Найти в Дзене

Чебоксары: Чапаев и тракторы

Оглавление

/Чувашская республика/

В Чебоксарах я задержалась неожиданно дольше, чем планировала. Как не задержаться, когда такие волны, песок и солнце? Центр города я уже обошла во всех направлениях, и в этот бонусный день отправилась посмотреть несколько мест из списка обязательных достопримечательностей. Скажу прямо, странных и довольно неожиданных для меня мест. Но не пожалела.

Сквер имени В.И. Чапаева

Великий комдив времен Гражданской войны Василий Иванович Чапаев родился в Чебоксарах. Точнее, родился он в деревне Будайка, ставшей позже частью разросшегося города. Слава к Василию Ивановичу пришла после его гибели, когда в 1923 году Дмитрий Фурманов, сослуживец комдива, опубликовал свой роман «Чапаев», а прогремела слава в 1934 году, с выходом в свет звукового фильма братьев Васильевых. Кстати, фильм этот стал премьерным показом звукового кино в новом кинотеатре «Родина», на тот момент недавно открытом в центре Чебоксар.

Сейчас в Чебоксарах установлен монумент комдиву. Скульптурная композиция будто несется вперед, увлекая за собой и постамент. Так динамику движения и решимость Чапаева передали авторы – скульптор П.А. Баландин и архитектор В.И. Морозов. Судьба монумента непроста, как и судьба самого комдива. До 60-х годов скульптурная композиция на белокаменном постаменте стояла в Москве на ВДНХ у павильона «Поволжье», в Чебоксары памятник перевезли без постамента. После капитальной реставрации в 1984 году постамент воссоздали, облицевав темным гранитом.

Вдоль сквера Чапаева от монумента до музея проходит невысокая стена с барельефами самым неожиданным людям, имеющим, по мнению создателей, непосредственное отношение к Чапаеву. Вообще, смотреть следует с того места, где я оказалась просто в поисках тени. Если встать напротив самого здания музея, то видно, что оно символизирует развернутое знамя, уходящее вдаль горизонтальной стелой.

За музеем приютился маленький домик. Мне осталось так и неясно: отреставрирован он, воссоздан, перевезен или просто придуман. Но в сложившейся концепции музейного комплекса – это дом, в котором родился Василий Иванович Чапаев – кавалер трёх Георгиевских крестов и Георгиевской медали, фельдфебель Русской императорской армии, кавалер ордена Красного Знамени, командир дивизии Красной Армии.

Лакреевский лес

Сразу за домиком героико-историческая ретроспектива внезапно заканчивается будничной лесенкой, потрескавшейся асфальтовой дорожкой и летней жарой. Оно и к лучшему. Есть повод пойти в лес. Наверняка там можно будет укрыться в тени деревьев.

В черте города не часто встретишь лес. На самом деле и Лакреевский лес является таковым лишь наполовину. Когда-то эта дубрава принадлежала помещику Федору Лакрееву-Панову, отсюда и название. С течением времени площадь леса сокращалась, а в 1957 году из нее сделали парк.

Парадная часть Лакреевского леса
Парадная часть Лакреевского леса

Создание паркового пространства происходило как-то неравномерно, то есть, когда брались за новые усовершенствования, прежние достижения уже приходили в упадок. Впрочем, в дубовом лесу горожане всегда любили гулять. Сейчас у входа в парк всё устроено так, как должно быть в современном парке: всякие пеньки, гамаки, клумбы и прочие детские площадки. Сунулась я было дальше в лес, да он показался мне таким лесистым, что я побоялась заблудиться и поспешила обратно.

Лес меня от жары не спас, попробую укрыться в музее, там наверняка есть кондиционеры!

Температура за бортом – фактор, влияющий на выбор направления
Температура за бортом – фактор, влияющий на выбор направления

Музей трактора

Посетить экспозицию музея можно по будням с 8 до 18 часов и по выходным с 10 до 17 часов. А вот об экскурсии надо договариваться заранее, об этом я узнала, позвонив в музей. Еще узнала, что стоимость экскурсии – 500 рублей (до 10 человек), и одна семья уже договорилась заранее на 15 часов, а я наверняка смогу присоединиться к ним.

В одном из залов музея макет трактора на огромной зеркальной шестеренке
В одном из залов музея макет трактора на огромной зеркальной шестеренке

В одиночестве я стала бы чувствовать себя на экскурсии несколько неловко, а тут внезапно оказалась в компании приятных людей из Нижнего Новгорода, к тому же с детьми. В общем, мне повезло. И с толковым экскурсоводом в том числе. К концу экскурсии мне даже стало казаться, что я разбираюсь в тракторах!

Честно признаться, я не предполагала такого масштаба экспозиции. Оказалось, что в музее есть настоящие трактора. Их много! Они из разных мест и даже стран! И их можно трогать руками! На картинке выше – трактор Fordson, такие компания Ford & son начала производить в 1917 году в США и Ирландии, а наш «Красный путиловец» в 1924 году в Ленинграде стал выпускать его копию под названием «Фордзон-путиловец». Кстати, Форду (человеку) под этот проект пришлось организовать отдельную компанию, потому что акционеры Форда (компании) отказались поддержать инновацию. И зря. Тракторы Fordson довольно быстро создали рынок сельскохозяйственных машин.

Полное название музея – Научно-технический музей истории трактора. Наша экскурсовод настаивала на таком наименовании и при всяком возможном случае его полностью проговаривала, объясняя это тем, что сотрудники музея ведут научную работу, техническую работу, исследовательскую работу и много разных других работ.

Экспонаты в этом зале можно трогать руками
Экспонаты в этом зале можно трогать руками

Экспонаты разыскиваются и собираются сотрудниками музея по всей стране. На базе музея проходят всякие тематические выставки, какие-то активности для детей и прочий экшн. При музее есть цех, где тракторы чинят, а, может, будет правильно сказать, реставрируют. В этом же цеху стоит раритетная военная техника. Она музею не принадлежит, но здесь ежегодно проходит ремонт и профилактику до и после майского парада. На военную технику можно только посмотреть, а вот в тракторы можно забраться, посидеть, попробовать покрутить руль. Дети моих спутников такой возможностью воспользовались с удовольствием.

Реставрационный цех
Реставрационный цех

У здания музея развернуты две экспозиции, с одной экскурсия начинается, а другой заканчивается. После экскурсии можно задержаться и продолжить лазить по тракторам уже без экскурсовода, но я этой возможностью не воспользовалась, а вернулась ко входу, чтобы посмотреть то, что пропустила в начале.

И тут пришло время сказать главное. Научно-технический музей истории трактора зародился на базе Чебоксарского завода промышленных тракторов, построенного еще в 1975 году. Сейчас завод – часть концерна «Тракторные заводы», в который входят и другие российские предприятия, в том числе по производству агрегатов для машин.

В 2002 году здесь были представлены новые тракторы под брендом ЧЕТРА. Сейчас бульдозеры ЧЕТРА работают на добыче алмазов, золота и угля, трубоукладчики задействованы в освоении газовых месторождений, а колесные погрузчики используются на разработке минеральных удобрений.

Бонусный день подошел к концу. Я поднималась в свой гостиничный номер в лифте вместе с другим постояльцем. Поздоровавшись, мужчина ткнул пальцем в надпись на панели с кнопками "Чебоксарский лифтостроительный завод":
– Видите? Тут есть всё, – тоном заговорщика, открывшего мне тайну, сообщил он и добавил задумчиво, – а я не подозревал... Мне осталось только согласиться и кивнуть.

Если вдруг вы не нашли чего-то в Греции, приезжайте в Чебоксары. Тут уж точно есть всё.

Огромный, как мир, город Чебоксары провожает солнце
Огромный, как мир, город Чебоксары провожает солнце

10.08.2023

И это всё, что есть в Чебоксарах, я, конечно, за два дня не рассмотрела, но кое-что увидела и рассказала:

Другие истории о городских путешествиях читайте в подборках → Города и сёла и → Непридуманные достопримечательности