Дорогие читатели и гости данного блога!
Модерн нередко называют последним классическим стилем архитектуры. А еще это однозначный лидер среди всех направлений искусства по количеству названий. Ар-нуво, югендстиль, новый стиль, либерти – все это названия модерна, принятые в разных странах. Свое название у архитектуры модерна было и в Австро-Венгрии – сецессион, от латинского secessio, отделение, уход [от классических канонов в искусстве]. Развитие нового стиля в Австрии было связано с деятельностью художников объединения «Венский сецессион», одним из основателей которого являлся блистательный живописец Густав Климт. Более двух десятков молодых художников в конце XIX века в знак протеста против консервативного искусства вышли из союза австрийских художников, создав собственную альтернативную организацию, девизом которой стала фраза «Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода».
Отцом-основателем архитектуры Венского сецессиона принято считать австрийского зодчего Отто Вагнера. На рубеже XIX и XX веков, когда в Москве творили Шехтель и Кекушев, в Барселоне создавал свои шедевры Антонио Гауди, а в Брюсселе закладывал основы ар-нуво Виктор Орта, именно Отто Вагнер проводил свои архитектурные эксперименты в Вене, которые спустя некоторое время эхом отозвались по всему миру, в том числе и в российской столице. Несмотря на то что архитектура русского модерна более чем самобытна и даже уникальна, а Москва так и вовсе представляет собой настоящее сосредоточение прекрасных архитектурных образцов данного направления, отдельные сооружения все же создавались под влиянием или по крайней мере под впечатлением от зарубежных веяний, одним из которых и был Венский сецессион. В рамках сегодняшней статьи мы посмотрим на оригинальные примеры этого стиля, расположенные в Вене, а также на несколько примечательных зданий Москвы, в облике которых угадываются архитектурные мотивы сецессиона.
Московский модерн многообразен и многолик, а в число главных мастеров данного стиля, помимо упомянутых выше Шехтеля и Кекушева, входит немало видных русских архитекторов, среди которых: Адольф Эрихсон, Илларион Иванов-Шиц, Максим Геппенер, Карл Гиппиус и ряд других. А вот Венский сецессион связан прежде всего с именем Отто Вагнера, и именно по его проектам мы можем судить о ключевых характерных признаках данного стиля. Среди них стоит выделить использование простых геометрических форм и цветочно-растительных орнаментов, яркий, но в то же время строгий, академичный декор, облицовка разноцветной керамической плиткой, нередко позолота отдельных элементов фасада. Венский сецессион был нов для своего времени, но не революционен, а потому стал идеальным дополнением, своего рода «надстройкой» для классической, имперской архитектуры Вены.
Сегодня по всей Вене разбросаны прекрасные примеры архитектурного наследия Отто Вагнера. Во многом благодаря тому, что одним из главных проектов зодчего была надземная городская железная дорога, Венский штадтбан, в наше время входящая в систему городского метрополитена. По проектам Вагнера построено несколько павильонов, самые известные примеры которых, станция Карлсплатц и дворцовый павильон Хитцинг, можно увидеть на фотографиях выше и ниже.
По проекту Вагнера также был спланирован рынок Нашмаркт на месте реки Вена, убранной под землю, а рядом с ним в 1899 году были построены два жилых здания в стиле сецессиона. Первый – угловой «Дом с глашатаями», фасад которого сочетает в себе оштукатуренную гладкую поверхность и декоративные позолоченные элементы. Венчают крышу четыре скульптуры глашатаев, давших название самому зданию.
Второе здание – расположенный по соседству «Майоликовый дом», облицованный цветной майоликовой плиткой и богато украшенный цветочными орнаментами. В наружной отделке обоих зданий Вагнер также использовал широко применяемые в рамках модерна железо (балконные решетки) и дерево (оконные рамы).
Сакральная архитектура в стиле модерн – явление довольно редкое, но в послужном списке Вагнер есть и ее образец. Речь о церкви Ам-Штайнхоф, расположенной на окраине Вены, впечатляющей своим новаторским для христианских церквей дизайном.
К слову, на первой фотографии в статье изображен выставочный павильон «в новом стиле», ставший своего рода штаб-квартирой представителей Венского сецессиона. Само здание было выполнено по проекту Йозефа Ольбриха, ученика Отто Вагнера, а его главной отличительной особенностью является ажурный купол, сплетенный из тысяч золотистых лавровых листьев, символизирующих молодость искусства. Ну, а далее нам с вами предстоит перенестись из Вены в Москву, чтобы увидеть несколько весьма любопытных примеров архитектуры австрийского сецессиона, украшающих российскую столицу.
Возможно, самым ярким и при этом весьма неочевидным образцом данного стиля является здание гостиницы «Метрополь», имеющее все необходимые и достаточные характеристики, присущие сецессиону. Тут и строгая геометрия, и замысловатый декор, и цветная керамическая плитка. Впрочем, учитывая, что «Метрополь» является самым крупным общественным зданием эпохи модерна в России и одним из ярчайших московских архитектурных памятников, в статьях, посвященных гостинице, сам факт иностранного архитектурного влияния и уж тем более заимствования нередко опускается.
А вот при описании еще одного прекрасного московского здания отсылки к сецессиону фигурируют регулярно. Это бывший доходный дом Сокол на Кузнецком Мосту, также отличающийся рядом ярких особенностей, включая майоликовую мозаику, ажурные металлические решетки, эркеры над входами в здание и фигурный фронтон. Как и в случае с «Метрополем» в работе над зданием принял участие Михаил Врубель, живопись которого является неотъемлемой частью русского модерна. Для декорирования фасада были использованы рельефные изразцы, изготовленные по эскизам Врубеля.
Доходный дом Сокол совсем недавно попадал на страницы этого блога, в статье, посвященной 20 историческим дверям и входным группам, сохранившимся по сей день в Москве. Обязательно посмотрите, красоты там невероятно много.
И, кстати, в доме Сокол есть немного не только от Вены, но и от Петербурга, а именно, двор-колодец почти что безупречной прямоугольной формы, не столь популярное в масштабах Москвы архитектурное решение.
Еще один прекрасный образец сецессиона расположен на 4-й Тверской-Ямской улице близ Садового кольца. Это доходный дом Калиновской, выполненный по проекту архитектора Эрнста Рихарда Нирнзее, автора первого московского небоскреба.
Центральным элементом фасада являются керамические наличники с растительным орнаментом и стилизованными жар-птицами. Еще одной необычной особенностью здания служат шестиугольные окна на последнем этаже. Казалось бы, ничего особенного, но на всю Москву найти еще одни такие же будет весьма непростой задачей. В памяти всплывает разве что знаменитый дом Константина Мельникова с 57 окнами.
Собственно, этими тремя зданиями и ограничивается распространение Венского сецессиона в Москве. Немного? Пожалуй. Однако, разумеется, общее количество архитектурных памятников модерна в столице России многократно больше [в том числе и больше, чем в Вене], а Русская школа модерна по праву являются неотъемлемой частью мировой истории архитектуры, наряду с Венским сецессионом.
На фот выше – особняк Листа работы Кекушева, первое по времени московское здание в стиле модерн. Ниже – особняк Миндовского на Поварской, еще одна яркая работа архитектора.
Так что, если задумаете исследовать архитектуру модерна или просто полюбоваться яркими примерами данного стиля во время прогулки, Москва для этого подходит как нельзя лучше. Ведь здесь помимо оригинальных, самобытных модерновых сооружений можно увидеть немало отсылок к зарубежным архитектурным веяниям, от готики и мавританского стиля до австрийского сецессиона. P.S. И в завершение, на фото ниже – здание скоропечатни товарищества «А. А. Левенсон» в Трехпрудном переулке за авторством Шехтеля.
И на этом о Венском сецессионе на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.