Найти тему
Учёный кот

"Авиатор" Евгения Водолазкина - "премиальный" роман про "неношнего века человека".

Всём привет! В рамках марафона "премиальных" чтений, объявленных сразу на нескольких Дзен каналах (я лично публикую отзыв на канале Библио Графия), сегодня читаю, а точнее, перечитываю роман Евгения Водолазкина " Авиатор". По условиям марафона, нужно выбрать любое произведение, награжденное громкой букинистической премией (российской или зарубежной), и рассказать о нём. После долгих колебаний выбрал произведение, с которого открыл для себя автора, которого в Латинской Америке называют "русским Умберто Эко", в США - " русским Маркесом", а в России знают просто как Евгения Германовича Водолазкина - автора, чьи романы переведены на многие иностранные языки, каждое новое произведение которого становится событием в литературном мире. "Авиатор" исключением не стал - в 2016 году книга стала "серебряным" призёром национальной премии "Большая книга", а также попала в шорт-листы премий «НОС», «Писатель XXI века» и премии имени Аркадия и Бориса Стругацких. Одним словом,роман по всем параметрам подходящий под параметры марафона (ссылку на марафон прикрепляю ниже - заходите, там много замечательных рецензий от книжных блогеров)...

Премиальный марафон: Читаем Набокова, Рушди, Диккера, Казанцеву...
Библио Графия1 ноября 2023

Евгений Германович читает отрывки из книги на ее презентации
Евгений Германович читает отрывки из книги на ее презентации

Премиальную книгу от "Издательства Елены Шубиной" представляет "сосиска" Дженя
Премиальную книгу от "Издательства Елены Шубиной" представляет "сосиска" Дженя

Молодой человек приходит в себя в больнице. Он не помнит о себе ровным счётом ничего, даже собственного имени. Постепенно сознание начинает подбрасывать ему обрывки воспоминаний, собирая их в какую - то причудливую мозаику: Петербург начала века, летние каникулы на даче в Алуште, учёба в гимназии, коммунальная квартира, первая любовь, революция, хлебные карточки, лагерь на Соловках... Что значат эти воспоминания, и как он может всё это так отчётливо помнить, если на календаре - последний год XX века?

Первая часть романа, посвящённого Евгением Германовичем дочери, в которую по ниточке вплетаются детские воспоминания нашего homo incognito, является хоть и несколько сумбурной, но невероятно ностальгичной, или, как я это называю, "ламповой". А учитывая, что написана она прекрасным живописным языком, перед глазами то и дело встают яркие образы из детства героя: бабушка, читающая больному мальчику "Робинзона Крузо", статуэтка Фемиды на антресолях, первое новогоднее стихотворение, огромная сосна на пляже, в темноте кажущаяся из окна детской спальни великаном, ежедневные мальчишеские игры на пляже со змеем, парящим в облаках, солёные морские капли на губах, звук патефона на даче, заиндевевший от мороза столичный трамвай...

И вдруг во всё это вихрем врывается Октябрьская Революция. По мнению автора, именно революция, которую Водолазкин называет, "всеобщим помутнением" (с), является причиной если не всех, то очень многих российских бед, "ведь ужас революций в том, что освобождаются самые низменные человеческие страсти. То, что в человеке раньше подавлялось законами, выходит наружу"(с). Согласно теории Водолазкина, именно с революции начались и все беды Платоновых: отец, убитый ни за что, походя, пьяной матроснёй, выселение из отдельной квартиры, "уплотнение" в коммуналку, знакомство с подонком Зарецким, становящимся катализатором целой цепочки последующих страшных событий. Кстати, живописуя ужас Соловецкого лагеря, бесчинства его охранников и захлестнувший СССР большевистский "террор", Водолазкин, в отличии от многих современных авторов, не ударяется в откровенную антисоветчину, не " вешает всех собак" на Сталина, называя его лишь "инструментом" террора, и предлагает довольно самобытную, хоть и спорную, версию тех страшных событий ( всех карт раскрывать не буду, напомню лишь про "всеобщее помутнение", интересно - почитайте).

Впрочем, тема трагедии страны лишь одна из немногих, поднимаемых Евгением Германовичем в своём романе, наравне с ней поднимаются подтемы любви, памяти, гуманности, недопустимости опытов над человеком, прощения, нравственного выбора -"человек превращается в скотину невероятно быстро"(с) ( этой своей подтемой "Авиатор" роднится с так нравящейся мне "Обителью" Захара Прилепина, тоже, кстати, призёром "Большой книги"), цены, которую приходится платить за принимаемые нами решения, преступления и наказания. Но главные темы, как всегда у Водолазкина - это ВРЕМЯ и ИСКУПЛЕНИЕ. Читатель, наблюдающий за стремительным развитием романа Иннокентия (или, как мне больше нравится, Платоши) и Насти, понимает, что эти отношения apriori обречены - ведь они бесконечно разные люди с разных планет, между ними временная пропасть в целый век : " у нее - весенний сад, а у него - такая бездна. Он знает, как страшна жизнь, а она не знает"(с). При этом, время является бичом Иннокентия - разве это не пытка - пережить всех тех, кого любил: бабушку, отца, мать, Анастасию? За что же герой несёт это наказание, почему так надолго задержался на Земле? Собственными авторскими фразами типа "Наказания ни за что не бывает"(с) или отрывком из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского " Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний? "(с), пресловутой статуэткой Фемиды, с возвращением которой к хозяину резко начинается резкое старение Иннокентия, Водолазкин мало - помалу, сохраняя интригу вплоть до финала, подводит читателя к теме искупления, к выводу, что герой несёт свой крест неспроста... Спойлерить не буду, но автор недвусмысленно даёт понять, что считать себя "оружием возмездия" и вершить вместо Бога правосудие - это смертный грех...

При всём вышесказанном может показаться что "Авиатор" - безупречен, но спешу вас разочаровать. Разогнав повествование буквально до крейсерской скорости, Евгений Германович вдруг неожиданно его сворачивает. Не знаю, то ли редактор поторопил, то ли сам автор посчитал, что с концовкой и так всё понятно, но мне в конце категорически не хватило жирной точки (равно как и многим моим знакомым - у некоторых невнятная концовка, как и у меня, вызывает лёгкое недоумение, у других - откровенное раздражение, хоть я и убеждаю их, что там всё и без дальнейших объяснений понятно, не верят - некоторые просто любят логическую завершённость произведения). Финал же "Авиатора" так и остался открытым... Если закрыть глаза на этом маленький огрех, то плюсов в "Авиаторе" можно найти гораздо больше, чем минусов - здесь и прекрасный, не побоюсь этого слова, великорусский язык (без единого нецензурного слова), тонкий юмор, фантастическая история, которая заставит вас об очень многом задуматься. А самое главное - возможность открыть для себя одного из флагманов современной отечественной прозы, Евгения Водолазкина, если вдруг вы с ним ещё не знакомы - "Авиатор" подойдет на эту роль лучше всего - как ни крути, после "Лавра" - это одна из лучших его книг.

А вы любите Водолазкина? Читали "Авиатора"? Готов обсудить ваши мнения об авторе и его книге в комментариях к этой статье, обсудить, подискутировать! Я же в рамках этого марафона совсем скоро опубликую отзыв на коротенькую повесть "Старик и море", принесшую Эрнесту Хемингуэю сразу две громких литературных премии, Пулитцеровскую и Нобелевскую. Также в рамках марафона планирую перечитать замечательный роман Григория Служителя "Дни Савелия". Так что следите за свежими публикациями! До новых книжных встреч на моём канале!