Найти тему
Old school dude

Самые искусные беспалые и с ограниченными функциями рук гитаристы

Однажды во время гастролей 1975 года великий Джимми Пейдж, горестно обследуя свои пальцы, заключил: "Я стал самым искусным девятипалым гитаристом в мире музыки". Дело в том, что на первом же попавшемся в начале поездки вокзале фаланга его мизинца была буквально раздроблена внезапно закрывшейся дверью вагона. Целый год бедняга был вынужден играть на гитаре девятью пальцами. К счастью, это была правая рука, поэтому у него хватало мастерства так исполнять свои партии покалеченной рукой, что зрители, пришедшие на концерт, не замечали погрешностей, даже когда во время очень сложных произведений приходилось прибегать к "фингерстайл" технике.

Так что в ряду подобных музыкантов он пребывал относительно недолго. Зато есть немалое число гитаристов, кто большую часть своей карьеры вследствие увечья или заболеваний был ограничен в использовании здоровых рук. Меня всегда восхищало их стремление преодолеть физические неудобства, находить новые, более подходящие для них техники, настройки инструмента, какие-то приспособления, облегчающие звукоизвлечение. Их любовь к музыке и гитаре не только помогала обходить внешне непреодолимые преграды, но и раздвигала исполнительские горизонты, изумляя и воодушевляя миллионы людей по всему свету.

Тони Айомми

Были в их числе и настоящие виртуозы. Конечно, многие тут же вспомнят о Тони Айомми, что ж, вот с него и начну. Его история – яркий пример силы воли, трудолюбия и находчивости. Он не только потерял части двух пальцев, но и важно, что полученная травма, благодаря его борьбе с её последствиями, на самом деле частично привела к созданию относительно нового музыкального жанра – хэви-метал.

Тони Айомми. Фото из открытых источников
Тони Айомми. Фото из открытых источников

Вот что он сам рассказывал:

"Я трудился сварщиком на сталелитейном заводе, когда наметился большой для меня прорыв: моя новая группа, The Birds & The Bees, была приглашена в тур по Европе. На самом деле я даже и не играл в живую с The Birds & The Bees, меня только прослушали после того, как моя предыдущая команда, The Rockin' Chevrolets, распалась. На дворе стоял 1965-й год, мне было семнадцать, и это был мой первый рабочий день. В The Rockin' Chevrolets было весело, но играть в Европе с The Birds & The Bees было уже настоящим профессиональным шагом. Так что я пошёл домой на ланч в пятницу, мой первый день в качестве сварщика, и сказал матушке: "Я не вернусь обратно. С этой работой покончено".

Но она настаивала: "Айомми не сбегают, ты должен вернуться и отработать день, покончи с этим правильно!" Так я и сделал. Я пошел обратно на работу. Там была дама на конвейере передо мной, которая гнула на станке металлические детали, а затем отсылала эти детали дальше, где я их сваривал. В этом и состояла моя работа. Но в тот раз дамочка не вышла, так что меня посадили за её станок. Это был большой гильотинный пресс с шаткой педалью. Ты должен был затолкнуть лист металла, нажать ногой на педаль, и бац, гигантский промышленный пресс грохает вниз и выгибает сталь.

Я никогда до этого не управлялся с такими штуками, но всё шло как надо до тех пор, пока я на мгновение не потерял концентрацию, возможно замечтавшись о том, как стою на сцене где-нибудь в Европе, и тут бам, пресс опустился прямо на мою правую руку. Я инстинктивно отдернул её к себе, но чертов пресс отхватил мне подушечки двух средних пальцев. Я глянул вниз, а там костяшки торчат. Только потом отовсюду хлынула кровь.

Меня отвезли в больницу, усадили, обернули мою руку пакетом и забыли обо мне. Я думал, что истеку кровью до смерти. Когда кто-то заботливый принес в больницу в спичечном коробке ошметки с моих пальцев, доктора попытались приладить их обратно. Но было уже поздно: они почернели. Так что вместо этого они срезали немного кожи с моих рук и пересадили на кончики израненных пальцев. Они повозились еще немного, чтобы убедиться, что пересаженная кожа прижилась, и на этом все: история рок-н-ролла была закончена".

Итак, 17-летний музыкант в самом начале своей многообещающей карьеры и, по иронии судьбы, в свой последний день на этой чёртовой нелюбимой работе потерял кончики среднего и безымянного пальцев правой руки в металлическом прессе. А ведь он был левшой, т.е. это были именно те пальцы, которыми и прижимаются струны. Только присоединился к классной группе, и вот он уже искалечен на всю жизнь. Ему сказали, что он больше никогда не будет играть... Ситуация жутчайшая, и сам Айомми признавался, что потерял всякую надежду и впал в глубочайшую депрессию:

"И ко мне приехал директор завода. Он сказал: "У меня есть пластинка, я хочу её поставить для тебя – это Джанго Рейнхардт. Ты можешь его послушать?" Я сказал: "Нет, нет, я не хочу слушать музыку". Он сказал: "Пожалуйста, позволь сыграть". И я, послушав, воскликнул: "О да, это здорово". А потом он рассказал мне историю о том, как Джанго Рейнхардт потерял пальцы. И это действительно воодушевило меня. Я подумал: "Боже, кто-то это сделал", и это действительно заставило меня встать на ноги, чтобы снова начать играть.

Пальцы были еще перевязаны, и я пытался играть только указательным пальцем. Это было настоящее разочарование, потому что, если ты уже когда-то неплохо играл, возвращаться к азам было очень тяжело. Возможно, самым легким выходом было перевернуть гитару и переучиться на праворукий способ. Я полагал, что у меня вышло бы, но я подумал, что вот, я уже несколько лет играю, и понадобится еще несколько, чтобы переучиться. Это показалось мне чересчур долгим сроком, так что я был настроен остаться "леворуким". Я упорно занимался с двумя перевязанными пальцами, даже несмотря на то, что доктора сказали: "Лучше тебе успокоиться с этим. Найди себе другую работу, делай что-то ещё". Но я был уверен, черт возьми, что должен был существовать какой-нибудь выход из моего положения".

Для начала он смастерил два протеза из самодельных пластиковых наперстков, обтянутых кожей, срезанной со старой куртки. Но это все равно не избавило от потери чувствительности и отсутствия контроля над струнами. Кто играл на гитаре, тот знает, что крайние фаланги пальцев – самые важные в этот отношении. Попробуйте сделать вибрато или бэнд – вы сами в этом убедитесь. Напёрстки часто сползали и слетали, доставляя при этом крайне болезненные ощущения, и тогда Айомми сделал что-то еще:

"Когда я выхожу на сцену, я обвязываю пальцы киперной лентой, капаю немного супер-клея и прижимаю все. Затем, в конце вечера, приходится всё это отдирать".

Такие же манипуляции приходилось проделывать и во время ежедневных репетиций, в противном случае приходилось страдать, не смотря на то, что травмированные кончики уже обростали мозолями. Со стороны трудно себе представить через что прошёл этот целеустремлённый музыкант:

"Даже с напальчниками было больно. Если посмотреть на мой средний палец, то можно увидеть небольшую шишку на кончике. Сразу под ней – кость. Приходится быть осторожным, потому что, если напальчник спадет и я сильно прижму струну, кожа может просто рассечься. Поначалу так случалось постоянно.

Сейчас напальчники мне делают в одной больнице. Вообще-то они делают протез, всю руку, но всё, что я использую, это две подушечки пальцев, которые срезаю оттуда. Самодельные напальчники я тоже ещё ношу, но для них уже заканчивается покрытие; кожа стирается. Каждый напальчник служит месяц, может пол-турне".

Да это же самая что ни на есть "Повесть о настоящем человеке"! Живые выступления на первых порах помимо физических приносили и моральные страдания. Тони было крайне неловко, когда кто-нибудь случайно замечал его протезы на пальцах. Это чуть не вылилось в целый комплекс. Ещё привычную исполнительскую технику пришлось корректировать, какие-то вещи изобретать заново:

"Частью моего звукоизвлечения стало преимущественное использование двух здоровых пальцев, указательного и мизинца. Ими я беру аккорды и выполняю вибрато. Обрубленные пальцы я в основном использую в соло. Когда я делаю подтяжки (бэнды), то делаю их указательным пальцем, ещё я научился делать это мизинцем. Другими пальцами я могу делать только слабые подтяжки. До несчастного случая я вообще не использовал мизинец, так что мне пришлось научиться.

Для меня существуют пределы, потому что даже с применением напальчников я никогда не смогу взять некоторые аккорды. Там, где я раньше использовал полные аккорды, теперь я этого делать не могу и компенсирую это более жирным звуком. К примеру я беру аккорд "Ми-мажор" и на ноте "Ми" выполняю вибрато, чтобы звучало всё более полно, так что так я маскирую недостаток звучания по сравнению с тем, что могло бы получиться, будь у меня в порядке все пальцы. Так я и разработал стиль игры, который восполняет мои физические недостатки. Может это и нетрадиционный стиль, но он мне подходит".

Айомми пришлось всё заново переосмыслить – от напальчников до непосредственной игры на гитаре. Оказалось, что он почти не чувствовал, как сильно надавливать на струну, чтобы она не дребезжала, поэтому чаще пережимал её. Помимо этого оказалось, что и струны должны быть потоньше, так как подтягивать стандартные толстые было тяжеловато. И он заменил 1-ю и 2-ю струны на своей гитаре на более тонкие для банджо и поменял остальные, переместив их ниже, чтобы сделать их менее жёсткими. Таким образом вместо 6-й использовалась 5-я струна, перестроенная на "Ми". Приходилось изощряться, чтобы всё правильно звучало. Лишь в 1971-м для него персонально изготовили набор более тонких струн.

Ещё он стал экспериментировать с настройками. Так во время работы над альбомом "Master Of Reality" Тони Айомми настроил свою гитару таким образом, чтобы звучание стало на три полутона ниже. Басист Гизер Батлер также подладил строй своей бас-гитары, чтобы соответствовать Айомми, отчего музыка Black Sabbath стала еще тяжелее, и это стало главной фишкой альбома. Саунд стал более плотным и густым, что вкупе с мрачными текстами дало ошеломляющий эффект. Так усилия Айомми способствовали появлению и развитию хэви-метал. Услышав этот уникальный звук, другие музыканты принялись копировали его. А сам Тони до сих пор ещё самокритичен:

"Хотелось бы, чтобы мне не отрубали кончики пальцев! Это стало обузой. Некоторые говорят, что это помогло мне изобрести музыку, которую я играю, но я не знаю, помогло ли это. Это просто то, с чем мне пришлось столкнуться. Я должен был научиться жить с этим. Это влияет на ваш стиль игры – струны не ощущаются, приходится играть на слух. И есть определенные аккорды, которые я не могу сыграть.

Я слышал, что некоторым казалось, что это круто. Был один преподаватель гитары в Нью-Йорке, который показывал людям, как играть мои вещи, так у него была пара напальчников. У него с пальцами было все в порядке, но он был уверен, что это помогает при игре".

Вот ролик с прощального выступления Black Sabbath в 2017 году, и "Children of the Grave" является одним из лучших примеров усилий Айомми. Протезы на его пальцах правой руки легко заметить, если знать, что они там есть. Они наиболее заметны на отметке 4:25.

Джанго Рейнхардт

Я так подробно описал путь, который пришлось пройти Тони Айомми, чтобы вы смогли по достоинству оценить через что приходится продираться целеустремлённому человеку на пути к своей мечте. Во истину, через тернии к звёздам. Волевой человек отыщет способ, а не станет "лепить отмазки" в самооправдании. Джанго Рейнхардт, когда-то вдохновивший Айомми на самоотверженные поиски своей тропы вопреки обстоятельствам, из той же породы.

Джанго Рейнхардт. Фото из открытых источников
Джанго Рейнхардт. Фото из открытых источников

Первыми музыкальными инструментами Джанго были скрипка, банджо и гитара. Он с самого раннего детства музыкой добывал себе хлеб насущный, пока в восемнадцатилетнем возрасте сильно не пострадал во время пожара в таборе. Да так, что на его левой руке остались рабочими только три пальца: большой, указательный и средний, а безымянный и мизинец были сильно обожжены.

На полтора года Джанго был прикован к постели. Желая занять его, младший брат Жозе принес ему гитару, и покалеченный Рейнхардт начал заново учиться играть. Длительными болезненными упражнениями молодой гитарист смог, преодолев увечье, разработать собственную самостоятельную технику игры, а играть стал входящий в моду джаз, правда, на цыганский манер. Хотя он так и не смог снова использовать эти два пальца, Райнхардт восстановил свое музыкальное мастерство, сосредоточившись на указательном и среднем пальцах левой руки, используя два поврежденных пальца только для работы с аккордами.

Несмотря на инвалидность левой руки, Райнхардт смог вернуть (в модифицированной форме), а затем и превзойти свой предыдущий уровень владения гитарой не только в качестве ведущего инструментального голоса, но и в качестве динамичной и интересной с точки зрения гармонии ритм-игры. Его виртуозность, включающая в себя многие цыганские влияния, сочеталась с превосходным чувством мелодических инноваций, а также с общей музыкальностью с точки зрения выбора нот, времени, динамики и использования максимального тонального диапазона инструмента, о котором раньше многие и не думали.

Играя полностью на слух – он не мог ни читать, ни писать музыку, – он свободно перемещался по всему диапазону грифа, давая полный полет своему музыкальному воображению, и мог легко играть в любой тональности. Он играл в основном с помощью плектра для максимальной громкости – особенно в период 20-е - начало 30-х годов, когда на концертных площадках усиление звука было минимальным или полностью отсутствовало. Хотя иногда мог играть и фингерстайл, о чем свидетельствуют некоторые записанные вступления и соло.

Джерри Гарсия

А вот Джерри Гарсия, американский музыкант, наиболее известный как главный автор песен, соло-гитарист и вокалист культовой рок-группы The Grateful Dead, потерял две трети правого среднего пальца руки ещё в 5 лет, когда помогал заготавливать дрова. Его семья отдыхала тогда в горах Санта-Крус в Центральной Калифорнии. Маленькому Джерри было поручено выравнивать поленья, а его старшему брату Тиффу – рубить. Но малыши превратили это в игру, в которой младший отдергивал руку от деревяшки всякий раз перед тем, как старший взмахивала топором, и они вдвоём смеялись и беспечничали, как это обычно и делают маленькие дети.

Символ Джерри Гарсия. Фото из открытых источников
Символ Джерри Гарсия. Фото из открытых источников

В конечном итоге это привело к тому, что палец Джерри оказался не в том месте и не в то время. Тифф взмахнула топором, и тот вонзился в средний палец правой руки Джерри. Тифф позже пояснял, что палец Джерри на самом деле не был полностью отрезан. Они поехали в больницу, и врачи старались изо всех сил, но не смогли пришить его назад... Родители, будьте бдительны, когда развиваете в своих чадах самостоятельность!

Джерри, кажется, не долго тяготился этим происшествием и даже охотно разыгрывал в школе других детей своим отсутствующим перстом. Ему не пришлось переучиваться или заново адаптироваться. Любовь к музыке привела к тому, что он девятипалым освоил сперва банджо и начал выступать с местными кантри-группами.

Когда родители купили для 15-летнего Джерри аккордеон, тот уже познакомился с рок-н-роллом и ритм-энд-блюзом. Поэтому инструмент пришлось обменять на электрогитару. Уже в 20 лет Гарсия не только играл и пел, но и преподавал другим исполнительство на акустической гитаре и банджо. В 1965 года он организовал группу The Grateful Dead, прославившуюся его длительными сольными импровизациями. Порой это было не только впечатляюще психоделически, но и вычурно, ни без налёта виртуозности. И кто в истории остался самым искусным девятипалым гитаристом?

Джони Митчелл

История канадки Джони Митчелл немного из другой оперы. В 2003 году журнал "Rolling Stone" назвал ее 72-й величайшей гитаристкой всех времен, при этом в этом списке она была женщиной с самым высоким рейтингом. Отмечается, что Митчелл "стала первой женщиной в популярной музыке, признанной артисткой в полном смысле этого слова". Как писали критики: "Когда пыль осядет, Джони Митчелл может стать самой важной и влиятельной женщиной-исполнительницей звукозаписи конца 20-го века".

Митчелл в возрасте девяти лет заболела полиомиелитом и несколько недель провела в госпитале. Поправившись, девочка увлеклась музыкой и захотела играть на гитаре, но поскольку её мать не одобряла её увлечение кантри, начала она с гавайской гитары. В конце концов по песеннику Пита Сигера она освоила и классический инструмент, но был один нюанс. Полиомиелит ослабил её левую руку, поэтому Джони самостоятельно разработала альтернативные настройки вместо традиционной, чтобы избегать баррэ; позже эти настройки вылились в нестандартные подходы к гармонии и структуры в написании песен.

Почти в каждой песне, которую она сочинила для гитары, используется открытая или нестандартная настройка. При этом она написала песни примерно в 50 вариантах настройки, играя то, что она назвала "странными аккордами Джони". Вкупе с регулярным использованием каподастра, ей всегда удаётся заставить свои гитарные партии звучать креативно и, в общем, замысловато. Конечно, не обязательно играть сложно, но, отказавшись от хорошо известных форм аккордов и стандартных музыкальных фраз, несложно заставить ухо слышать эти волшебные звуки.

Использование альтернативных настроек позволяет гитаристам создавать аккомпанемент с более разнообразными текстурами. Её техника бренчания правой рукой с годами эволюционировала от изначально замысловатого стиля, характерного для гитарных песен с её первого альбома, к более свободному и ритмичному стилю, иногда включающему ударные "шлепки". Таким образом, недуг, ограничивший функции рук, привёл к самой настоящей гитарной революции. В 2020-м году читатели журнала "Total Guitar" назвали Джони Митчелл третьей в числе "лучших акустических гитаристов всех времён".

Лес Пол

Лестер Уильям Полсфусс, он же Лес Пол, был не только человеком, который дал культовому инструменту "Gibson Les Paul" его название, он также был потрясающим джазовым гитаристом и изобретателем. Он сотрудничал с Гибсоном в создании электрогитары и был пионером в использовании таких эффектов, как "делэй", "флэнжер", фазирование и многоканальная запись. Помимо технических приспособлений для музыкантов революционный характер носил и стиль его игры на гитаре. Его фразы, трели, последовательности аккордов, техника фреттинга и тайминги отличали его от современников и до сих пор вдохновляют многих гитаристов.

В 1948 году в возрасте Христа Лестер попал в почти смертельную автомобильную аварию, в результате которой пострадала его правая рука и был полностью раздроблен локоть. Реконструкция была невозможна, и он навсегда потерял бы способность двигать рукой. При операции Пол потребовал, чтобы поломанную руку срастили под таким углом, чтобы он мог вновь играть на гитаре. После операции он проходил курс реабилитации полтора года. На восстановление навыков ушёл ещё почти год, но Пол продолжал играть ещё более шестидесяти лет, вплоть до своей смерти в 2009 году. Это настоящий панк-рок, дамы и господа!

Вик Чеснатт

Не знаю, знакомо ли вам творчество американского певца, гитариста и композитора Вика Чеснатта. Андеграундный музыкант 80-90-х годов, он прославился выпуском в 1996-м трибьют-альбома "Sweet Relief II: Gravity of the Situation", на котором несколько известных артистов исполнили его блестящие и пронзительные песни. Его стиль характеризовали как "искаженная, модифицированная версия "американы" – преследующая, забавная, острая, а иногда и мистическая, и обычно все сразу".

Когда Вику было 18 лет, находясь за рулем в нетрезвом виде, он угодил в аварию, в результате которой был частично парализован. Движения рук были ограничены, но вскоре после этого он понял, что всё ещё может играть на гитаре, правда, используя только простые аккорды и несложный ритмический бой. В его положении это было самым настоящим геройством. Вику пришлось всю оставшуюся жизнь передвигаться в инвалидном кресле. Тем ни менее, это не помешало ему сделать блестящую карьеру автора песен с небольшой помощью его друзей-музыкантов и своего красивого, мощного голоса. Он ушёл из этого мира в один год с Лес Полом в возрасте 45 лет.

Кристиан Мюнцнер

А вот Кристиан Мюнцнер наверняка хорошо известен любителям хэви-метал. Немецкий гитарист, игравший в группах Paradox, Necrophagist, Defeated Sanity, Obscura и Alkaloid, Кристиан начал осваивать инструмент в 11 лет, а когда ему было 12, стал выступать публично, и вскоре после этого познакомился с творчеством Ингви Мальмстина, Стива Вая, Dream Theater и Пола Гилберта. Он выработал в себе привычку усердно тренироваться по 6–8 часов в день. Это поможет в будущем.

Поклонник симметричных и экзотических гамм, он особое внимание уделял фразировке. И в Necrophagist, и в Obscura его основной вклад заключался не столько в написании песен, сколько в создании запоминающихся риффов и сольных гитарных партий. И вот во время работы с Obscura у Мюнцнера начала развиваться фокальная дистония, которая мешала ему играть. Ссылаясь на гастроли Obscura как на препятствие в лечении этой болезни, Мюнцнер решил покинуть группу до выпуска их четвертого альбома:

"Мое решение уйти с поста соло-гитариста в Obscura после более чем 6 лет было непростым, но даже несмотря на то, что оно может быть неожиданным для большинства фэнов... Я все еще борюсь с неврологическим заболеванием моей руки под названием "фокальная дистония", которая почти полностью лишила меня возможности играть на гитаре к концу 2011 – началу 2012 года".

Фокальная дистония – довольно редкий неврологический недуг, связанный с координацией движения пальцев. Путём смены аппликатуры и техники Мюнцнер в результате усердных тренировок, тем ни менее как-то научился с этим справляться:

"Поскольку при игре на гитаре указательный палец в основном находится на струнах, мой средний палец с судорогой "зависает", и я не могу им пользоваться, так что самые простые трели первыми двумя пальцами стали для меня невозможными и невыполнимыми. Вот почему я теперь чаще постукиваю большим количеством пальцев правой руки и использую больше глиссандо указательным пальцем и мизинцем... Я всё еще живу в постоянном страхе, что это начнет влиять и на другие пальцы".

Несмотря на болезнь, Мюнцнер продолжал писать музыку. Покинув Obscura, он присоединился к Мореану, Дэнни Танкеру, Линусу Клаузенитцеру и Ханнесу Гроссманну в качестве третьего гитариста, сформировав в 2014 году супергруппу прогрессив-метала Alkaloid. Помимо этого Кристиан продолжает выпускать сольники и записываться с Obscura. Обратите на его технику левой руки, где почти не задействован средний палец.

Фил Кигги

Американский гитарист Фил Кигги семь раз удостаивался премии "GMA Dove" в номинации "Инструментальный альбом года" и дважды номинировался на премию "Грэмми" в категории "Лучший рок-госпел-альбом". Согласно опросам читателей журнала "Guitar Player Magazine", он часто упоминается как один из лучших в мире гитаристов, играющих пальцами. Самое удивительное здесь то, что у этого "фингерстилиста" отсутствует половина среднего пальца на правой руке из-за несчастного случая в возрасте четырёх лет. Как он сам об этом вспоминал:

"Мы жили на ферме в Хаббарде, штат Огайо, где был большой водяной насос, и я карабкался на него. Когда я стоял на коленях на платформе, она сломалась, и краны обрушились на мой палец и отрезали его. Я помню это очень живо – как будто это произошло вчера, и я вижу, как мой папа бежит с холма, спасает меня и ведёт в больницу. Я помню, что у меня был белый гипс и повязка... Его пытались пришить, но не получилось, так что я вырос с девятью пальцами. В детстве я очень стеснялся этого, особенно когда только начинал увлекаться гитарой. Я, правда, на свой десятый день рождения просил у папы набор ударных, но он пришел домой с гитарой Sears Silvertone".

Поскольку он изначально в занятиях гитарой практиковался обходиться девятью пальцами, ему не пришлось переучиваться. Техническая сторона, конечно, немного другая, чем у классических гитаристов, но в этом был особый индивидуальный почерк. Поиграв последовательно в группах The Squires, New Hudson Exit, Glass Harp и The Human Beinz, с 1972 года Кигги занялся сольной карьерой, попутно участвуя в различных проектах, в том числе с такими музыкантами, как гитаристы Джо Уолш и Рик Дерринджер. Временами случаются реюньоны Glass Harp. Как Фил Кигги управляется "фингерстайл" без среднего пальца можно оценить по видео.

Кит Ксандер

История Кита Ксандера, родившегося без правой руки ниже локтя, действительно превосходит все ожидания. Она наполнена всепоглощающим чувством надежды и вдохновения – свидетельством стойкости человеческого духа, когда дело доходит до следования зову сердца и осуществления наших мечтаний. Когда мальчиком он воспылал страстью к гитарной музыке, его первый учитель пытался внушить Киту, что играть на гитаре, не имея одной руки, невозможно, но юноша не сдался и теперь призывает всех инвалидов верить в свои силы и заниматься музыкой.

Упорная ежедневная многочасовая вдумчивая практика сподвигла его разработать собственную технику звукоизвлечения. Кит предпочитает больше прибегать к легато, отчасти потому, что ему нравится такое скользкое звучание. Помимо этого, он использует протез и крючок с медиатором на конце, благодаря чему он способен выдавать захватывающие дух партии, которые поражают не меньше, чем партии героев гитары, с которыми он выступал в последние годы, – от Джо Сатриани до Джо Бонамассы и Ричи Котцена.

«Чтобы освоить инструмент, требуется много времени – в моем случае, может быть, даже больше. Я держу запястье совершенно неподвижно и двигаю предплечьем, потому что на самом деле у меня нет выбора в этом вопросе. У меня нет запястья. На самом деле я не часто использую альтернативный штрих. Это много ударов вниз, и затем я компенсирую это своей дрожащей рукой, чтобы добиться скорости и плавности с помощью техники легато. Я много работал над этим материалом на протяжении многих лет, используя одну руку, чтобы играть соло и создавать плавные мелодии».

Кит Ксандер стремился играть рок-н-ролл и создал ливерпульскую группу Peace Pirates, которая выступала в клубах, где набиралось несколько десятков человек. Но как-то раз они победили в конкурсе с призом подыграть Bon Jovi, и после концерта на манчестерском стадионе «Old Trafford» перед около 50-тысячной аудиторией зрителей о них заговорили многие.

Андрэс Годой

А теперь о заклинателе шести струн из Чили, который повсеместно, где выступает, неизменно вызывает неистовое изумление. Дело в том, что у него отсутствует правая рука... Андрэс Годой, родился 10 ноября 1953 года, начал играть на гитаре в 11 лет, а в 13 лет сформировал собственную школьную группу под названием Los Halcones. Из-за несчастного случая на мельнице он лишился руки, став калекой в 14 лет. Для амбициозного юноши это была неописуемая трагедия, ведь он планировал связать свою дальнейшую жизнь с музыкой, и теперь в одночасье всё рухнуло...

Рухнуло? Когда почти целая жизнь впереди? Проигрывает тот, кто сдаётся – таков непреложный закон жизни, но молодой человек оказался из породы настоящих бойцов. Что из того, что отсутствует правая рука, значит следует научиться играть на гитаре одной левой. Для этого Андрэс разработал собственную технику игры, близкую к тэппингу, под названием "Tatap". Её главный принцип заключается в том, что для звукоизвлечения необходимо сильно ударять по струнам рукой на грифе. Все это позволило ему создавать аккорды, мелодию и ритм с помощью одной левой. Конечно, это потребовало неимоверных усилий, трудов и времени, но сильных людей не пугают препятствия.

Андрэс Годой в 1984 году переехал в Буэнос-Айрес. Там он работал с различными артистами, а в 1985 году выпустил свою первую сольную запись. По возвращении в Чили он участвовал ещё в нескольких группах. С 2008-го у него начинается длинная серия международных гастролей по всему миру. Реакция публики на его концерты умещается в этот эмоциональный пост:

"Этот парень потерял руку! И то, что он играет, – просто невероятно. Но после пары-тройки номеров, вы уже не думаете об этом и просто наслаждаетесь музыкой".

Тем, кто впервые знакомится с его искусством, чаще всего мерещится какой-то подвох или розыгрыш. Кажется, вот сейчас появиться кто-то снисходительно улыбающийся и раскроет секрет этого "фокуса". Только всё здесь "не понарошку", перед нами действительно проявление истинной виртуозности талантливого Музыканта – пишу с заглавной буквы, дабы хотя бы так выказать своё восхищение и почтение этой незаурядной личности.

Он – гений обстоятельств. Добиться такой степени совершенства – духоподъёмнейший пример для каждого человека – не только музыканта. Во истину, унынье – тяжкий грех, и достичь невозможного тебе по силам, если заставить себя двигаться в нужном направлении. Если Тони Айомми – это гитарный Маресьев, то Andrés Godoy – это как Николай Островский, написавший "Как закалялась сталь", будучи прикованным неизлечимой болезнью к постели. Такая вот ближайшая к нашей ментальности напрашивается аналогия. Как здорово, что такие люди живут одновременно с нами!

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы по версии журнала "Total Guitar"
Old school dude14 января 2021

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц