Найти тему
История живописи

Пейзажи малоизвестного ученика Венецианова и Калама

Сегодня мы с вами вспомним время, предшествующее тому, что я обычно описываю в статьях на канале, а именно середину XIX века, когда происходило только становление русской пейзажной школы под воздействием таких мастеров как Тропинин и Венецианов.

"Русская деревня", М.С. Эрасси, 1840-е - начало 1850-х. Третьяковская галерея, Москва.
"Русская деревня", М.С. Эрасси, 1840-е - начало 1850-х. Третьяковская галерея, Москва.
"На берегу озера", М.С. Эрасси. Частное собрание.
"На берегу озера", М.С. Эрасси. Частное собрание.

Именно с последним из перечисленных художников и был связан герой данной публикации, ведь Михаил Спиридонович Эрасси (1823-1898) был его двоюродным племянником и начал свое художественное образование именно под началом Венецианова в его школе в Сафонкове. Необычная для русского слуха фамилия "Эрасси" выдает иностранное происхождение его предков, как поясняют нам источники, из "нежинских греков", по названию города в Черниговской губернии. Обучение продлится несколько лет, о чем его учитель Венецианов напишет следующее:

Этот молодой человек занимался у меня в деревне два года писанием с натуры и рисованием с гипсов, - у него нет пылкого дару, но любовь к искусству и прилежание примерны; теперь он в первый раз копирует пейзаж Куккука [нидерландского художника XIX в. - прим. авт.] и ходит в академический гипсовый класс.
"Пейзаж со стадом", М.С. Эрасси, 1848. Третьяковская галерея, Москва. Картина является повторением работы нидерландского художника Б.К. Куккука.
"Пейзаж со стадом", М.С. Эрасси, 1848. Третьяковская галерея, Москва. Картина является повторением работы нидерландского художника Б.К. Куккука.
"Южный прибрежный пейзаж со стадом овец", М.С. Эрасси. Частное собрание.
"Южный прибрежный пейзаж со стадом овец", М.С. Эрасси. Частное собрание.

Посещать петербургскую Академию художеств Эрасси начнет в 1846 году как вольноприходящий ученик в пейзажном классе Максима Воробьева, а закончит он ее шесть лет спустя этой работой, о которой в критической статье тех времен писали следующее:

... художника, строго воспроизводящего природу и ничего не предпринимающего без предварительного совещания с нею. Прекрасному этому правилу следует и господин Эрасси, добросовестно и отчетливо передавший все особенности нашей северной природы в своем "Сельском виде в окрестностях Выборга.
"Вид в окрестностях Выборга", М.С. Эрасси, 1850-е. Частное собрание.
"Вид в окрестностях Выборга", М.С. Эрасси, 1850-е. Частное собрание.

Получив максимальную награду Академии художник отправляется за казенный счет за границу в 1853 году. Первые годы он провел в Женеве, где занимался под руководством известного швейцарского пейзажиста Александра Калама "и более, чем кто-либо из его учеников, усвоил себе характер и приемы его живописи", как напишут об этом в словаре Брокгауза. Об этом же напишет художественный критик П.М. Ковалевский в 1860 году в журнале "Современник":

Сходство Эрасси с Каламом так естественно, что о нем и говорить не стоит: он может от него отделаться, может, пожалуй, и остаться с ним - это дело побочное, - главное же - природные свойства дарования художника, уменье видеть природу, ей сочувствовать и возбуждать к ней сочувствие в зрителе, а всем этим богато одарен лучший из учеников Калама, по собственному отзыву о нем учителя. На глазах Калама только развились и правильно утвердились те начала, которые лежали всегда в пейзажисте.
"Рейхенбахский водопад у Мейрингена в Швейцарии", М.С. Эрасси, 1860. Третьяковская галерея.
"Рейхенбахский водопад у Мейрингена в Швейцарии", М.С. Эрасси, 1860. Третьяковская галерея.
"Фирвальдштетское озеро", М.С. Эрасси. Ставропольский музей изобразительных искусств.
"Фирвальдштетское озеро", М.С. Эрасси. Ставропольский музей изобразительных искусств.

Двухгодичная поездка по прошению Эрасси будет продлена и, очевидно, не зря, ведь за присланные в Россию работы Академия присвоит ему звание академика, а спустя еще несколько лет (в 1862 году) он будет удостоен и звания профессора пейзажной живописи.

Но вот далее он свою судьбу с Россией практически не связывает: живет периодически то в Женеве, то в Ницце, и в итоге осядет вместе с семьей (которой успеет обзавестись в ходе заграничного пребывания) в Берлине, где станет членом Объединения берлинских художников. Тонкая связь с родиной заключалась, пожалуй, только в том, что он регулярно высылал свои картины для участия в российских выставках.

"Пейзаж со жнецами", М.С, Эрасси. Художественный музей Алтайского края, Барнаул. Так выглядела картина до ее реставрации в 2014 году.
"Пейзаж со жнецами", М.С, Эрасси. Художественный музей Алтайского края, Барнаул. Так выглядела картина до ее реставрации в 2014 году.
"На итальянском побережье", М.С. Эрасси. Частное собрание.
"На итальянском побережье", М.С. Эрасси. Частное собрание.

Последние сведения о художнике можно найти в статье историка П.Н. Петрова, где он утверждал, что Эрасси в 1888 году "живет за границею и, по-видимому уже давно бросил занятия искусством". Очевидно, что это так, ибо не известны работы последних лет жизни художника. Но точно известно то, что живописец скончался в начале 1898 года в немецкой столице.

Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.