Салтыков-Щедрин Чебоксары недолюбливал. А сказать уж честно, так просто не любил. Классик сатирической литературной мысли упоминает город в своих произведениях до удивления часто, кажется, для него Чебоксары – квинтэссенция всей российской провинции, но не милой пасторали, а далекого и грязного угла. Что ж... Моё путешествие дало очередной повод усомниться в том, что классики всегда правы.
«Мальдивы», – подумала я, когда добралась до пляжа. Смешно. Потому что на Мальдивах я не бывала, но стереотипное мышление увидело знакомую картинку и тут же идентифицировало ее. Белый песок, ласковые волны, ну конечно, Мальдивы... и только берег вдали возвращает к действительности – это Волга, это Чебоксары.
А высокие дома справа вновь уносят вдаль, на этот раз к стереотипам об Арабских Эмиратах, тут еще и кораблик с алыми парусами появился на горизонте. В общем, я побывала во всех сказках сразу. И дважды с удовольствием искупалась то ли в море, то ли в Волге.
Стал он, по обыкновению, ходить взад да вперед по комнатам и всё думает: «Чем же это пахнет? уж не пахнет ли водворением каким? например, Чебоксарами? или, быть может, Варнавиным?» – Хоть бы в Чебоксары, что ли! по крайней мере, убедился бы мир, что значит твердость души!
М.Е. Салтыков-Щедрин. Дикий помещик
Прогулочно-туристический центр города – в месте слияния реки Чебоксарки с Волгой. Как любой центр большого города, центр Чебоксар причесан, приглажен и любовно укрыт плиткой: тут современные площади и мосты, тут старинные храмы, тут самый удобный пляж и тут... старый заброшенный кинотеатр Родина. Возвышаясь громадой советского неоклассицизма над современным благолепием, кинотеатр не портит складный образ, он – кинотеатр-невидимка, люди проходят мимо, не замечая его. Для меня кинотеатр стал знаковым местом, моей стартовой и финальной точкой, моим чебоксарским якорем.
У кинотеатра расположена вместительная парковка, конечно, платная и с квестом по поиску способа оплаты. Необремененные личным автомобилем туристы спускаются к набережной по пешеходному бульвару Купца Ефремова, украшенному цветами и малыми скульптурными формами, в числе которых Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Правда, они, скорее, большие.
Путеводители подсказывают, что с памятником можно сфотографироваться, засунув голову в шляпу Кисы. Такой ерундой я твердо решила не заниматься, но...
Утро застало концессионеров на виду Чебоксар. Остап дремал у руля. Ипполит Матвеевич сонно водил веслами по воде. От холодной ночи обоих подирала цыганская дрожь.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев
Еще пару шагов вниз от Кисы и Оси, как уже видна чебоксарская Красная площадь. Она так и называется. А окаймляет её Советская улица, являющаяся набережной реки Чебоксарки. На самой же площади есть сухой фонтан, который мне показался мокрым. По случаю жары всё множество народа, а особенно детей, собралось около фонтана.
Площадь огромная, но люди локализовались именно здесь и в островках тени у Драмтеатра, игнорируя прочие достопримечательности и музеи. Площадь я пересекала в гордом одиночестве. Целью моей был Речной вокзал, но по дороге я увидела храм – церковь Воскресения Христова и, конечно, свернула к нему.
Речной вокзал стоит у самой точки слияния Чебоксарки и Волги, можно сказать, что он одной стороной выходит на Волгу, а другой на Чебоксарку. Это если смотреть по карте. Но если смотреть на реки, то не понять, где кончается одна вода и начинается другая.
Для речного вокзала было выбрано весьма живописное место, но лучше всего, на другой стороне устья Чебоксарки, расположился Троицкий мужской монастырь. Чтобы попасть туда от речного вокзала, нужно пройти по мосту, он же – улица Константина Иванова. Редкие гуляющие движутся весьма неспешно, любуясь водами Чебоксарки, текущими к Волге.
Волга вместе с Чебоксаркой образуют мягкую излучину и монастырь стоит как бы на небольшом полуостровке. Вокруг него идет пешеходная набережная Московская, она уходит дальше вдоль Волги, вдоль моего мальдивского пляжа, в неведомые дали, куда я доберусь только к вечеру, чтобы встретить там закат, а пока, сделав небольшой крюк, я вернулась к своей Родине, обратно на улицу Константина Иванова – пройдусь по ней немного вверх. Не одними же набережными жив город.
От кинотеатра улица уходит вверх очень круто. С одной стороны через сквер виднеется Волга, а с другой – уже церковь Архангела Михаила. Как любой приличный город, город Чебоксары стоит на холмах. Изрезанный малыми речками, стремящимися к Волге, он весь состоит из оврагов и мостов, перепады высот внутри городской черты до 150 метров.
Поэтому стоит зайти за храм Архангела Михаила, как открывается панорама на Чебоксарку, Успенскую церковь (она рядом с Троицким монастырем) и ту самую площадь, откуда я только что пришла. Всё это уже оказалось ниже.
Еще выше Введенский собор – старейшее здание Чебоксар и всей Чувашии. Каменная церковь была построена на месте деревянной в середине XVII века (примерно 1650-1660 гг.) и существует по сию пору.
Видимо, о Введенском соборе и Успенской церкви, заметных с реки упоминают И. Ильф и Е. Петров:
Пенсне Ипполита Матвеевича все светлело. Овальные стекла их заиграли. В них попеременно отразились оба берега. Семафор с левого берега изогнулся в двояковогнутом стекле так, будто бы у него болел живот. Синие купола Чебоксар плыли в стеклах Воробьянинова, словно корабли.
Я планировала дойти пешком до самого парка Амазония, чтобы через него спуститься снова к набережной, однако красивые домики скоро закончились, началась современная городская застройка, ноги устали, а на автобусной остановке продавали мороженное – и я сделала выбор в пользу общественного транспорта.
Про парк и закат на набережной читайте в следующей статье по этой ссылке → Летний вечер в Чебоксарах. А пока несколько будничных видов Чебоксар, в пику Салтыкову, нашему, Щедрину. Потому что не знаю, как у них там при царизме было, а в наше время Чебоксары выглядят достойно и быть сосланным сюда за правду (а если еще и на казенном содержании), так это просто сказка!
9.08.2023
И ещё об этом чудесном городе – в публикации → Чебоксары: Чапаев и тракторы. А все рассказы о городских путешествиях читайте в подборках → Города и сёла и → Непридуманные достопримечательности