Дом №39 на Литейном проспекте построен в 1841-1845 годах для штаб-ротмистра Ивана Васильевича Пашкова. Автор проекта здания - архитектор Гаральд Эрнестович Боссе. Это первый особняк в Петербурге, который не оштукатурен по кирпичной облицовке. Позже это станет называться “кирпичный стиль”.
В центре главного фасада - четырёхгранные столбы-пьедесталы для кариатид, которые держат балкон. Стены первого этажа рустованы, завершаются карнизом на кронштейнах.
К особняку примыкает небольшой садик. Сейчас он носит название Некрасовский, а исторически он назывался Удельный сад. Он был разбит для сотрудников Управления императорскими уделами. В 1904 году в садике был построен новый корпус для Департамента уделов.
При входе в здание гости попадают в вестибюль. Он выполнен в стиле неогрек. По стенам можно увидеть греческие орнаменты и меандры. А также сочетание канилированных ионических колонн с пилонами дорического ордера.
На первом этаже располагались две квартиры. В конце 1840-1850-ых годов их снимала графиня М.Г. Разумовская. Она была очень известна в светских кругах Петербурга. Часто давала балы в 2 часа дня. На них любил заезжать император Николай I.
Это было время, когда домом владел второй его владелец - министр внутренних дел А.Ф. Орлов. Дом был сдан Благородному танцевальному собранию, а внизу была частная квартира.
На второй этаж ведет легкая летящая лестница. Это первый образец такой лестницы в Петербурге. Широкие ступени заложены в стену и опираются только на тонкий металлический брус. Бронзовая чеканная решетка украшена неогреческим рисунком.
Около лестницы установлены фигуры зубров в натуральную величину, олицетворяющих мощь и величие России.
Верхний вестибюль двусветный, даже в пасмурный день он хорошо освещается дневным светом. Весь зал сверху опоясывает меандр.
Плафон в зале кессонированный. Он сочетает в себе зеленые и красные цвета. Это были естественные краски, в которых строились греческие и римские сооружения. На ярком фоне можно увидеть пальметки и аканты.
Оконные проемы во внутренний двор симметричны оконным проемам, которые освещают коридор.
В полуциркульной части верхнего вестибюля установлен камин из черного римского мрамора с добавлением белого мрамора. Рама надкаминного зеркала также выполнена из черного мрамора.
Двери полуциркульной части, выполненные из дуба, не прямые, а скругленные.
В 1830-ых годах было распространено оформление в помпейском стиле. Коридор украшает живопись на ярко-красном фоне (характерного для помпейских домов). Сохранились головы Меркурия на черном фоне. На больших панно (в центре) можно увидеть только рамы.
Это напоминает Помпеи, поскольку при раскопках многие фрески были перенесены в Неапольские музеи.
Самый нарядный зал - это Бальный. Он очень необычной формы - широкая фасадная часть отделяется аркой коринфских колонн от небольшого пространства перед входом.
Особняк был снят Благородным собранием, которое устраивало общественные балы. В особняке Пашкова они были особенно шумны, поскольку Благородное собрание принимало в свои члены не только помещиков из Петербурга, но и провинциалов. В Литейной части было много москвичей, офицеров гвардейских полков и тех, кто приезжал в город только на зимний сезон.
В Благородное собрание рекомендовали ходить на танцы офицерам, которые окончили Николаевское инженерное училище в Михайловском замке. Это было сделано для того, чтобы они научились светскому общению.
Зал украшали две бронзовые люстры с 500 свечами, которые были привезены первым хозяином здания из Парижа.
Для собрания разобрали стену между залом и ближайшей Красной гостиной.
А в 1857-ом году сюда въезжает Департамент уделов (впоследствии с 1892 года - Главное управление уделов Министерства императорского двора). Для его размещения дом был частично перестроен архитектором А. И. Резановым. Управление уделами занимались личными доходами государя.
Бальный зал был превращен в церковь святого Спиридона Тримифунтского. Она была украшена колоннами коринфского ордера.Был установлен двухъярусный иконостас, который включал иконы святых, соименных управляющим уделам.
Иконостас занял место по линии капитальной стены фасада. А алтарь был установлен в северной пристройке.
Декор плафона Бального зала, выполненный из акантов и пальметт, улучшал акустику зала. При Пашкове ниши верхнего яруса украшали бюсты античных мудрецов и философов. Когда обустраивали церковь, мудрецов заменили на образа двенадцати апостолов и четырех святителей.
Бывшая Красная гостиная служила притвором храма. Тогда в ней поставили керамическую печь. А стены украшались подносными иконами.
Потолок Красной гостиной был кессонированный. Кессоны были многоцветными. А украшали их позолоченные элементы.
За Бальным залом шли три одинаковые (по размерам) гостиные. Одна из них стала церковным притвором. Центральная гостиная выходит тремя окнами на балкон, которые украшен такой же бронзовой решеткой, как и на лестнице.
При Департаменте уделов стены гостиной были затянуты малиновым штофом. В ней находился парадный кабинет главного управляющего.
На фризе изображены две мужские фигуры, которые держат посохи странника и виноградные гроздья, а в середине охотничья собака. Виноградные гроздья символизируют виноградники в Крыму, а собаки - охотничьи угодья.
Следующий барельеф представляет двух дам, которые опираются на щит с изображением рогатого бога Силена (бог лесов). Они сидят на двух охотничьих собаках. Одна дама держит рог изобилия, полный плодов. А вторая - кормовое весло. Это символы процветания императорской власти в России.
Третья гостиная называлась Парадной. Она была выполнена в стилистике рококо, которое только входило в моду. Нижняя панель стены выполнена с рокальными декорами.
Центральная часть украшена позолоченной рамой, выполненной из лепнины. Это единственный случай в Петербурге. Она специально была сделана глубокой, чтобы туда можно было заложить шелк, который украшал стены.
В декоре дверей и плафона можно увидеть изображения солнечных лучей. С востока и запада плафон украшают две монограммы “П” и “П” (Пашков и Пашкова).
Угловые композиции с изображениями небольших женских головок, увенчанных коронами в виде всполохов огня, декорированы летящими птичками. Они держатся на плафоне всего одним крылышком.
На падугах изображены четыре времени года. На фризе изображены белочки, Силены, крылатые змеи.
В центре комнаты огромный камин, который немного велик для такой гостиной. Но его тепла не хватало. В конце XIX века в зал установили две голландские кафельные печи. Камин украшен раковинами и акантами. В камине присутствует вставка из сиенского желтого мрамора.
Зеркало над камином историческое. Оно чуть коричневое. Это из-за того, что оно нагревалось от камина.
Рядом с этой гостиной была спальня, которая сейчас на реставрации.
Из Помпейского коридора можно было попасть в личную столовую, куда выходили из личных помещений семьи. Комнату декорирует только большая керамическая голландская печь и лепной фриз.
Последним главноуправляющий уделами был В.С. Кочубей. Он был приглашен на работу благодаря своим хозяйственным талантам. Кочубей с семьей жил в Доме Пашкова более десяти лет, а потом переехал в собственный особняк на Фурштатской.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: