Найти тему

Дагестан - страна гор. Дербент и Салтинский водопад

Широка страна моя родная

Поездка в Дагестан уже пару лет стояла у меня в списке виш-листа, но по разным причинам как-то не складывалась. Но в виду очевидной ориентации на внутренний туризм в эти майские праздники все сложилось одно к одному — небольшая компания собрана, билеты куплены, машина забронирована. Летим!

В этот раз я позволил себе блажь ничего не планировать — благо от желающих в команде мониторить постоялые дворы, харчевни и достопримечательности отбою не было. Как по мне — главное, что в программе были горы и остальное я оставил на усмотрение спутников.

Наш план был прост и ясен — прилетам в Махачкалу, там сразу берем машину и прямым ходом вдоль побережья Каспийского моря перемещаемся в Дербент.

Дербент — закрытые врата

Помимо того, что Дербент самый южный город России, он еще и один из самых старых российских городов: первые упоминания о нем, как о Каспийских воротах, датируются VI веком до н.э. Позднее город еще не единожды будет переименован, но в значении всех его названий различных культур и народов неизменно будут присутствовать "ворота/дверь", пока в конце концов он не вернется к современному названию Дербент (дер — дверь, бенд — преграда, застава, перс.).

Причина почему "врата" неразрывно связаны с данным городом кроется в его географическом расположении: в этом месте горы Большого Кавказа наиболее близко подходят к Каспийскому морю, оставляя узкую полосу равнины, которую перегораживала Дербентская стена и возвышающая над ней крепость Нарын-кала.

В день нашего приезда было пасмурно, над землей висел низкий туман, который скрыл от нас крепость целиком.

-2
-3

Зато на следующий день тучи разогнало и мы смогли прогуляться по старому городу.

-4
-5
Дербентский маяк — самый южный маяк России
Дербентский маяк — самый южный маяк России

В 20 километрах от Дербента на территории парка "Патриот" находится чудовищное порождение советской инженерно-конструкторской мысли — экраноплан проекта 903 "Лунь". Построенный в 80х годах двадцатого века в единственном экземпляре этот гибрид корабля с самолетом должен был стать смертоносным оружием каспийской флотилии, имея на борту противокорабельные ракеты "Москит" и мощные артиллерийские установки и авиационные пушки.

-7

Несмотря на свои гигантские размеры (высота 19 метров и длина 73) и вес (более 240 тонн), эта махина должна была развивать максимальную скорость до 500 км в час и при этом быть малозаметной на радарах противника, поскольку в движении она отделяется от поверхности воды лишь на несколько метров.

-8

По факту, испытания показали, что его оборонительный потенциал оказался непропорционально меньше наступательного, что делало его крайне уязвимым. Развал Советского союза завершил недолгую жизнь этого монстра.

-9
-10
-11
-12
Виды на Дербент
Виды на Дербент

Завершив двухдневную экскурсию в Дербенте мы двинули в горы.

Обычные виды по пути
Обычные виды по пути
-15
-16

Салтинский водопад

В Салтинской теснине расположен уникальный подземный водопад — горная речка Салтинка пробила в земле удивительное по красоте ущелье прямо в скале. Во время таяния снегов в мае-июне здесь особенно многоводно.

-17
-18
-19
-20
-21
-22

Гунибская ГЭС

По пути в Гуниб мы не могли не остановиться возле Гунибской ГЭС имени Расула Гамзатова. С ее плотины можно полюбоваться как на долину реки Каракойсу, так и подняться на башню Андалал.

-23
-24
-25
-26

Финальной точкой нашего маршрута на этот день был аул-призрак Гамсутль с довольно продолжительным подъемом в гору, поэтому мы остановились в ауле Чох перекусить и полюбоваться на чохские террасы — средневековый ирригационный симбиоз стихии природы и результатов человеческого труда.

-27
-28

Впереди нас ждали очередные километры горного серпантина и завораживающий скелет древнего аула на вершине горы.

-29

Оставайтесь на линии. Не забываем подписываться и ставить лайк.
Слава роботам.

Продолжение повествования: Аул-призрак Гамсутль, Гора Маяк, Гунибская крепость