Сегодня мы с вами вспомним время, предшествующее тому, что я обычно описываю в статьях на канале, а именно середину XIX века, когда происходило только становление русской пейзажной школы под воздействием таких мастеров как Тропинин и Венецианов.
Именно с последним из перечисленных художников и был связан герой данной публикации, ведь Михаил Спиридонович Эрасси (1823-1898) был его двоюродным племянником и начал свое художественное образование именно под началом Венецианова в его школе в Сафонкове. Необычная для русского слуха фамилия "Эрасси" выдает иностранное происхождение его предков, как поясняют нам источники, из "нежинских греков", по названию города в Черниговской губернии. Обучение продлится несколько лет, о чем его учитель Венецианов напишет следующее:
Этот молодой человек занимался у меня в деревне два года писанием с натуры и рисованием с гипсов, - у него нет пылкого дару, но любовь к искусству и прилежание примерны; теперь он в первый раз копирует пейзаж Куккука [нидерландского художника XIX в. - прим. авт.] и ходит в академический гипсовый класс.
Посещать петербургскую Академию художеств Эрасси начнет в 1846 году как вольноприходящий ученик в пейзажном классе Максима Воробьева, а закончит он ее шесть лет спустя этой работой, о которой в критической статье тех времен писали следующее:
... художника, строго воспроизводящего природу и ничего не предпринимающего без предварительного совещания с нею. Прекрасному этому правилу следует и господин Эрасси, добросовестно и отчетливо передавший все особенности нашей северной природы в своем "Сельском виде в окрестностях Выборга.
Получив максимальную награду Академии художник отправляется за казенный счет за границу в 1853 году. Первые годы он провел в Женеве, где занимался под руководством известного швейцарского пейзажиста Александра Калама "и более, чем кто-либо из его учеников, усвоил себе характер и приемы его живописи", как напишут об этом в словаре Брокгауза. Об этом же напишет художественный критик П.М. Ковалевский в 1860 году в журнале "Современник":
Сходство Эрасси с Каламом так естественно, что о нем и говорить не стоит: он может от него отделаться, может, пожалуй, и остаться с ним - это дело побочное, - главное же - природные свойства дарования художника, уменье видеть природу, ей сочувствовать и возбуждать к ней сочувствие в зрителе, а всем этим богато одарен лучший из учеников Калама, по собственному отзыву о нем учителя. На глазах Калама только развились и правильно утвердились те начала, которые лежали всегда в пейзажисте.
Двухгодичная поездка по прошению Эрасси будет продлена и, очевидно, не зря, ведь за присланные в Россию работы Академия присвоит ему звание академика, а спустя еще несколько лет (в 1862 году) он будет удостоен и звания профессора пейзажной живописи.
Но вот далее он свою судьбу с Россией практически не связывает: живет периодически то в Женеве, то в Ницце, и в итоге осядет вместе с семьей (которой успеет обзавестись в ходе заграничного пребывания) в Берлине, где станет членом Объединения берлинских художников. Тонкая связь с родиной заключалась, пожалуй, только в том, что он регулярно высылал свои картины для участия в российских выставках.
Последние сведения о художнике можно найти в статье историка П.Н. Петрова, где он утверждал, что Эрасси в 1888 году "живет за границею и, по-видимому уже давно бросил занятия искусством". Очевидно, что это так, ибо не известны работы последних лет жизни художника. Но точно известно то, что живописец скончался в начале 1898 года в немецкой столице.
Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.