U-85 вышла в свой четвёртый боевой поход 21 марта 1942 года. Уже 4 апреля команда изнывала от жары, войдя в Гольфстрим. Кок пытался сгладить её страдания, приготовив большущий торт. В свободное от вахт и работ время люди спасались от жары отсеков на верхней палубе.
9 апреля температура неожиданно спала, а на следующий день был потоплен норвежский теплоход Chr. Knudsen, вышедший из Нью-Йорка 8 апреля в направлении Кейптауна с грузом нитратов
Поздно вечером 13 апреля лодка вышла на поверхность спокойного моря, сверкавшего фосфоресцирующим светом. Над головой на ясном небе ярко сияло множество звезд. По правому борту подводники могли видеть свет на острове Боди
В это время, через шесть минут после полуночи, эсминец USS Roper установил радиолокационный контакт с пеленгом 190 (T) на расстоянии около 2500 метров. Это походило на подводную лодку. Сразу после этого гидроакустик услышал быстрое вращение винтов на дальности и пеленге, совпадающих с полученными оператором РЛС. Затем, почти прямо впереди, наблюдатель заметил след небольшого судна, убегающего на большой скорости. Дистанция сокращалась очень медленно, поэтому эсминец увеличил скорость до двадцати узлов
Была сыграна боевая тревога, отдан приказ подготовить к действию пулеметы, орудия, торпеды и глубинные бомбы. Лодка начала менять курс, эсминец старался держаться так, чтобы не попасть под торпедный удар из её кормовых аппаратов.
Когда дистанция сократилась до 630 метров, был замечен след торпеды по левому борту, которая прошла за кормой американца. На расстоянии 300 метров был включен 24-дюймовый прожектор. Пулемет № 1 открыл огонь быстро и точно, сразив немецких моряков, находившихся у своих орудий. Трехдюймовая пушка № 5 попала в боевую рубку. Повреждения, должно быть, были серьезными, поскольку вскоре подводная лодка начала тонуть. В этот момент немецкий командир отдал приказ покинуть лодку, люди начали прыгать за борт в спасательных жилетах. Шансы выжить, пусть и в плену, были исключительно велики.
На борту эсминца немедленно был отдан приказ пустить торпеду, но лодка исчезла прежде, чем приказ удалось выполнить.
Около сорока членов её команды остались плавать в воде, но Roper был больше озабочен гарантированным уничтожением противника, чем спасением его личного состава. Было сброшено 11 глубинных бомб. Дважды за ночь он проходил рядом с людьми в воде, но спасательная операция не была предпринята, поскольку существовали опасения, что эсминец может атаковать еще одна подводная лодка. Затем он стоял в стороне, пока не наступил рассвет.
Глубина моря в этом месте порядка всего 30 метров, много ли было шансов у барахтавшихся в воде немцев выжить после мощных гидродинамических ударов от взрывов бомб ?
Когда рассвело, прилетела "Каталина", сбросившая одну глубинную бомбу в гущу плававших обломков, эсминец добавил ещё пару. В 07:27 прибыл дирижабль, чтобы прикрывать Roper, с которого наконец были спущены шлюпки для поисков немецких моряков. К 09:30 на борт было поднято двадцать девять тел. У части из них во рту были загубники дыхательных аппаратов, видимо, им удалось вырваться из затопленной лодки, чтобы попасть под удары глубинных бомб. При подборе тел было замечено несколько пустых спасательных жилетов. Еще двум телам позволили утонуть после того, как офицер в шлюпке обыскал их одежду.
Что это была за лодка? Относилась к серии VIIВ, вошла в строй 7 июня 1941 года. С самого начала ею командовал обер-лейтенант Эберхард Грегор, на день гибели ему было 26 лет:
На его счету за 4 боевых похода было 3 потопленных судна. Лодка в виде эмблемы носила на рубке изображение дикого кабана:
Команда насчитывала 46 человек. Снимки, найденные в одежде:
Все они погибли. 29 поднятых тел были похоронены американцами с воинскими почестями
14 ноября 2004 года, поминальная церемония на на Национальном кладбище Хэмптона проводится военными ФРГ:
Однако достаточно случаев, когда немецкие подводники всё-таки выживали и попадали в плен. Кое-что об этом:
Пленные немецкие подводники со свастикой на спине
Немецкие подводные лодки тоже сдавались в плен
Как пленные немецкие подводники пытались убежать из Канады. На подводной лодке, конечно
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: