Постановка искусственного освещения в условиях студии всегда вызывает много вопросов как у начинающих, так и у опытных фотографов. Тем не менее ничего сложного в этом нет, скорее наоборот, весь процесс работы со светом в студии очень логичен. Зачастую фотографы испытывают затруднения только потому, что они пытаются использовать так называемые лайфхаки, то есть быстрые советы. Но изучение системного процесса кусками, да еще и с нарушением его последовательности, приводит только к путанице и разочарованию.
Предлагаем исправить печальную ситуацию и разобрать технологию постановки света от основ до создания рабочих схем освещения.
Начнем с более глубокого понимания природы искусственного освещения. Фотографу, конечно, не нужны научные формулы и теоремы с постулатами из физики, однако общее понимания природы света и особенностей распределения световых потоков просто необходимы. Если коротко, то надо знать следующие вещи:
- Искусственное освещение по своим свойствам не отличается от естественного — неважно что светит: лампочка, вспышка или солнце. Лучи от этих источников света прямые и будут распространяться в пространстве по одним и тем же законам физики.
- Контраст изображения не является характеристикой вида источника света, но зависит от схемы освещения кадра и дальнейшей его постобработки. Фотоны света, испускаемые свечой, лампочкой или вспышкой, по природе своей одинаковы, поэтому сам по себе импульсный свет не может быть контрастней постоянного (почему многие фотографы уверены в обратном — разберем чуть позже во второй части статьи).
Условия и оборудование, использованное для съемки:
- Фотостудия с темно серыми стенами.
- Рефлектор Falcon Eyes R-175 BW, Bowens, 17.5 см (7") — 1 шт., шторки FST BD-300, с сотами и цветными фильтрами — 1 шт.
- Любой посторонний источник прямого или отраженного света (белая стена студии, отражающая свет, или лампочка в коридоре) будет вмешиваться в схему освещения, создаваемую фотографом. Правильная фотостудия будет иметь черные или темно-серые стены, в белой студии вы не сможете полноценно управлять световыми потоками из-за бесконечных переотражений.
Условия и оборудование, использованное для съемки:
- Фотостудия с черными стенами.
- Мягкое освещение, свет, дающий размытые тени, границы которых практически не видны, можно получить от большого источника света (больше, чем объект съемки), находящегося близко от объекта съемки (дистанция должна быть сопоставима с размером источника света, но не больше).
Условия и оборудование, использованное для съемки:
- Фотостудия с черными стенами.
- Жесткое освещение, дающее резкие границы между светом и тенью, - это маленький источник света, установленный далеко от объекта съемки.
Условия и оборудование, использованное для съемки:
- Фотостудия с темно серыми стенами.
Чтобы увидеть жесткое и мягкое освещение в действии, предлагаем провести настольную лабораторную работу. Возьмите яблоко или сопоставимый с ним по размеру предмет, обычный лист белой бумаги формата А4 и телефон (он будет источником света). Найдите темную комнату или дождитесь вечера и выключите освещение (так будет наглядней). Расположите лист рядом с яблоком на дистанции не более 20 см от него (размер короткой стороны листа) и посветите фонариком телефона на лист так, чтобы лист был полностью освещен. Свет от фонаря упадет на лист, лист будет светиться, превратившись в большой источник света (светящееся тело), который уже будет освещать яблоко. Теней и их границ при таком освещении на столе практически не будет — это модель мягкого света. Многие скажут, что лист - это рассеиватель и именно он смягчает свет. Нет, это неправда, и это легко доказать. Просто поднесите фонарик вплотную к листу (на листе будет светится только маленькая область) и вы увидите, что тени появятся, так как источник света станет меньше яблока и дистанция до яблока будет во много раз больше размера осветителя (светящегося на бумаге пятна). Остается последняя проверка. Отодвиньте полностью освещенный лист на метр от яблока и тени опять появятся — да, источник света большой, но он находиться слишком далеко.
Теперь, когда основные понятия о искусственном освещении разобраны, можно рассмотреть варианты источников освещения в студии. Сразу оговоримся, что ни у одного приведенного ниже источника света нет никаких недостатков, но есть существенные особенности, которые могут повлиять на удобство работы с ними в различных видах съемки.
Импульсные осветители — это студийные вспышки. Один из самых мощных источников света, способный конкурировать с дневным полуденным освещением. Способен за счет очень короткой вспышки (от 1/500 до 1/10000) замораживать движение объекта в кадре, и по этой причине очень удобен для съемки динамических сцен в портрете или рекламы. При этом от мощности прибора (измеряется в Джоулях) и скорости импульса будет зависеть, насколько большой объект можно будет снимать с подобным освещением. Как пример:
- Falcon Eyes MF-45, Falcon Eyes SS-200BJM, Raylab Axio III RX-200, FST E-180, 180 Дж - подходят для съемки небольшой предметки и ювелирных изделий,
- Godox Witstro AD300Pro, Godox QT600II, Profoto B10X - для съемки рекламных натюрмортов со спецэффектами, например, реклама минеральной воды или соков,
Условия и оборудование, использованное для съемки:
- Фотостудия с черными стенами.
- Godox Gemini GS400II, Godox SK400II-V, Godox Witstro AD400Pro - удобны для съемки погрудных и лицевых портретов,
- Godox QT600II, Godox Witstro AD600Pro, Profoto B10X Plus, Profoto B1X 500 AirTTL - подойдут для модельной и фэшн-съемки, могут замораживать движение.
Светодиодные осветители — очень удобный и наглядный инструмент, подходят как для фото, так и для видеосъемки. Современные технологии пока не могут обеспечить таким источникам даже близко сопоставимую со вспышками мощность. Однако удобство работы с ними и более демократичная стоимость, а также возможность освещения видеосъемок, часто служат причиной покупки таких приборов. Вот несколько вариантов использования конкретных моделей светодиодных осветителей:
- FST SD-12 LED, Godox WL4B, Manfrotto Lumie Art LED - подходят для съемки небольшой предметки и ювелирных изделий, съемки небольших видеороликов для блога или сайта,
- GreenBean ZOOM 120BW LED, GreenBean SunLight PRO 100COB DMX, FST SPL-1200, Godox S60Bi - удобны для съемки статичных портретов и коммерческих видеороликов,
Галогенные и флюоресцентные источников освещения на сегодняшний день сильно уступают светодиодным осветителям по ряду основных характеристик, таких как: мощность, возможность изменения цветовой температуры, ресурс лампы, удобство использования и ассортимент совместимых светоформирующих насадок. Конечно, они тоже пригодны для работы в определенных, очень узких, областях, но рассматривать их как основной рабочий инструмент уже не стоит.
В второй части статьи о постановке студийного освещения будут раскрыты следующие вопросы: основные виды светоформирующих насадок и вспомогательные аксессуары для работы в студии, порядок постановки студийного освещения.
А сейчас хотелось бы узнать, какой вид источников света вы предпочитаете в своей работе и почему?
И есть ли необходимость более подробно рассмотреть вопросы заморозки движущихся объектов в кадре с помощью импульсных источников света?
Ну и как же без каверзного вопроса: как вы думаете, можно ли на разных моделях поставить одну и ту же схему освещения?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2023 г.