Министерство народного просвещения Российской империи Здание, в котором расположилось Министерство народного просвещения, является частью проекта ансамбля улицы Зодчего Росси (или Театральной улицы по старому стилю).
Начало работы над проектом можно отнести к 1816 году, когда К.И. Росси занимался реконструкцией Аничкова дворца. Но возводить строения стали лишь в 1827-1834 годах, а оформление интерьеров заняло еще пятнадцать лет.
Фасад со стороны площади Ломоносова (Чернышева по старому) решен в форме трехпролетной триумфальной арки. Крайняя правая арка позже была перестроена и превращена во вход по проекту А.Ф. Щедрина в 1837 году. Также А.Ф. Щедрин частично занимался реконструкцией помещений второго этажа.
До наших дней дошла анфиладная система помещений. Министерство было зданием общественного назначения. В здании есть парадные помещения, помещения для чиновников и есть интерьеры, которые относились к служебным квартирам министра и его помощника. Залы второго этажа украшает живопись, выполненная в технике гризайль.
В одном из помещений можно увидеть и орнаментально-декоративную живопись, и четыре больших панно. Две композиции напоминают сюжет, связанный с Олимпом. В центральной части одного из панно - Зевс, которого Слава венчает венком, слева - Меркурий с трезубцем и купидон с чашей, а в правой части - Гера с павлином. На другом панно сюжет схож - в центральной части Меркурий с атрибутами, в правой части Арес.
По проекту А.Ф. Щедрина в здании была сделана церковь. Инициатором создания храма в 1838 году выступил князь П.А. Ширинский-Шахматов, который был начальником одного из департаментов. Церковь разместилась в большом зале второго этажа, над проездными арками. В их простенках потом поместили киот с образом Казанской Божией Матери в память об императоре Александре III.
Храм был освящен 12 марта 1839 года в честь святого Николая Чудотворца. В нем был обустроен одноярусный белый с золотыми деталями иконостас. Также там было расположено красивое паникадило. Создал образы академик Д.И. Антонелли.
После того как министром стал А.С. Наров, который был известным знатоком православного наследия, храм был оформлен заново. Работами руководил архитектор Л.Ф. Вендрамини, но проект принадлежал А.М. Горностаеву. Церковь была выполнена в русском стиле, были устроены притвор и паперть. Церковь снова была освящена 24 сентября 1894 года.
Она была закрыта в 1918 году после передачи здания Наркомпросу, однако службы проходили и позднее. Скорее всего, храм был уничтожен в 1920-ых годах.
В здании сохранились парадные лестницы. Одна из них выполнена из мрамора, стены лестницы украшены лепниной, а ограждение - литое металлическое с вертикальными стойками и орнаментированным поясом, характерными для Росси.
Один из самых красивых залов министерства - Белый. В нем сохранилась отделка стен и колонн искусственным мрамором, лепка и живописное оформление.
Предположительно надсозданием интерьером работали те же мастера, что и в Елагинском и в Таврическом дворцах. Потолок зала расписан в технике гризайль с золотой бликовкой. Живопись получила более торжественный вид.
Скорее всего, в этом зале был зал приемов или же танцевальный зал квартиры министра. Из зала можно было попасть в кабинеты департаментов и канцелярий. В них вели двустворчатые двери с позолоченной резьбой. Также были двери в квартиру министра и в квартиру помощника министра. В этих помещениях с 1862 года располагалась 6-ая гимназия, которая переехала из этого здания в 1913-1916 годах, когда для гимназии было построено отдельное здание.
В министерстве сохранились служебные чугунные лестницы, которые вели во дворы. Из лестничного пространства можно было попасть в служебный коридор, в который выходили различные кабинеты.
В нем можно увидеть чугунный портал печи. Здание отапливалось печным отоплением. Во многих помещениях сохранились камины и печи. Помимо министерства народного просвещения, в здании также размещалось министерство внутренних дел, которое занимало северную часть здания.
Часть фасада выходит на улицу Зодчего Росси. В нижнем этаже размещались торговые лавки. Отсюда на фасадах появились плоские ниши с окнами и арочными завершениями. Их заложили в конце 1830-ых годов из-за конкуренции с Гостиным двором.
На второй этаж вела парадная лестница, которая была реконструирована в 1834 году по проекту Иосифа Шарлеманя. Ступени и площадки лестницы выполнены из известняка. Лестничное пространство украшают ионические колонны и пилястры.
С верхнего вестибюля можно было попасть в парадный зал. До нашего времени дошел паркет из нескольких пород дерева, выполненный в первой трети XIX века.
В углах стоят печи-камины с мраморными порталами. Их украшает бронзовый накладной орнамент, состоящий из венка и парных пальметт. Второй ярус лепной - с золоченой лепкой и зеркалом.
Плафон относится ко второй половине XIX века. Дело в том, что в 1862 году в здании произошел масштабный пожар, который уничтожил практически все интерьеры. Возможно, стены были затянуты шелковым штофом или бумажными обоями.
С 1862 года на первом этаже здания, в правой части, на углу Театральной улицы, располагалось Русское Географическое Общество. Оно оставалось там до 1908 года, когда для него построили новое здание в Демидовом переулке.
Сохранился рисунок, на котором изображен первый зал общества, который ведет в зал заседаний (рисунок сверху). В центре первого зала были размещены столы со встроенными шкафами для карт большого формата.
Стены комнаты заняты полками с книгами, а в верхних частях комнаты на стенах есть картины. Напротив входа, над дверью в комнату для совещаний, находится портрет мецената П. В. Голубкова. Арки украшали бюсты известных географов и этнографические коллекции.
В передней части комнаты находится очень ценная коллекция древнего японского оружия и предметов, которую подарил Обществу его секретарь А.В. Григорьев. Рядом с одним из окон находится стол библиотекаря, рядом с другим - казначея. Дверь в середине левой стены ведет к офису и помещениям архива и склада. Дверь напротив - в комнату для встреч.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь