Я дочитала "Почерк Леонардо" Дины Рубиной, и меня переметнуло после нее в советский реализм. :) Начала читать классический любовно-производственный роман "Журбины" Всеволода Кочетова. (По нему снят фильм "Большая семья" в 1954 году).
Потому что захотелось чего-то очень простого и ясного. Где рабочие - уважаемые люди, где народ за страну переживает, а любовь такая, чтобы на всю жизнь.
Я его читала, но давно, лет 20 назад, все забыла. (А фильм вообще не смотрела, надо исправиться).
А там в самом начале там идет история любви старого деда Матвея, основателя династии Журбиных. И она меня как-то прямо до слез тронула. Хотя роман вообще не о нем, это просто для зачина.
Суть - он еще до революции, будучи молодым бравым драгуном, умыкнул из- под венца польскую красавицу, влюбившуюся в него намертво. И вместе они пережили голод, холод, болезни, войны, революции, нищету и т.д.
Эта любовь спасала в прямом смысле: "В августе тысяча девятьсот четырнадцатого года Матвея призвали матросом на флот. Он дважды тонул на подорванных немцами кораблях и оба раза так упорно боролся за жизнь, что смерть не смогла его одолеть. Ядя была ему маяком, на свет которого он выплывал из балтийских пучин".
И Матвей любил ее всю жизнь и мечтал сделать ее счастливой: "Ему было уже сорок с лишним, но он все не мог забыть того, как Ядя отказалась от достатка, который сулил ей пан учитель, того, как доверчиво она, семнадцатилетняя, покинув родной дом, проклятая родителями, отдала свои первые чувства простому русскому солдату, как сидела годами возле его изголовья; в ушах Матвея не умолкали ее нежные песенки".
Эта огромная любовь придавала ему силы, он работал как вол, чтобы тянуть семью: "Так ли жить, так ли ходить его королевне! — думал Матвей, когда смотрел на сто раз стиранные и двадцать раз латанные Ядины платья. Он не гулял в заграничных городах, не пил, не картежничал, как другие, — он выкраивал, выгадывал из кочегарского жалованья каждую копейку, привозил дешевые украшения и побрякушки и однажды собрался с силами, привез из Бомбея вещь, действительно достойную королевны, — огромную кашемировую шаль. Шаль скрыла все изъяны в Ядиных одеждах. Ядя ее очень любила и берегла".
Но все же Ядя умерла от тифа. "Обернул Матвей исхудалое тело жены, легкое, утратившее привычную теплоту, в кашемировую шаль, на руках понес любимую в последний раз.... Забросал землей, сел возле — заплакал. Не стало светлого маяка, и впереди все темно. Утирали слезы и сыновья. Но нет, не так они любили свою мать, как он ее любил, не могли так любить, молодые и эгоистичные. У них свои маяки, придет час, зажгутся, а у него уже никогда, угас навеки".
И у меня этот образ маяка прямо душевные струны зацепил-разбередил. Вот сейчас все пишут какие-то статьи про отношения, что-то придумывают. А на самом деле все просто. Люди должны быть друг для друга маяком, любить только друг друга, беречь, ухаживать, стараться сделать второго счастливым. И все.
Еще по теме: "20 самых красивых героинь советского кино".
Моя страница в Контакте: Кунсткамера Натальи Трубиновской