Найти тему
Парламентская газета

США пытаются показать, что доминируют на Ближнем Востоке, но боятся Ирана

  U.S. Air Force photo / Public Domain
U.S. Air Force photo / Public Domain

Последние недели Ближний Восток лихорадит на фоне ожесточения палестино-израильского противостояния, однако пока еще ситуация балансирует на грани. США пока в открытую не вмешиваются, предпочитая наблюдать и ограничиваться поставками вооружений Израилю. Но ждать ли прямых ударов Вашингтона по противникам Тель-Авива и кто станет новой целью Пентагона? Об этом «Парламентская газета» поговорила с востоковедом Еленой Супониной.

Войсковое воздержание

Конец прошлой и начало нынешней недели выдались непростыми для Вашингтона. С одной стороны, поддерживаемый США Израиль нещадно бомбил сектор Газа, вызывая множество вопросов о законности подобных атак, напоминающих геноцид. С другой - ЦАХАЛ не смог пока реализовать операцию по зачистке Палестинской автономии от боевиков ХАМАС. А в дополнении к этому, как передает ТАСС, военную базу США и западной коалиции в сирийском пограничном городе Эт-Танф атаковали ракетами группировки, близкие к Ирану.

В ответ два истребителя F-16 американских ВВС нанесли авиаудары по находящимся в Сирии складам с оружием и боеприпасами, принадлежащим, по мнению вашингтонской администрации, Корпусу стражей исламской революции. И уже как реакция на эти действия 30 октября вооруженные отряды шиитов, входящих в движение «Исламское сопротивление Ирака», обстреляли ракетами военную базу США в Эш-Шаддади на юге сирийской провинции Хасеке.

В результате на фоне этого «ракетного пинг-понга» Пентагон в последнее время был вынужден нарастить поставки оружия на Ближний Восток. Согласно сервису Evergreen Intel, за последние сутки в регион вылетели десятки грузовых самолетов, принадлежащих американским ВВС.

Казалось бы, все красные линии уже пересечены, но тем не менее пока администрация Байдена всячески избегает втягивания в ближневосточный конфликт. Как передает «Аль-Джазира», вице-президент Камала Харрис заявила, что у США «нет абсолютно никаких намерений и планов по отправке боевых войск в Израиль или Газу».

Лукавый орел

Так что же происходит на Ближнем Востоке на самом деле? Востоковед Елена Супонина считает, что американцы несколько лукавят, говоря о том, что они не хотят напрямую участвовать в конфликте. Дело в том, что советники Пентагона уже консультируют ЦАХАЛ, например, сейчас там находится генерал-лейтенант Корпуса морской пехоты США Джеймс Глинн. Он делится с израильтянами опытом городских боев. Правда, как подчеркивает Супонина, опыт этот весьма неоднозначный, например, штурм иракского Эль-Фаллуджи, когда город был разрушен и погибло много мирных жителей.

Кроме того, американцы впервые за долгое время нанесли удары по шиитским группировкам в Сирии, которые, как они считают, поддерживаются Ираном. Это также недвусмысленно демонстрирует участие Вашингтона в конфликте.

«Даже несмотря на то, что США стараются избежать более широкого участия в боевых действиях, в глазах государств региона это вовлечение в палестино-израильский конфликт является максимальным», — считает Супонина. И многие ставят знак равенства между действиями Израиля в секторе Газа и политикой Вашингтона.

Осторожное сдерживание

Но если Белый дом не хочет применять военную силу, то против кого в восточной части Средиземного моря собралась огромная военно-морская группировка стран НАТО, в состав которой входят два авианосца и несколько десятков других боевых кораблей? В беседе с «Парламентской газете» Супонина отметила, что такая мощь избыточна для нанесения ударов по сектору Газа и она будет использоваться прежде всего для сдерживания Ирана, чтобы не допустить открытого выступления Тегерана против Израиля. Это может быть угроза как движению «Хезболла» в Ливане, так и напрямую Исламской Республике.

При этом, по оценке эксперта, сами американцы не заинтересованы в том, чтобы вступать в прямое противостояние с Ираном. Администрации Байдена сейчас невыгодна война на Ближнем Востоке, им нужен хаос, но в «умеренных дозах».

Так что сейчас США всячески пытаются играть роль этакого дворового петуха: нахохлившись, пытаться запугать противника, но при угрозе реального столкновения постараться «отпрыгнуть» от оппонента на безопасное расстояние.