Найти тему
Канал ФКИ

Космические оперы в фантастике. Жанр, сделавший космос популярным

Канал ФКИ заинтересовался профильным для него жанром, космооперной фантастикой. Что это за такая фантастика, связана ли она с музыкой, популярным браузером, или уполномоченным из органов правопорядка? Будем разбирать в данном материале.

Для понимания истоков жанра «космическая опера» (или «космоопера»), мы географически должны переместится за океан, а по временной шкале опуститься на восемьдесят лет назад, в предвоенную Америку. Здесь, начиная с двадцатых годов прошлого века, набирает популярность бульварная фантастика («pulp fiction», не путать с культовым фильмом Тарантино, появившимся в совсем другую эпоху). Вообще, бульварная литература в довоенной Америке процветала. Во времена, когда телевидение только начинало свои самые первые, робкие шаги, а книги стоили очень дорого, простые истории, опубликованные в непритязательных журналах, заходили «рабочему классу» на ура. Это была не только, да и не столько, фантастика, но какие-то рассказы о ковбоях, пиратах, гангстерах, затерянных городах и сокровищах, ну и все в таком духе. Читатель с удовольствием поглощал простенькие детективы, приключения, мистические рассказы, фантастику.

Картинка для заставки. Источник изображения: https://ar.pinterest.com/pin/522910206728413221/
Картинка для заставки. Источник изображения: https://ar.pinterest.com/pin/522910206728413221/

Что касается последней, то фантастика представляла собой незатейливые новеллы про вторжение осьминогов с Плутона, или кристаллических роботов Нептуна. Красавцы – герои с квадратной челюстью побеждали свихнувшихся ученых, космических пиратов и прочую такую публику, которая спала и видела, как изничтожить матушку Землю, а попутно умыкнуть оттуда всех красивых девушек. Если у кого-то из читающих эти строки возникнет ухмылка по поводу вкусов прадедов современных американцев, то ему надо посетить современные литературно-фантастические порталы на русском языке. Кто читает бесконечную «проду» о победах наших героев в будущем? Появился даже специальный термин: «нагибаторы». «Послеягин и Ко» «Вселенная EVE Online» и т.д. и т.п. являются полными аналогами палп – фантастики почти столетней давности. Более того, тем читателям можно дать некую скидку на происхождение (эмигранты, плохо знавшие английский язык, или дети этих переселенцев) и образование (не у всех тогда, оно было достаточным). Сейчас же, чуть ли не каждый второй стремится заполучить диплом об окончании ВУЗа. Но не будем судить и читателей незатейливой современной космической фантастики. Видимо, и тогда, и в наше время, повседневная жизнь настолько непроста, с ее постоянным выбором из разных вариантов решений и т.п., что несложные космические истории являются неплохим способом релаксации для мужской аудитории. Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно.

Но вернемся к космическим операм. Если приводить примеры упрощенной космической фантастики тех лет, то можно вспомнить цикл «Космический легион» Джека Уильямсона, в котором бодрые космические легионеры, во главе с Джон Старром, спасали Землю от всяких напастей. Данная фантастика предельно проста: герои шаблонны, сюжет прямолинеен, какие-то научно-фантастические допущения и идеи не просматриваются, от слова «совсем». Просто наивные приключения в космосе. Автор приключенческой фантастики Уильямсон, смог, в дальнейшем, переключится на НФ. Так, его перу принадлежит серия крепкого космооперного НФ «Дитя звезд», написанная в соавторстве с Фредериком Полом. Ну а еще, его космические легионеры стали прототипами известных персонажей классической фантастики. Так, именно с толстяка Жиля Хабибулы создавал образ космического магната Николаса ван Рийна Пол Андерсон. Еще один пример бульварной космической фантастики тех лет: цикл Эдмонда Гамильтона о приключениях капитана Фьючера. Этот герой лихо разбирается с зловредным Космическим Императором, диктатором доктором Зерро, Разрушителем, Повелителем жизни и прочими такими субъектами. Серия романов, повестей и рассказов о капитане Фьючере создавалась автором, в основном, в первой половине сороковых годов, но была продолжена и в последующие годы. Вот примерно такие книги были тогда в моде. И это еще самые читабельные и талантливые авторы pulp fiction. Средний уровень был более прост, как в литературном плане, так и с точки зрения научно-фантастического сюжета.

Апогеем бульварной фантастики, ее квинтэссенцией, можно считать один из романов упомянутого выше Эдмонда Гамильтона. Речь идет о книге «Звездные короли», увидевшей свет в 1947 году. По сюжету, обычный американский обыватель Джон Гордон попадает в будущее, где становится участником борьбы за трон блестящей космической империи. Армады космических крейсеров, эффектные мундиры звездных аристократов и любовь космических принцесс прилагаются. При том, что роман можно скорее обозначить как, хм.. сказку для взрослых в фантастическом жанре, «Звездные короли» оказали большое влияние на дальнейшее развитие космической фантастики. Звёздные государства, включающие в себя тысячи планет и звезд, столкновения космических флотов на огромных пространствах космоса, интриги и космическая политика, - все это использовали другие авторы космической фантастики (космоопер), переосмысливая и трансформируя идеи Э. Гамильтона.

Роман «Звездные короли» приведен здесь в пример не только, как образец самой лучшей космофантастики первой половины прошлого века. Именно в этом произведении, ярко и выпукло видны характерные черты космической оперы. Для того, чтобы сразу стало ясно, что это за черты, поговорим для начала про «оперу», в целом. Еще в середине тридцатых годов, на американском радио устоялся формат нехитрых мелодраматических историй, похожих на то, что мы сегодня привыкли называть «аудиоспектаклями» (можно предположить, что они были не очень высокого уровня, главенствовало количество, а не качество). Рассчитаны данные радиопостановки были, прежде всего, на домохозяек, проводивших своих супругов на работу, а детей в школу и немного скрашивающих домашние хлопоты в дневное время. Однако главная страна капитализма тех лет, не была бы таковой, если в любом случае там не пытались извлечь прибыль. Так что, рекламные перерывы в душещипательных дамских историях имели место быть. Ну а заполнялись они представлением тех товаров, что могли использоваться домохозяйками в быту. В том числе и, очень часто, это были «шильномыльные» принадлежности. Отсюда и пошли всем известные сегодня «мыльные оперы». Для нашей части мира они олицетворены латиноамериканскими «Рабыней Изаурой» и «Просто Марией», а также североамериканской «Санта – Барбарой».

К началу сороковых годов, термин «мыльная опера» прочно закрепился за женскими мелодраматическими радиопостановками. Ну а в 1940 году молодой и начинающий писатель Артур Уилсон «Боб» Такер высказался в том плане, что современную ему фантастику можно называть «космическими операми», потому как она схожа по своей природе и нацеленности на определенную аудиторию с мыльной оперой (дословно это звучало не совсем так, передаем здесь смысл фразы Такера, превратившейся в афоризм).

К слову, в американской фэн-культуре «Боб» Такер был довольно значимой фигурой. Он занимался выпуском любительских журналов (фэнзинов), критикой, продвижением тех, или иных идей и прочей деятельностью, составлявшей фантастический и околофантастический движ.

Понятно, что меткий «Боб» Такер привел аналогию с дамскими радиосериалами с изрядной долей иронии. Как просты были сюжеты мыльных опер, так не блистало глубиной и разнообразием сюжета подавляющее большинство той космической фантастики. В общем, космическая фантастика стала «оперой», из-за ковбойских приключений героев этой фантастики, борьбы со злодеями, спасения красавиц и побед над злобными учеными, пиратами, пришельцами со щупальцами и т.п. антагонистами.

В то же время, в начале сороковых годов прошлого века, в том же регионе – за океаном, редактор одного из литературных периодических журналов Джон Кемпбелл стал собирать вокруг себя команду молодых авторов, подающих надежды. Кемпбелл был не прост в общении и работе. Его начальственные замашки иногда перехлестывали пределы разумного. Но он работал вместе с фантастами над сюжетом их произведений, а затем продвигал их, публикуя в журнале. С Кемпбеллом сотрудничали такие молодые авторы, как: Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк и др. Именно этим авторам предстояло в следующее десятилетие создать классическую научную фантастику, ставшую мировым явлением. Эти же фантасты преобразили и драматично-героический до комизма поджанр космооперы в одно из самых интересных научно-фантастических направлений.

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наш канал в телеграме https://t.me/infantastika и получайте уведомления о выходе всех постов и статей на ФКИ.