Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Зайчик" (СССР, 1965) и "За витриной универмага" (СССР, 1956): "за" и "против"

Зайчик. СССР, 1965. Режиссер Леонид Быков. Сценаристы: Михаил Гиндин, Ким Рыжов, Генрих Рябкин. Актеры: Леонид Быков, Ольга Красина, Игорь Горбачёв, Сергей Филиппов, Георгий Вицин, Алексей Смирнов, Игорь Дмитриев, Лев Степанов, Гликерия Богданова–Чеснокова и др. 25,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Замечательный актер Леонид Быков (1928–1979) в качестве режиссера поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, три из которых («Зайчик», «В бой идут одни «старики», «Аты–баты, шли солдаты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

У главного героя этой комедии фамилия такая – Зайчик. Он человек добрый и душевный, не терпящий бюрократов и всё еще верящий в справедливость на Земле. А трудностей у Зайчика в этой жизни хватает…

Комедия «Зайчик» – режиссерский дебют в полнометражном кино Леонида Быкова была встречена зрителями и кинокритиками практически полярно.

Кинокритики к этой теплой лирической комедии (правда, с грустинкой) отнеслись враждебно, утверждая, что «штампы, идущие от кинематографа «дедушек» и «бабушек», «зайчиков» и «черноморочек», живучи и упрямы. Они не хотят уходить и освобождать места» (Бауман, 1967, с.175).

И даже в том случае, когда оценка фильма Леонида Быкова была в целом доброжелательной, она омрачалась горькой критической пилюлей: «История робкого человека рассказана в фильме с той лёгкостью и непринуждённостью, которые так необходимы в комедии. Но юмор, весёлая шутка, острота не исчерпывают содержания фильма "Зайчик". Отдельные его эпизоды приобретают звучание сатирическое. У этой кинокомедии есть точный адрес: она высмеивает бездушных формалистов, бюрократов, губящих всякое живое дело... Но не всё удалось в фильме. Главный упрёк следует сделать сценаристам, которые не сумели слить воедино отдельные эпизоды. Их соединение чисто механическое, не обусловленное логическим, естественным течением действия» (Калентьева, 1965).

Более того, и в год смерти Леонида Быкова кинокритик Сергей Тримбач писал, что «актёр, ставший ещё и режиссёром, автором фильма, отклонился от себя — каким мы его знали прежде — в сторону чистой эксцентрики. Традиционный быковский персонаж все свои превращения на сей раз претерпевал, так сказать, в "принудительном" порядке. Сюжетные повороты в "Зайчике" не скрыты, не растворены в самой материи фильма, они всегда строго функциональны. Мне кажется, что всё это не в природе таланта Быкова. Поэтому "Зайчик" и не смог стать настоящим быковским фильмом. Своё было не найдено, оно было только отброшено» (Тримбач, 1978: 80).

И только в XXI веке С. Кудрявцев подошел к фильму не с критикой, а пониманием режиссерского замысла «Зайчика»: «Согласно принятому в нашем искусстве понятию о разрешении конфликта, персонаж был просто обязан добиться человеческой справедливости и устыдить тем самым всех сомневавшихся и посмеивавшихся. Однако есть в прежнем лирическом и задушевном персонаже уже какой–то необъяснимый надлом, будто тревожит его поневоле гамлетовский вопрос. … Леонидом Быковым как актёром и режиссёром прозорливо угадано, что таким, как Зайчик, надлежащее место только в героическом прошлом… А в современности они рискуют превратиться в потешных жителей, местных уникумов, людей не от мира сего, почти что блаженных, от которых единственная радость в жизни – быть предметом зубоскальства для скучающих сограждан» (Кудрявцев, 2006).

Мнения зрителей XXI века относительно «Зайчика» существенно расходятся.

«За»:

«Мне кажется, что «Зайчик» – это один из тех удивительных фильмов, очень светлых, оптимистичных, очень добрых, которые хочется смотреть и пересматривать снова и снова! Ещё одна пронзительная режиссёрская и актёрская работа Леонида Фёдоровича Быкова!:) Разве может кого–то оставить равнодушным этот очень ранимый, нежный и трогательный гримёр с удивительной фамилией и открытой, чуткой и застенчивой душой? Глядя на него, очень хочется верить, что и у меня, и у других зрителей, всё в жизни будет хорошо и радостно! Даже если очень тяжело на сердце...

Огромное Спасибо потрясающему Режиссёру и необыкновенно талантливейшим Актёрам за это «лекарство» от грусти и безысходности! Спасибо! Прекрасная картина!» (Е. Уфимова).

«Фильм замечательный! Очень меткая, блестящая сатира. И в то же время от фильма исходит необыкновенный заряд положительной энергии и добра. Невероятное совмещение заведомо несовместимых понятий. Впрочем, талант он и есть талант!» (Наталья).

«Я настолько люблю Быкова, что мне все созданные им фильмы кажутся прекрасными. Можно не помнить какие–то детали и эпизоды в "Зайчике", это не главное. Удивительное свойство этого фильма – его современность, перекличка с нашей жизнью. Те же бюрократы, далёкие от нужд людей (восхитительная роль И. Горбачёва), те же руководители, хамски относящиеся к подчинённым, та же невозможность жить в нормальном дворе... Можно сказать, что всё это в наши дни приобрело устрашающее впечатление. Сатира не устарела. Зайчик в фильме – один воин в поле, воевал–воевал, увидел, что надо звать на помощь. Люди должны отстаивать общие интересы вместе» (Калинка).

«Против»:

«По–моему, просто ужасно. Опять же – такие артисты, а фильм жуткий. Слишком назидательный, с тяжеловесным юмором. Мне кажется, что комедия – не самый лучший жанр для Быкова–режиссера» (А. Лепесткова).

«Фильм слабый. Очень. скетчевые диалоги, фрагментарность ("номера", иными словами), пощипывание проблем (обалденная смелость сыграть бюрократа), малобюджетность прет, в кадре – ни одной развалины – аккуратные хрущевки» (Нелюблюкепкин).

Киновед Александр Федоров

-2

За витриной универмага. СССР, 1956. Режиссер Самсон Самсонов. Сценаристы Алексей Каплер, Самсон Самсонов. Актеры: Иван Дмитриев, Наталья Медведева, Микаэла Дроздовская, Олег Анофриев, Светлана Дружинина, Анатолий Кузнецов, Борис Тенин и др. 25,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Самсон Самсонов (1921–2002) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Оптимистическая трагедия», «Огненные вёрсты», «За витриной универмага», «Каждый вечер в одиннадцать», «Одиноким предоставляется общежитие», «Попрыгунья», «Журавль в небе», «Танцплощадка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Зав. секцией в универмаге требует от директора швейной фабрики улучшить качество продукции. А тут еще универмаге обнаруживается недостача…

Советская кинокритика отнеслась к комедии «За витриной универмага» негативно.

Так киновед Ростислав Юренев (1912-2002) бы уверен, что фильм «совершенно не смешон», а «режиссура оказалась слабее драматургии, тоже не блещущей особыми достоинствами» (Юренев, 1961).

Самой известной работой Самсона Самсонова стала «Оптимистическая трагедия», но и у комедии «За витриной универмага» есть свои почитатели, которые и сегодня вспоминают ее с большой симпатией:

«Прекрасная … лирическая комедия с элементами детектива. Фильм нисколько не устарел и смотрится с удовольствием, как и многие фильмы 50–х. – времени расцвета нашего кинематографа. Главное – этот фильм про любовь, а разве тема любви – не вечная тема?» (Н. Волкова).

«Один из моих любимых фильмов, который могу смотреть без конца, Но, объективности ради, конечно же, из–за ностальгии по тому времени. Но до чего же хороша музыка» (Окталина).

Но есть, конечно, и иной взгляд на этот фильм:

«Очень слащавая, надуманная и несмешная комедия, в актерской игре жуткая театральщина, впрочем, характерная для многих фильмов 50–х годов. Безнадежно устаревший фильм» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров