Александр Прудник, социолог
Исторически сложилось так, что в русских городах кремли были административными центрами, центрами управления соответствующими территориями. Это настолько соответствует национальному архетипу, что выражение «Москва. Кремль» однозначно ассоциируется с высшей государственной властью. И в российских городах, где сохранились кремли, очень часто находятся региональные администрации.
В Нижнем Новгороде это историческая традиция. Нижегородская региональная власть находится на территории кремля и, скорее всего, здесь и останется. Отдельные службы и ведомства могут находиться за пределами кремля, как это происходит и в российской столице. Но сам губернатор и его аппарат должны находиться на территории кремля.
Поэтому планируемый правительственный квартал на площади Сенной может существовать одновременно с кремлевской резиденцией губернатора. Но если структуры областной власти вынести за пределы кремля, то надо разрабатывать и новую концепцию использования кремля, потому что помещения, которые сейчас занимают различные ведомства, никуда не денутся.
Что касается выделения очередных средств на достройку кремлевского Дома правительства в бюджете на 2024-2026 годы, то проект давно утвержден, строительство де-факто идет, и можно только удивляться, что с 2008 года объект до сих пор не сдан в эксплуатацию.
Каждый раз находятся какие-то более актуальные траты, более злободневные проблемы, на решение которых перебрасываются средства. Когда появляется необходимость найти деньги, которые можно взять только из бюджета, проще всего их изъять именно из тех статей, которые носят необязательный характер. Поэтому проект Дома правительства превратился в долгострой.
Если проект хороший – нужно его взять и завершить. Если бы логика в нашей стране всегда была на этом уровне, подавляющее большинство зданий и сооружений, которые мы сейчас видим, и которыми гордимся, до сих пор не были бы построены, всегда бы находились более актуальные траты.
Александр Прудник, социолог