На территории современного Петербурга до наших дней сохранилось довольно много кладбищ, которые имеют открытый тип или закрытый статус (захоронения только в урновые ниши или в родственные участки в урнах после кремации). Но немалое количество некрополей не дожило до наших дней и на их месте сейчас проложены дороги, разбиты скверы, построены школы, садики, жилые дома. О некоторых из них мной уже было рассказано в роликах. Один из некрополей с такой печальной судьбой — первое общегородское кладбище Петербурга, напоминание о котором сейчас составляют лишь собранные у Сампсониевского храма немногочисленные обломки старейших надгробий, обнаруженные вокруг собора при раскопках 1970-х - 80-х годов.
С двух сторон Сампсониевского собора сегодня можно увидеть обломки надгробных плит первого общегородского кладбища Петербурга, устроенного в 1711 году по указу Петра l. До основания Сампсониевского некрополя умерших хоронили либо при собственных домах, либо у приходских церквей. Царь «определил, дабы умерших тела нигде у других церквей не погребали, кроме сея, Сампсона Святого Церкви: яко некая странноприимница для погребения странных умерших тел, то есть не толко российского народа, но и иностранной нации». Причту Сампсониевской церкви с прихожанами предписывалось «за места для погребения никаких плат, не только с бедных, но и могущих, не взыскивали, разве кто с вольного своего произволения, сам от себя, на церковное строение что даст». К середине XVIII века кладбище уже занимало территорию 4,5 га.
На некоторых сохранившихся до наших дней плитах уничтоженного Сампсониевского кладбища можно заметить едва различимые изображения Адамовой головы. Адамова голова является христианским символом бренности бытия, бесстрашия перед ликом смерти, а также образом праха Адама, похороненного у подножия горы Голгофы, где впоследствии был распят Иисус Христос. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Поэтому на некоторых надгробиях череп с перекрещенными костями изображался мастером под Голгофой и крестом. Из-за времени, внешних условий и воздействий окружающей среды от некоторых сакральных знаков остались лишь полустертые образы. (Листайте карусель).
Для сравнения стилистики изображений символа Адамова голова, который характерен в большинстве своем для надгробий XVIII века, можно посмотреть на плиты Лазаревского некрополя. Как раз на первом и втором снимках Адамова голова изображена под крестом на Голгофе. (Листайте карусель). Ролик об этом месте.
Но что случилось с этим старейшим некрополем и почему обломки надмогильных плит хранятся теперь близ храма, а не на своих родных местах?! До наших дней этот некрополь не дожил. Он просуществовал вплоть до 1770 года и был закрыт по указу Екатерины II в соответствии с установленными санитарными правилами, запрещающими устройство кладбищ ближе, чем в ста саженях от городской черты. Хотя еще в 1732 году Анной Иоанновной был утвержден доклад Синода, находившего, что погребение при церкви св. Сампсона невозможно из-за болотистого грунта.
Части надгробий. На некоторых видны сколотые даты и текст.
Часть территории уничтоженного кладбища ныне занимает Сампсониевский сквер у собора, а часть ушла под застройку в конце XIX и в ХХ веке. У Сампсониевского собора теперь хранятся найденные при археологических раскопках надгробные плиты, которые вы видите на этих снимках. На месте Сампсониевского кладбища, в числе прочих зданий, какое-то время работал и детский сад. Здание детского сада находилось по адресу Нейшлотский переулок, дом 3. Двухэтажный детский садик был построен в 1938 году. В 2019 году его снесли, собственник вознамерился построить многоэтажный жилой дом.
Перед началом строительных работ были проведены археологические раскопки. Останки были эксгумированы. Уже за два месяца раскопок специалисты исследовательского института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) обнаружили на площади 1200 квадратных метров около 200 захоронений и более 2500 различных находок, среди которых изделия из керамики, металла (черного и цветного) - в основном, относящиеся к XIX столетию, монеты с нательными крестами XVIII века).