Франческа Стерн Вудман (; 3 апреля 1958 — 19 января 1981) — американский фотограф, наиболее известная своими чёрно-белыми снимками, на которых она изображена как сама, так и женщины-модели.
На многих ее фотографиях изображены обнаженные или одетые женщины, размытые (из-за движения и длительной выдержки), сливающиеся с окружающей средой или лица которых скрыты.
Ее работы продолжают оставаться предметом большого признания и внимания критиков спустя годы после того, как она покончила жизнь самоубийством в возрасте 22 лет, в 1981 году.
Жизнь
Вудман родился в Денвере, штат Колорадо, в семье художников Джорджа Вудмана и Бетти Вудман (Абрахамс).[6][7] Ее мать — еврейка, а отец — протестант.[8] Ее старший брат Чарльз позже стал адъюнкт-профессором электронного искусства.[9]
Вудман сделала свой первый автопортрет в возрасте тринадцати лет и продолжала фотографировать себя до самой смерти.[10] Она посещала государственную школу в Боулдере, штат Колорадо, с 1963 по 1971 год, за исключением второго класса, который она посещала в Италии, где семья проводила много летних каникул между школьными годами. Она пошла в среднюю школу в 1972 году в Abbot Academy, частной школе-интернате в штате Массачусетс. Там она начала развивать свои фотографические навыки и заинтересовалась этим видом искусства. В 1973 году Abbot Academy объединилась с Phillips Academy; Вудман окончил государственную среднюю школу Боулдера в 1975 году.[7] До 1975 года она проводила лето со своей семьей в Италии[11][7] в сельской местности Флоренции, где семья жила на старой ферме.[12]
Начиная с 1975 года, Вудман посещал Школу дизайна Род-Айленда (RISD) в Провиденсе, штат Род-Айленд. Она училась в Риме с 1977 по 1978 год по программе RISD с отличием. Поскольку она свободно говорила по-итальянски, она смогла подружиться с итальянскими интеллектуалами и художниками.[13] Она вернулась в Род-Айленд в конце 1978 года, чтобы окончить RISD.[11][7]
Вудман переехал в Нью-Йорк в 1979 году. Проведя лето 1979 года в Стэнвуде, штат Вашингтон[14] Навещая своего бойфренда в Pilchuck Glass School, она вернулась в Нью-Йорк, «чтобы сделать карьеру фотографа». Она разослала портфолио своих работ фэшн-фотографам, но «ее просьбы ни к чему не привели».[15] Летом 1980 года она была художником-резидентом в колонии Макдауэлл в Питерборо, штат Нью-Гэмпшир.[15][7]
В конце 1980 года Вудман впала в депрессию из-за того, что ее работа не смогла привлечь внимание, а отношения с ней испортились.[16] Она пережила попытку самоубийства осенью 1980 года, после чего жила с родителями на Манхэттене.[17]
19 января 1981 года Вудман покончил жизнь самоубийством в возрасте двадцати двух лет, выпрыгнув из чердачного окна здания в Ист-Сайде Нью-Йорка.[15][7] Знакомый писал: «Все было плохо, была терапия, все наладилось, охрану подвели».[18] Ее отец предположил, что самоубийство Вудман было связано с неудачной заявкой на финансирование от Национального фонда искусств.[19]
Работы
Фотографии, 1972—1980
Несмотря на то, что Вудман использовала различные камеры и форматы пленки в течение своей карьеры, большинство ее фотографий были сделаны на среднеформатные камеры, производящие квадратные негативы размером 2-1/4 на 2-1/4 дюйма (6x6 см).[20][21] Вудман создала не менее 10 000 негативов, которые сейчас хранятся у ее родителей.[22] Поместье Вудмана, которым управляют родители Вудмана,[23] состоит из более чем 800 отпечатков,[7] из которых по состоянию на 2006 год было опубликовано или выставлено только около 120 изображений.[24] Большинство отпечатков Вудмана имеют размер 8 на 10 дюймов (20 на 25 см) или меньше, что «работает на создание интимного опыта между зрителем и фотографией».[25]
Многие из снимков Вудмана не имеют названия и известны только по месту и дате. Она часто фотографировала в помещении, находя заброшенные и заброшенные места, в которых создавала свои фотографические картины.[26]
Видео, 1975—1978
В RISD Вудман позаимствовал видеокамеру и видеомагнитофон[27] и создавала видеокассеты, связанные с ее фотографиями, на которых она «методично белит собственное обнаженное тело, например, или сравнивает свой торс с изображениями классической скульптуры».[28] Некоторые из этих видео были выставлены в Городском художественном музее Хельсинки в Финляндии и Cisneros Fontanals Art Foundation в Майами в 2005 году;[28] Тейт Модерн в Лондоне в 2007–2008 годах;[29] и Музей современного искусства Сан-Франциско в 2011 году (на выставке, которая отправится в Музей Соломона Р. Гуггенхайма в 2012 году).[5] На выставках 2011–2012 годов отобранные видеоработы продолжительностью от 23 секунд до 3 минут 15 секунд были озаглавлены «Франческа х 2», «Скульптура», «Угол», «След» и «Маска».[30]
Some Disordered Interior Geometrys (книга, 1981)
Вудман создал ряд книг художника, таких как «Портрет репутации», «Тетрадь диктовок и композиций», «Квадерно» (также известный как «Квадерно Рафаэлло»), «Портреты друзей Equasions» и «Ангелы, календарная тетрадь».[31][32][33] Тем не менее, единственной книгой художницы, содержащей фотографии Вудман, которая была опубликована при ее жизни, была «Некоторые неупорядоченные внутренние геометрии».[34] Выпущенная в январе 1981 года, незадолго до смерти Вудмана, она состоит из 24 страниц и основана на избранных страницах из итальянской тетради по геометрии. На страницах Вудман прикрепил 16 фотографий, а также добавил почерк и белую корректирующую жидкость. В исследовании книги отмечается, что Вудман иногда перерисовывал форму «для акцента или удовольствия».[35]На репродукции оригинальных разворотов книги видны пурпурно-розовые обложки, страницы, которые немного различаются по цвету, и следы розового цвета на нескольких страницах.[4] Несмотря на то, что изданная версия книги имеет фиолетово-розовые обложки, внутренние страницы напечатаны только в черном, белом цвете и оттенках серого.[34]
В 1999 году один критик высказал мнение, что «Неупорядоченная внутренняя геометрия» была «отчетливо странной книгой... Казалось бы, сумасшедшие миазмы из математических формул, фотографий самой себя и нацарапанных, извивающихся, рукописных заметок».[36] Знакомый Вудмана написал в 2000 году, что это «действительно очень своеобразная маленькая книга» со «странной ироничной дистанцией между мягкой близостью тел на фотографиях и угловатостью геометрических линий, покрывающих страницы».[18] В эссе 2006 года книга была описана как «трехсторонняя игра, в которой текст и иллюстрации для введения к Евклиду противопоставляются собственному тексту и диаграммам Вудман, а также «геометрии» ее формальных композиций».[37] В то время как в статье 2008 года книга была названа «поэтической и юмористической, аналитической и рефлексивной».[35] В статье 2010 года о Вудмане книга названа «оригинальной и загадочной».[38] А в рецензии 2010 года говорилось о книге, что «мы стали богаче благодаря ей».[39] Клэр Рэймонд утверждает, что в книге «Некоторые неупорядоченные внутренние геометрии» Вудман эллиптически сталкивается с проблемой борьбы женщины-художницы за право претендовать на авторитет как художника: используя студенческий учебник в качестве книги художника-сигнала (единственная книга, опубликованная при жизни Вудман), Вудман обнажает трудности, с которыми сталкивается женщина-художница, выходящая за рамки роли неофита/ученицы.[40]
Посмертное признание
Выставки и книги
Лицевая сторона суперобложки книги 2006 года «Франческа Вудман»; фотография без названия, Провиденс, Род-Айленд, 1976
За свою жизнь Вудман провела всего несколько выставок, некоторые из которых были описаны как «выставки в альтернативных пространствах в Нью-Йорке и Риме».[41] В период с 1981 по 1985 год не было известно ни одной групповой или персональной выставки ее работ, но с тех пор каждый год проводилось множество выставок.[Необходима ссылка на статью] Среди ее основных персональных выставок:
- 1986—1988: Франческа Вудман, фотограф.[1] Путешествовал в художественную галерею Хантер-колледжа, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк; Колледж Уэлсли Музей, Уэлсли, Массачусетс; Галерея изящных искусств Университета Колорадо, Боулдер, Колорадо; Галерея изящных искусств UCI, Калифорнийский университет, Ирвайн, Калифорния; и Художественный музей Краннета, Шампейн, Иллинойс.[3]
- 1992–1993: Франческа Вудман, photographische arbeiten (фотографические работы).[2] Ездил в Шедхалле, Цюрих, Швейцария; Westfälischer Kunstverein, Мюнстер, Германия; Kulturhuset, Стокгольм, Швеция; Suomen Valokuvataiteen Museo SÄÄTIÖ, Хельсинки, Финляндия; DAAD Galerie, Берлин, Германия; и Galleri F15 Alby, Мосс, Норвегия.[3]
- 1998: "l'artiste et la représentation de soi, Francesca Woodman, Rencontres d'Arles festival.
- 1998—2002: Франческа Вудман.[3] Путешествовал в Fondation Cartier pour l'art contemporain, Париж, Франция; Кунстхал, Роттердам, Нидерланды; Культурный центр Белен, Лиссабон, Португалия; Галерея фотографов, Лондон, Великобритания; Centro Cultural Tecla Sala, L'Hospitalet, Барселона, Испания; Галерея Карлы Соццани, Милан, Италия; Галерея Дугласа Хайда, Дублин, Ирландия; и PhotoEspana, Культурный центр Конде Дуке, Мадрид, Испания.[Необходима ссылка на статью]
- 2000: Франческа Вудман: Провиденс, Рим, Нью-Йорк.[42] Палаццо делле Эспозициони, Рим.[Необходима ссылка на статью]
- 2009—2010: Франческа Вудман.[43] Ездил в Espacio AV, Мурсия, Испания; sms contemporanea, Сиена, Италия; и Палаццо делла Раджоне, Милан, Италия.[44]
- 2011—2012: Франческа Вудман. Музей современного искусства Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния; и Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.[45][46][47] Многие из них никогда раньше не выставлялись.[23]
- 2015–2017: О том, как быть ангелом.[48] Побывал в Музее современного искусства в Стокгольме; Музей фотографии пены, Амстердам; Фонд Анри Картье-Брессона, Париж; Музей современного искусства, Мальмё; Финский музей фотографии, Хельсинки.
Помимо каталогов вышеупомянутых передвижных персональных выставок и каталогов персональных выставок, которые не путешествовали, известные книги Вудмана и о нем включают:
- Вышедшая в 2010 году книга, в которой исследуется актуальность фотографии Вудмана как способа понимания кантовской теории возвышенного.[49]
- Записная книжка Франчески Вудман, которая была выпущена в 2011 году.[50] Он содержит факсимиле итальянской школьной тетради, к которой Вудман добавил фотографии, а также послесловие отца Вудмана.[51] Эта книга, также известная как «Квадерно» или «Квадерно Рафаэлло», была описана как «одновременно срочное послание к любовнику и игривый сексуальный призыв».[52]
- Диазотипы Франчески Вудман и другие более поздние работы рассматриваются в книге Клэр Рэймонд 2016 года.[53]
Фильмы «Фантазия» и «Вудманы»
Постер к фильму 2011 года «Лесорубы» с частью фотографии «Горошек»
В 2000 году экспериментальное видео Элизабет Субрин «The Fancy» исследовало жизнь и творчество Вудман, «ставя вопросы о биографической форме, истории и фантазии, женской субъективности, а также вопросах авторства и интеллектуальной собственности».[54][55] Рецензенты отметили, что в ролике сопоставляются «формализм, биография и психоанализ»[56] и «намекает на заговор, привлекая внимание к нежеланию семьи Вудман сделать большую часть своих фотографий доступной...»[57]
Полнометражный документальный фильм «Вудманы» был выпущен в кинотеатрах компанией Lorber Films[58][59] в тридцатую годовщину со дня ее смерти, 18 января 2011 года. Режиссер «имел неограниченный доступ ко всем фотографиям, личным дневникам и экспериментальным видеозаписям Франчески».[60] Несмотря на то, что фильм получил награду «Лучший документальный фильм о Нью-Йорке» на кинофестивале «Трайбека», родители Вудмана решили не присутствовать на премьере.[61] Реакция на фильм была в основном благоприятной. На сайте рецензий на фильмы Rotten Tomatoes 94% из 17 рецензий критиков были положительными, а 83% из 793 пользовательских оценок были положительными.[62] Он был показан на канале PBS 22 декабря 2011 года.[60][63]
Популярное мнение
Общественное мнение в целом благосклонно относилось к работам Вудмана. На выставке 1998 года в Париже у многих была «сильная реакция» на ее «интересные» фотографии.[16] Многие люди нашли отдельные фотографии Вудмана (например, «Автопортрет в 13 лет»)[64]) или ее фотографии в целом[65] Вдохновляющие.
Влияния
Среди прочих факторов, критики и историки писали, что на Вудмана повлияли следующие литературные жанры, мифы, художественные течения и фотографы:
- Готическая фантастика. Сообщается, что она отождествляла себя с викторианскими героинями.[66] Во многих историях фигурирует женская фигура, которая часто вынуждена уединяться, а затем сходит с ума. Готический стиль полон символов гробниц, зеркал, демонов и ангелов.[67]
- Миф об Аполлоне и Дафне, о чем свидетельствуют фотографии, на которых Вудман запуталась в корнях деревьев или носит бересту на руках.[68]
- Андре Бретон и, в частности, его «Надя» 1928 года. В 1979 году в интервью с Робертой Валтортой Вудман сказал: «Vorrei che le parole avessero con le mie immagini lo stesso rapporto che le fotografie hanno con il testo in Nadja di André Breton» («Я хотел бы, чтобы слова имели такое же отношение к моим изображениям, как фотографии имеют такое же отношение к тексту в Nadja by André Breton».[73] Перевод Данхилла.[74])
- Дуэйн Михалс.[75][7] Работы Вудмана и Михала имеют общие черты, такие как размытие, ангелы и почерк.[76]
- Дебора Турбевиль.[77][7] Вудман «восхищался» работой Турбевиля,[15] и составил книгу художника для Турбевиля (Quaderno Rafaello), в которой содержалась письменная просьба к старшему фотографу позвонить ей.[78]
- Вудман познакомился с символическими работами Макса Клингера во время учебы в Риме с 1977 по 1978 год, и его влияние можно ясно увидеть во многих фотографических сериях, таких как «Угорь, Рим» (1977-78) и «Ангел, Рим» (1977). Сочетая перформанс, игру и саморазоблачение, фотографии Вудмана создают экстремальные и часто тревожные психологические состояния. Скрывая или шифруя свои объекты, она напоминает зрителю, что фотографии сглаживаются и искажаются, никогда не раскрывая всей правды о предмете.