очень редкий сюжет – Царица Небесная возлагает венец на «людей благочестивых».
Богоматерь коронующая. Начало XVIII века. Очень редкий сюжет – Царица Небесная возлагает венец на «людей благочестивых».

Всё это придавало творениям ярославских мастеров праздничную декоративность, наполняло образа ощущением ликующего торжества жизни.

Апостол Фома из деисусного чина. Последняя четверть XVII века
Апостол Фома из деисусного чина. Последняя четверть XVII века
Апостол Павел из деисусного чина. Последняя четверть XVII века
Апостол Павел из деисусного чина. Последняя четверть XVII века

Высокого признания удостоились ярославцы, работавшие в Государевой Оружейной палате.

Георгий Туфанов. Спас Нерукотворный. 1698 г. Стилистически восходит к иконе Симона Ушакова, главы Оружейной палаты.
Георгий Туфанов. Спас Нерукотворный. 1698 г. Стилистически восходит к иконе Симона Ушакова, главы Оружейной палаты.

В начале XVIII века громко заявил о себе мастер Оружейной палаты, уроженец Ярославля, Тихон Иванов Филатьев (1675-1731) из рода потомственных иконописцев. Близкая ему по стилю икона «Спас Вседержитель на престоле» происходит из церкви села Красное (между Ярославлем и Костромой) - вотчины стольника Григория Андреевича Племянникова, сподвижника Петра I, главы Приказа Адмиралтейских дел, сенатора.

Воочию – превосходная вещь! На ровном зеленоватом фоне фигура Христа смотрится величественно и монументально. Несмотря на утончённую детализацию, композиция не выглядит дробной.

Тихон Иванов Филатьев(?) Спас Вседержитель на престоле с предстоящими. Около 1707 г.
Тихон Иванов Филатьев(?) Спас Вседержитель на престоле с предстоящими. Около 1707 г.

Чрезвычайно разнообразна иконография представленных на выставке Богородичных образов – от списков древней Богоматери Толгской до декоративно изукрашенной Богородицы «Умиление»:

Богоматерь Толгская. Начало XVIII века. Образ имеет довольно сложную коллизию: очевидно, икона копировалась с оригинала, находящегося под записью середины XVII в.
Богоматерь Толгская. Начало XVIII века. Образ имеет довольно сложную коллизию: очевидно, икона копировалась с оригинала, находящегося под записью середины XVII в.
Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XVII века
Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XVII века
Богоматерь Казанская. Последняя четверть XVII века
Богоматерь Казанская. Последняя четверть XVII века
Богоматерь Мирожская. Конец XVII – начало XVIII века. Икона является списком чудотворного образа г. Пскова
Богоматерь Мирожская. Конец XVII – начало XVIII века. Икона является списком чудотворного образа г. Пскова
Богоматерь Умиление. Начало XVIII века.
Богоматерь Умиление. Начало XVIII века.
Святые Ярославские князья Василий и Константин (справа и слева) предстоят Святому Благоверному князю Владимиру пред образом Богоматери «Знамение». Конец XVII – начало XVIII века.
Святые Ярославские князья Василий и Константин (справа и слева) предстоят Святому Благоверному князю Владимиру пред образом Богоматери «Знамение». Конец XVII – начало XVIII века.

Чем-то созвучна палехским миниатюрам икона «тонкого письма» «Введение Богородицы во храм».

Введение Богородицы во храм. Первая четверть XVIII века.
Введение Богородицы во храм. Первая четверть XVIII века.

Фигура Ангела-Хранителя в белых одеждах, напротив, перекликается с монументальными ярославскими фресками. И показалось, с чем-то еще. Ну, конечно, с «Ангелом» Александра Блока, есть там сильные строки:

Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.
Во мгле, что со мною всегда на земле.

И далее, призыв:

Отмстить малодушным, кто жил без огня,

Кто так унижал мой народ и меня!

- - -

огнем сожжено и свинцом залито –

Того разорвать не посмеет никто!

Да, истинные мастера культуры всегда были со своей страной, с её народом. Во все времена они взывали – Боже, Храни Россию!

Ангел-хранитель. Первая четверть XVIII века. По канону, он осеняет человека Святым Крестом – орудием спасения. А мечом сражается с тёмными силами за его душу
Ангел-хранитель. Первая четверть XVIII века. По канону, он осеняет человека Святым Крестом – орудием спасения. А мечом сражается с тёмными силами за его душу

P.S. Продолжение репортажа будет в следующей статье