Слух – один из важнейших органов чувств, который необходим для запуска мыслительных процессов и речевого развития новорожденного. Неслучайно слуху требуется уделять особое внимание в первые дни жизни человека, а при выявлении проблемы начинать ее незамедлительно решать. Поэтому раннюю диагностику слуха, так называемый аудиологический скрининг, требуется проводить как можно раньше.
Всем понятно, что малыши не могут рассказать или показать, что у них есть проблемы со слухом, а между тем выявить этот факт и провести диагностику необходимо как можно раньше, чтобы нарушения слуха не успели оказать негативного влияния на психоречевое развитие. К младенцам нужен особенный подход, так как привычными «взрослыми» способами определить наличие отклонения невозможно.
Поэтому в 2008 году в России стартовала государственная программа аудиологического скрининга новорожденных. Это процедура обследования слуха у малышей до 3-х месяцев, призванная выявить ранние нарушения, чтобы своевременно направить таких детей на дальнейшее диагностическое обследование, в целях определения степени тугоухости и уровня поражения слуха. Первый раз аудиологический скрининг выполняется еще в роддоме.
Еще недавно слух новорожденных детей не тестировали, так как подходящие для этого технологии отсутствовали. В результате, дети не получали своевременную помощь, имели из-за этого проблемы с речью и языковыми навыками, что влекло за собой плохую успеваемость в школе, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а также множество сложностей эмоционального характера. Сегодня, благодаря науке, появилось несколько способов проверить слух новорожденного. Врачи, получающие данные, теперь могут рассказать родителям о том, как скорректировать проблему и какие современные методы могут помочь улучшить слух, а с ним и качество жизни ребенка.
По статистике, собранной за последние 25 лет, в тех странах, где уже давно практикуется широкомасштабное раннее выявление потерь слуха и слухопротезирование детей в младенчестве, практически исчезли глухонемые.
Аудиологический скрининг: что это?
Согласно современным нормам, неонатальный скрининг теперь включает аудиологическое обследование. Проводится оно до выписки из родильного дома. Аудиологический скрининг – это процесс, который позволяет проводить обследование младенцев от рождения до раннего возраста. Он помогает обнаружить потерю слуха буквально в первые дни жизни малыша. В случае выявления проблемы, за такими малышами организовывается регулярный уход, в целях контроля состояния их здоровья. В любом случае после скрининга врачи дают рекомендации родителям: внимательно наблюдать за психопедагогическим развитием малыша, уделяя повышенное внимание моментам, связанным со слухом, речью и языком. В следующий раз обследование рекомендуется проходить в 3 и 6 месяцев.
Принцип аудиологического скрининга у новорожденных
Систематические исследования, основанные на фактических данных, помогли существенно снизить возраст, в котором впервые можно выявить потерю слуха у новорожденных. Теперь первоначальный скрининг проводится в течение 30 дней с момента рождения ребенка. Если исследование покажет, что возможно имеется потеря слуха, то рекомендуется повторное обследование ребенка в возрасте не старше трех месяцев. Помимо аппаратного скрининга, врачи проводят и физический осмотр ушных раковин и слуховых проходов для проверки возможных пороков развития. Также обращают внимание на гетерохромию радужной оболочки глаза, а также наличие ямочек или пятен вокруг ушной раковины. Интересно то, что на сопутствующие нарушение слуха могут указывать такие дефекты, как расщелина губы или неба, асимметрия или гипоплазия лицевых структур и микроцефалия. Кроме того, потерю слуха могут вызывать такие заболевания как синдром Ваарденбурга, синдром Альпорта, сердечно-сосудистые заболевания. У младенца может быть зафиксирована временная потеря слуха, которая требует наблюдения на разных этапах развития. Лечащий врач должен максимально внимательно отнестись к опасениям родителей, связанным с потерей слуха малышом.
Советы и рекомендации при выявлении проблем со слухом у ребенка
Постоянная потеря слуха у детей (PCHL), как правило, возникает вследствие необратимого повреждения нервов проводящей ткани или среднего уха. Это может быть обусловлено как врожденным дефектом, так и прогрессирующим заболеванием, развивающимся в детстве. Встречаются также случаи отсроченного начала PCHL, когда симптомы потери слуха проявляются позже. По статистике, трое из 1000 младенцев рождаются с PCHL.
От того, насколько своевременно и точно будет диагностировано состояние ребенка, зависит эффективность и подбор средств восстановления. А это напрямую влияет на эффективность преодоления проблем речевого и языкового развития. В зависимости от причины потери слуха ребенку могут порекомендовать ношение слухового аппарата или вживление кохлеарного имплантата.
Без поддержки родителей не справиться!
Даже если на первом аудиологическом скрининге отклонений в развитии ребенка не выявлено, родителям стоит быть внимательными к слуху малыша. Как развивается ребенок, у которого слух в норме?
- 4-6 неделя жизни: новорожденный вздрагивает и пугается, услышав резкий звук, например, хлопок двери, громкий звонок;
- 3-4 месяца жизни: малыш переводит взгляд в направлении источника звука;
- 6-7 месяцы жизни: ребенок активно лепечет, причем не только однослоговые «слова»;
- 10-12 месяцев: ребенок реагирует на обращение к нему с расстояния в один метр, даже если родитель произносит слова тихо. Поведение жизнерадостное, речь развивается.
Если все перечисленное наблюдается, то сомневаться в нормальном развитии малыша не стоит. Если же один или несколько признаков отсутствуют, то слух ребенка необходимо проверить у оториноларинголога. И чем скорее, тем лучше.
При выявлении проблем, родители должны понимать, что от них требуется максимальная поддержка ребенка, особенно по вопросам ухода и обслуживания слухового аппарата. У малышей могут возникать проблемы разного плана: от сложностей с акустической обратной связью до неправильного размещения устройства в ушах и даже проглатывания батарейки. По мере взросления ребенка, родителю следует разговаривать с ним и пояснять важность правильного использования слухового аппарата и необходимость регулярных визитов к специалистам – лор-врачу, сурдологу, аудиологу, слухопротезисту.
Проблемы с социализацией
Увы, но до сих пор в современном обществе люди с особенностями развития, с ограниченными физическими возможностями, вызывают у других весьма противоречивые эмоции. Дети, которые еще не умеют этому противостоять, особенно страдают от нападок и насмешек сверстников. Важно, чтобы семья всегда и во всем поддерживала ребенка, помогала минимизировать давление со стороны сверстников. Чтобы слабослышащий ребенок вырос полноценным членом общества, крайне важна грамотная психосоциальная адаптация. Недостаточно просто обеспечить ему возможность слышать!
Читайте другие интересные статьи на нашем канале или нашем сайте.
Оборудование для аудиологического скрининга можно подобрать тут.