Найти в Дзене

Как становятся социологами литературы

[Научная биография социолога литературы Абрама Рейтблата. Текст: Мария Нестеренко. — «Горький», 2018, 17 августа]

Говорит Абрам Рейтблат: «То, что писал Булгарин, имело успех, а это случалось не с каждым русским писателем. То, что его роман „Иван Выжигин” на протяжении полутора лет вышел тремя изданиями, — беспрецедентное явление для русской литературы. Ни одна книжка ни до, ни после (до конца XIX века) такого успеха не имела: ни у Достоевского, ни у Толстого, ни у Лескова. Этот роман перевели на все (!) основные европейские языки — французский, немецкий, английский, итальянский — и на неосновные: польский, чешский, шведский, испанский и т. д. Естественно, Булгарину очень многие завидовали, и это плохо сказалось на его репутации. Булгарин вел себя нескромно: нападал, вступал в споры и полемику, не считаясь с авторитетами. С Вяземским он пикировался очень остро — это все, опять же, любви не вызывало. То, что он получал большие доходы, помимо популярности, — тоже».
«Действовали двойные стандарты. Воейкову, например, совершенно мерзкому человеку, мучившему жену, поступавшему неэтично по отношению к коллегам, но биографически тесно связанному с Жуковским и не являвшемуся для литераторов пушкинского круга литературным конкурентом, многое прощалось. У него была плохая репутация, но в очень узких кругах. Булгарин, как мы знаем, многих этих „минусов” Воейкова не имел, но репутацию ему сформировали предельно плохую. <...> Когда с конца XIX века стало возможным печатать материалы о его контактах с Третьим отделением (а в идейно-политическом контексте того времени это учреждение приравнивалось к охранным отделениям), тогда уже полностью сформировался негативный образ Булгарина, существующий до сих пор».

Довольно любопытно то, что в России всегда работа в разведке и контрразведке почиталась величайшим позором.
На Западе, а особенно в Великобритании работа в разведке всегда дополнительный плюс. Скажем, Исайя Берлин, имеющий репутацию чуть ли не святого. Или Грэм Грин.

Но у нас с этим всегда парадоксально. Это у них прекрасные разведчики. А у нас - мерзкие шпионы.