Продолжаем серию обзоров о таком самобытном жанре фантастики, как "космическая опера" (начало здесь). Во второй половине пятидесятых – начале шестидесятых гг. прошлого века, бульварная фантастика уступает свое место произведениям авторов, ориентирующихся на научно-фантастические допущения. Важным становится и литературная составляющая, то есть качество произведений. Артур Кларк, Роберт Хайнлайн, Клиффорд Саймак, Рэй Бредбери и другие творцы «Золотого века», поднимают жанр на недосягаемую высоту. По степени влияния фантастики на умы читателей и ее значимости, никогда ранее, да и позднее, НФ не имела такого веса, выйдя за узкие жанровые рамки.
Казалось бы, каким образом космооперное направление, с ее чисто развлекательным посылом, может продлить свое существование? Как примитивные приключения космических мушкетеров, ковбоев и супергероев с квадратной челюстью, к тому же написанные в духе примитивной мелодрамы, могут соперничать с твердой космической НФ Артура Кларка, марсианской романтикой Рэя Брэдбери, приключенческой космической фантастикой для юношества Роберта Хайнлайна? Но… не все так просто.
В 1951 году свет увидел роман Айзека Азимова «Основание». В далеком будущем "Основания", человечество расселилось по всей галактике. Постепенно, все миры, населенные потомками землян, были подчинены одному центру, располагавшемуся на планете Трантор. Так возникла единая галактическая Транторианская империя. Опять империя с золотыми эполетами, как у старины Эдмонда Гамильтона?! Не так. Азимов вдохновлялся не блеском аристократических дворов, чтобы затем перенести их в космос, а «Закатом и падением Римской империи» Эдварда Гиббона. По сюжету, математик Хэри Сэлдон, с помощью математических методов, вывел новую науку – психоисторию. Формулы психоистории показывали неминуемое падение Транторианской империи. Власти не верят Селдону и объявляют его смутьяном и мошенником. Сэлдон и его последователи создают на отдаленной окраинной планете «Основание» - колонию, базирующуюся на знаниях и науке. В будущем, «Основание» должно восстановить разрушившуюся галактическую цивилизацию.
Роман «Основание» стал первой частью одноименной трилогии, которая, в свою очередь, являлась стартовой в большом цикле автора «Галактическая история». Отождествление вымышленной космической империи с Древним Римом, экстраполяция на фантастику научных методов, имеющих прогностическое значение, произвело на коллег Азимова и его читателей неизгладимое впечатление. Пусть даже наука психоистория и ее методы тоже были фантастическим допущением. До Золотого века космические приключения у фантастов были сугубо развлекательными. Не даром, ироничное название «космическая опера» было производным от «мыльной оперы».
Азимовское «Основание» через десяток лет назовут «лучшей фантастической серией всех времен и народов». «Основание» задаст сразу несколько трендов для космических опер Золотого Века фантастики. Во-первых, это сочетание элементов строгой (твердой) научной фантастики и космических приключений. Такой подход требовал от авторов заниматься проработкой локации приключений: галактики, отдельных планет, космических кораблей, станций и т.д. Это могли быть астрофизические, геологические, климатические и т.п. данные миров, какое-то обоснование межзвёздных путешествий (сверхсветовая скорость, пространственно-временные туннели, варп-двигатели и др.), биологические и цивилизационные особенности инопланетных рас и многое другое. Уже нельзя было просто представить антагонистов двухметровыми буйнопомешанными осьминогами. Хотя бы в двух словах следовало обосновать, какова была среда обитания (родной мир) инопланетных супостатов, что они получились такими и почему они так агрессивны, вследствие каких биологических или социальных причин. Во – вторых, чтобы полностью отобразить масштабность космических опер, по-хорошему, требовалось серийность. На общий каркас – фантастическое допущение того или иного будущего, нанизывались отдельные произведения. Это могли быть книги с одними и теми же героями, или разными персонажами, но единым миром.
Так, в том же 1951 году, когда вышло первое «Основание», молодой фантаст Пол Андерсон представил два рассказа: «К тигру в клетку» и «Честные враги». Их главный герой – капитан разведки Терранской империи Доминик Флэдри противостоит космическим варварам и агенту враждебной землянам Мерсейской империи Айхарайху. Этими рассказами был дан старт масштабного цикла автора «Техническая история». Андерсон продумывает развитие человечества на протяжении нескольких тысячелетий: от освоения планет Солнечной системы, до ренессанса космической цивилизации после глобальной галактической катастрофы (т.н. Долгой ночи цивилизации). К каждому периоду относятся подциклы «Технической истории», в которых описываются приключения разных героев – Николаса ван Рийна, Роберта Фолкейна, Доминика Флэндри и др. Автор умело сочетает почти в каждой книге цикла динамичные приключения героев и те или иные элементы строгой НФ. Это могли быть астрономические и физические данные звезд и миров, биологические особенности фауны и разумных инопланетян, цивилизационные характеристики рас и звездных империй. Ну и без аналогий с реальной историей тоже не обошлось. Так, терранский император Ханс Молитар повторяет деяния римских правителей времен эпохи солдатских императоров и домината, а прототипом противостояния Терры и Мерсейи служило соперничество Византии и Сасанидского Ирана в III – VI в. н.э. «Техническую историю» П. Андерсона можно считать эталонной космической оперой Золотого века. В ней сочетается твердая НФ (Андерсон по образованию физик) и искрометные приключения, также книги «Технической истории» весьма недурственны в литературном плане (все-таки азимовское «Основание» написано суховато). Единственное, что Пол Андерсон не смог создать ничего по-настоящему новаторского. Его фантастику всегда ставят чуть позади того же «Основания» и фантастики других первых величин жанра (Кларка, Хайнлайна, Саймака).
Зато Фрэнк Херберт в начале шестидесятых годов создает ни на что не похожую Вселенную Дюны. Далекое будущее, в котором человечество отказалось от технологического пути в пользу ментального развития, отнюдь не исключало стародавнее соперничество за власть, богатство и ресурсы. Это соперничество легло в основу борьбы аристократических кланов Харконеннов и Атрейдесов за обладание ключевым миром Галактики – Арракисом. Херберт не просто создал оригинальную фантастическую Вселенную и достаточно детально описал этапы ее развития. Он опирался на них при формировании интриги своего повествования. В мире Дюны важнее победа над машинами в выдуманном прошлом, а не аналогии с реальной Римской империй, перенесенные космос. Можно сказать, что Херберт предвосхитил многие тенденции развития космооперной фантастики. Писать, полностью опираясь на свои Вселенные, будут Дэвид Вебер, Лоис Макмастер Буджолд и многие другие. А их Мантикоры и Барраяры будут также детально и досконально прописываться, как и Арракис Дюны.
Несколько иной подход к космической опере предложила Урсула ле Гуин. В 1966 году выходят сразу два ее романа, положившие начало знаменитому Хайнскому циклу автора («Мир Роканнона», «Планета изгнания»). Сюжеты обоих романов концентрируются в двух разных мирах. В «Мире Роканнона» главный герой оказывается на отсталой планете, потеряв своих товарищей по этнографической экспедиции, ставших жертвой захватчиков из иного мира. Гаверел Роканнон должен пробиться к межзвездному передатчику, чтобы передать в Ойкумену известие о вторжении. «Планета изгнания» повествует о небольшой колонии землян, оказавшихся в изоляции в суровом, негостеприимном мире, среди туземцев, с очень странными и чуждыми людям обычаями. В этих книгах, и других произведениях Хайнского цикла, автор уделяет огромное внимание социально-культурным и цивилизационным особенностям местных рас, деталям миров, влиянию их на пришельцев из большого космоса – Ойкумены. Если бы не общая для книг цикла Вселенная будущего - Ойкумена, отдельные романы серии можно было бы отнести к планетарной фантастике. А так, Хайнский цикл ле Гуин считается классикой космооперного направления, с уклоном в социальную фантастику.
Последним примером космооперной фантастики Золотого века в данном обзоре будет цикл Джека Вэнса «Сфера Гаен». В 1964 году выходит его первый роман «Звездный король». Главный герой книги Кирт Дженсен ищет боссов галактической преступности, одним из которых оказывается инопланетянин из расы загадочных звёздных королей. Книга увлекает атмосферой далеких миров, галактического пограничья, космических разведчиков, авантюристов, пиратов и т.п. Космооперы Джека Вэнса в очень малой степени можно назвать строгой научной фантастикой. Скорее, это яркая и своеобразная приключенческая фантастика. Только в отличие от ранних космических опер тридцатых годов, написана она гораздо более продуманно и качественно. Джек Вэнс как-бы доказывает классикам Золотого Века, что читателя вполне можно заинтересовать только одной романтикой космоса.
Такова космоперная фантастика Золотого Века, хотя, конечно, в одном обзоре невозможно привести исчерпывающий ее перечень. Со второй половины шестидесятых годов интерес к космосу падает, как в реальной жизни, так и в фантастических допущениях авторов научной фантастики. Наступает время фэнтези и фантастики «Новой Волны». Отдельные исследователи жанра делают вывод, что жанр космической оперы окончательно умер. Однако, интерес к нему возрождают… деятели киноискусства. Кинопродюссер, и по совместительству, отставной полицейский Джин Родденберри начинает продвигать идею телевизионного сериала о космонавтах будущего. Проект получает название «Звездный путь». Ну а в следующем десятилетии, молодой режиссер Джордж Лукас готовится снимать странную историю про звездных рыцарей будущего, лазерные мечи и т.п. Но об этом поговорим в следующих космооперных обзорах. Продолжение следует…
Справочно - информационное сообщение: информация о выходе всех новых материалов Канала ФКИ публикуется в телеграм-канале https://t.me/infantastika