Найти в Дзене

РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА

Жан-Луи Ришар в роли полковника Мартена и Жан-Поль Бельмондо в роли Жослена Бомонта. Кадр из фильма "Профессионал" (1981).
Жан-Луи Ришар в роли полковника Мартена и Жан-Поль Бельмондо в роли Жослена Бомонта. Кадр из фильма "Профессионал" (1981).

Зритель любит не только детективные истории, а ещё и всякого рода бунтарей, выступающих против власти и ругающих её «на чём свет стоит». Это – факт.
И реальных и киношных.
Парадоксы. Если бы Вы лет 5 назад опросили кого-нибудь на улице, как они относятся к наёмникам, то 10 из 10 ответили бы, что крайне отрицательно. Знающие историю люди, наверняка, привели бы в пример Тридцатилетнюю войну 1618 – 1848 годов в Европе и «Валленштайнову саранчу» - наёмных солдат, творящих бесчинства. Начитанные, безусловно, отослали бы к «Мамаше Кураж» Бертольда Брехта.

Перекличка после грабежа. Вибер, Жан Жорж. 1866
Перекличка после грабежа. Вибер, Жан Жорж. 1866

Иными словами, наёмник – это плохо, вор и грабитель, насильник и убийца.
После яркого июньского выступления, получившего название «марш справедливости», у некоторых граждан отношение к наёмникам радикально поменялось. А, может, это случилось и ещё раньше. Активная пиар-кампания, которая велась в течение нескольких лет, сформировала у таких людей образ бесстрашных героев, стоящих на страже законности, готовых «хоть в огонь, хоть в воду».
Реальные же сотрудники органов правопорядка и вообще властных структур, как правило, не вызывают особенного доверия у граждан (сколько их не награждай прилюдно). Скорее наоборот. Так, в частности, известен огромный негатив к сотрудникам ГАИ-ГИБДД, участковым и следователям.

-3

Однако тщательно отлакированный киношный образ, созданный известными актёрами (лучше, конечно, любимцами женщин), способствует не просто переключению внимания, а фактически создания ложного представления о ком-то и чём-то.
Самый яркий пример - фильм 1981 года Жоржа Лотнера «Профессионал» (Le Professionnel) с незабываемым Жаном-Полем Бельмондо в главной роли.
Типичный наёмник-убийца, воюющий за несколько тысяч километров от родины, в Африке, и выполняющий отвратительную задачу - ликвидировать Президента чужой страны Н’Джалу (пусть он и является диктатором – намёк на Императора Центральноафриканской империи Бокассу)!

Ж.-П. Бельмондо и Б.-П. Доннадье в фильме "Профессионал" (1981)
Ж.-П. Бельмондо и Б.-П. Доннадье в фильме "Профессионал" (1981)

Тем не менее, почти вся женская половина СССР просто рыдала от восторга, просматривая этот фильм. Потому, что главной темой, конечно, является не убийство, а знаменитый «любовный треугольник» (жена – муж – любовница).
Ну, и особенный шик фильму придавала чарующая музыка Энио Морриконе. Безусловно, дело было не в кошмарном убийстве, которое в эпилоге совершает помощник инспектора Фарж (Бернар-Пьер Доннадьё).
Есть и
советский пример. Так же, собственно, всем нравился мент, который посадил невиновного человека и подбрасывал улики. Это - Глеб Жеглов из говорухинского фильма «Место встречи изменить нельзя». Прекрасно сыгранная Владимиром Высоцким роль «маленького Сталина», эдакого царя в своей небольшой конторе, воинского начальника, затмила весь негатив, исходящий от ловкого сыскаря Жеглова, который разламывает людские судьбы словно щёлкает орехи. Тем не менее, его неоднозначная роль оказалась простому народу ближе и понятнее, чем роль «правильного» и во всём положительного Конкина, не так давно сыгравшего Павку Корчагина.
В чём причина такой метаморфозы?

В. Высоцкий в роли Глеба Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя" (1979)
В. Высоцкий в роли Глеба Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя" (1979)

В первую очередь - это, конечно, безумная популярность Высоцкого в народе, которая превратила Жеглова в «своего парня».
Да, Конкин - правильный, герой серии книг. Собственно-то, сама книга-то про него, Шарапова, а не про Жеглова, про милосердие человека, прошедшего чудовищную войну, к людям. Он – фронтовик, но он всё же - официальный герой, а Жеглов – народный!
Именно поэтому послевоенный футбольный «Спартак» всячески подчёркивал, что они – подлинно «народная» команда. Мол, ведомственные (силовые) ЦСКА и «Динамо» - это герои официальные. А мы - это вы, т.е. сам народ!

-6

Вот и Жеглов таков:
- Это ведь ты вместе с нами, работниками МУРа, вынимал из петли мать троих детей, которая повесилась оттого, что такой вот Кирпич украл все карточки и деньги!
Они, фронтовики, были там, а он, МУРовец, - тут, рядом со всеми.
Шарапов - это тот же самый Павка Корчагин, вернувшийся с войны. Он не из той эпохи. Поэтому людям был ближе Жеглов. Даже уголовники Кирпич и Левченко были ближе. Шарапов был не просто из другой эпохи, он – словно шагнул в толпу из Президиума. А эти все прочие - с кухни или из комнаты в туалет покурить вышли.

Владимир Конкин в роли Павки Корчагина
Владимир Конкин в роли Павки Корчагина

Руководители, естественно, пользовались такими псевдо-образами, которые неожиданно подбрасывали дополнительных «вистов» власти. Были и специальные заказы на положительных сотрудников полиции. Например, к сериалу «Следствие ведут ЗНАТоКИ» «приложил» руку сам всесильный МВД Н. А. Щёлоков.
Собственно, Аркадий Вайнер сам работал старшим следователем.
Говорухин успел экранизировать ту же тему, но глубже - Вайнеровский детектив с «идеей отцов и детей» в МВД на примере послевоенного МУРа. В принципе это тот же заказ: книга «Эра милосердия» вышла в 1975 году и фактически сразу же пошла в сценарий.
Режиссёр - опытный и талантливый конъюнктурщик. С этим фильмом он полностью угодил под заказ МВД, а потом через 8 лет перекрасился в иные цвета: его «Россия, которую мы потеряли» и потом доверенное лицо Президента. Высоцкий - это прям в цель получилось, точный образ милиционера 40-50-х годов.
А вот, играй Шарапова Бортник - фильм был бы ни с чем ни сравнимым супер-шедевром. С глубочайшим смыслом.
Точно такой же феномен популярности был и у другого (уже российского) сериала, «Бригада». Ведь все главные герои – убийцы и бандиты. Но они – наши, со двора! А мы таких любим!

Сериал "Бригада"
Сериал "Бригада"

Реальный же член «Бригады» - киллер печально знаменитой ореховской группировки 90-х годов Сильвестра Тимофеева Алексей Шерстобитов («Лёша-Солдат»), на счету которого только доказанных 12 заказных убийств и покушений (в т.ч. резонансное убийство Отари Квантришвили).

Алексей Шерстобитов с женой.
Алексей Шерстобитов с женой.

Он, кстати, выпускник Ленинградского высшего военного командного училища железнодорожных войск и военных сообщений им. Фрунзе, награждённый орденом "За личное мужество" за задержку опасного преступника. Получив 23 года колонии строго режима (с оставлением звания и наград), стал популярным писателем, издав несколько книг, и киногероем (естественно, сняли очередной сериал).