Найти в Дзене

Путешествие в Дуат, загробный мир Древнего Египта

Изначально в мои планы не входило писать отдельную статью по теме загробного мира или условного рая и ада. Однако, мне в голову пришла мысль, что возможно, для кого-то это может оказаться полезным. В конце концов, вы можете что-то для себя почерпнуть, о чем-то подумать, может быть даже окажетесь более удачным писакой, нежели я, и настрочите неплохой фэнтезийный романчик. Кто его знает. Хочу только сказать еще одну вещь, прежде чем начну. Когда вы читаете что-либо связанное с мифологией, держите в своей голове тот факт, что вы изучаете часть реальной истории. Нет, ни богов, ни демонов не существовало, но для людей того времени, все это было реальностью, может быть не для всех, но для преимущественного большинства. Они вкладывали в эти мифы, в структуру созданного ими мира, собственные беспокойства, переживания, страхи, счастье. Короче, если лень таскаться по музеям, неплохая замена почувствовать на себе связь с историей.

Древние египтяне имели свое виденье того, что случается с человеком, когда его жизнь оканчивается. Это весьма интересная тема для обсуждения, ибо на самом деле, она не заканчивалась, а как бы начиналась. Примеры будет на себя брать уже знакомый нам Вася Египетский, для тех, кто с ним не знаком, то представлю. Василий Египетский, от роду сколько лет неясно, настоящее имя его мы не знаем и не узнаем, потому что в Египте это было не принято, по профессии расхититель гробниц, а мог бы быть писцом.

Итак, мы уже обсуждали тут концепт душ, но для тех, кому влом ходить и читать мои замечательные старания (сам себя не похвалишь, от других не дождешься), то повторюсь еще разок. Ка (Васина жизненная сила и судьба, которую предопределили ему боги), Ба (личность Василия, и судьба, по которой он решил идти независимо от божественного умысла), Ах (соединение Ка и Ба, именно эта душа путешествует в загробном мире), Хат (физическое тело, которое важно сохранить подольше, потому нужен обряд мумификации), Иб (сердце), Сах (когда Ах проходит загробный суд, то превращается в Сах и может помогать родственникам), Сехем (жизненная сила для Сах), Шуит (тень человека, которая может быть скульптурой, фотокарточкой или призрачной тенью), Рен (имя).

Для того чтобы Василий вообще мог как-либо функционировать в загробном мире, нужно в первую очередь позаботиться о его теле. Мумификация, это как раз и делала. Вообще, напортачить возможно было на любом этапе похорон и тогда уже только надеждами теплились, что это не сильно скажется на душе. Но мумификация стоила денег и не маленьких, поэтому постепенно бизнес этот развивался и в период Нового царства в Египте многие могли ее себе позволить. Было три вида такого удовольствия. Самый дорогой, которым пользовались фараоны, чати (советники), всякие прочие аристократы, или такие, как Вася, которые грабили гробницы и многое могли себе позволить, прикрываясь другой деятельностью. При таком методе внутренности вынимались, клались в отдельные сосуды (канопы) и шли отдельно. Это именно те мумии, которые находят в пирамидах (редко, правда находят, потому что таких, как Вася было много). Вот эти канопы, имели специальные названия, или форму. Это было нужно, чтобы обозначить, где что лежит, потому что за каждый орган был ответственный отдельный бог. Ну, не за все, конечно, только четыре, самых важных органа, не считая сердца. Это печень (Амсет), кишечник (Кебехсенуф), легкие (Хапи) и желудок (Дуамутеф). Но если грошей не хватало на такую процедуру, была подешевле. Органы оставались на месте, но вводился раствор внутрь и тело выдерживали в селитре. Внутрь к органам клали амулеты с четырьмя этими богами, сыновьями бога Гора. Но если и на это не хватало наличности, то был метод и еще дешевле. Там просто в селитре вымачивали и сойдет.

-2

Собственно, процесс мумификации, состоял не только в том, чтобы вымочить тело и выдать. Весь процесс создания души падал на работников некрополей. Одни занимались вот этой работой, создания мумии или же души Хат. Другие занимались раскладкой амулетов или органов по канопам, а третьи уже религиозной частью процесса.

Вот эта религиозная часть включала в себя оживление мумии, не прямое, а ритуальное. Прикасались каменным лезвием к частям тела, произносили заклинания и это давало душе шанс, получить эти самые части тела в функциональном состоянии. Затем, обернутое в льняные полоски тело несли до места захоронения. Читали молитвы, жгли вонючки, клали тело в саркофаг и закрывали вход, или если речь о простолюдине, то закапывали в песок. И в том и в другом случае в погребение клали еду, какие-то предметы быта, посуду, может быть что-то чем любил при жизни пользоваться усопший. Так же клали фигурки ушебти, чтобы те собрали лодку, приготовили поесть, батрачили на полях, вместо усопшего, в общем для физической работы.

Вот наш Василий, грабил очередную усыпальницу, неудачно упал, переломался, до дома дошел, но долго не прожил. Все обряды с ним совершили, и схоронили в небольшой гробнице. Для самого Василия, выглядело это как уснуть и проснуться. И ситуация жутковатая, потому что просыпался Василий в темноте и одиночестве. У него была еда, вино или другое питье, книга, которую ему положили с собой. Именно так душа Василия и понимала, что с ней произошло.

Книга мертвых, сборник подсказок для души, где были описаны разные заклинания, чтобы не остаться в темноте, чтобы отпугнуть злых сущностей, чтобы напомнить каждого члена загробного суда и так далее. Но вот какая штука, самой большой проблемой для души Васи является попасть в сам Дуат. Дело в том, что у египтян было несколько специфическое представление о загробном мире. Если точнее, то они считали, что с наступлением ночи, в прямом смысле слова, везде вылезают мертвые. Потому что это время, когда они отправляются на лодке в Дуат. Каждый ждет своей очереди, или отправляется на своей лодке, то есть местная движуха для усопших. Когда говорили о загробном мире, могли говорить «на Запад». На Западе была пустыня, которая считалась в прямом смысле слова этим самым загробным миром, потому и хоронили в основном в пустыне, и пирамиды построены в пустыне. И вот проблема была в том, что очередь на лодку была прям ну, нормальная была очередь, ждать можно было очень долго.

Вот во времена, когда в загробном мире правил Анубис, всех самостоятельно перевозил, очередей не было. Но видимо, бюрократия развивалась, очереди росли. Ну, Вася, без лодки, очереди будет ждать долго, так что мы с вами успеем поговорить. Вот фараонам лодки клали свои, и это при том, что у каждого фараона было зарезервировано местечко на лодке самого бога Ра. Считалось что в день, когда фараон отправится в загробный мир, он будет рассекать либо на своей лодке рядом с Ра, либо прям на лодке Ра. Статус, дело такое. Собственно, кто помнит Хуфу (который Хеопс по-гречески), хозяина самой большой пирамиды, вот у него было две гигантские лодки, с веслами. Очень хорошо сохранились, но это были те лодки, которыми он при жизни пользовался. Очень красивая традиция, несмотря на свою дороговизну. Позднее лодочки клали поменьше, а то слишком расточительно. Те, у кого не было возможности, либо сами мастерили из гуано и палок небольшие лодки, плотики или типа того, либо использовался для этих целей гроб.

-3

В общем, дождется рано или поздно Василий свою очередь на барку, торопится ему некуда, ибо на суде его не ждет ничего хорошего. Барка эта отвезет его в Дуат, собственно, сам загробный мир, где обитают разные злые духи и боги. В отличие от ада, Дуат не был тем местом, в котором души должны страдать, несмотря на то, что выглядел по представлениям людей жутко шо капец. По прибытии туда Василий погрузится во тьму, ему надо будет прочитать заклинание, чтобы не долбится в очи и что-то разглядеть. Но ничего хорошего он там не увидит.

Огромные пустые залы, окутанные тьмой, заклинание, способное дать лишь немного света, чтобы ориентироваться в пространстве. Гулкие звуки шагов в пустынном, каменном помещении, и не ясно куда выведет дверь. В поле под открытым небом, дорога в котором приведет к алтарю, где будет ждать женщина с головой львицы, молча сидеть в ожидании именно тебя. Она не будет реагировать и пройти дальше не получится, надо что-то сказать. Но если будешь ляпать что ни попадя или отвешивать приветствия, скорее всего голову откусит и усядется ждать следующего, в такой же недвижимой, безмолвной позе. В книге мертвых, что положили Васе написано кому и как надо отвечать, главное не замешкаться. Но может привести и в закрытое помещение, из которого нельзя убежать, и ждать там будет огромный человек с головой быка. И в отличие от львицы безмолвно стоять он не будет, если не найти правильных слов, то и тут головы не сносить. Но может быть комната или поле будет пустым, разве от этого станет легче? Особенно когда не знаешь, что и за каким поворотом тебя ожидает.

Попадались и менее жуткие существа, огромные змеи, какие-то тени. Вы можете подумать, особенно те, кто боится змей, что нет, не менее жуткие. Но думаю если будет вариант встретится с просто змеей, или со змеей с ногами, выбор будет очевиден. Ибо змея с ногами бегает быстрее, а это вдвойне страшно. Но для чего же все эти заразы пугающие? По мне лично, так это самый настоящий ад, где все начинается с очереди. С очереди, которая доставит тебя в место, где какие-то страшные существа обитают. Ну, не знаю, самый настоящий адище. Но нет, все эти алтари, личности страшные и странные, это испытания для души. Цель не уничтожить душу, а заставить ее собраться, перед судом. Чтобы не мямлить, собрано и филигранно чесать к цели.

Но есть одна проблема. На самом деле, действительно в некоторых текстах такие существа упоминаются, как испытания для души, но это не совсем то, о чем можно подумать. Очень многие боги, даже некоторые заседатели на суде, являются существами, которые не были посланы душе как испытание. Душа сама выбирает путь в Дуате, и если есть книга мертвых, как подсказка, то можно добраться относительно безопасно и понятно. Но если человек беднее Васи, то заплутать в этом мире труда не составит. Как только это произойдет, то это уже будут не испытания. А самые настоящие чудовища, которые обитают во тьме загробного мира в ожидании заблудших душ. Они не будут просто гонятся за душой, а тихо сидеть в углу, ждать, пока она не подойдет, чтобы пасть сомкнулась и лишила несчастного вечности.

Но у Васи есть книга, он благополучно чешет вперед, видит цель, огибает препятствия. Наконец он добирается до громадного дворца Осириса. Живописный вид на огненное озеро, роскошное убранство, эту хату можно было бы обменять на двушку в Москве, если бы не странное соседство. Мало того, что Ра вечно околачивается у этого озера на своей барке, так в огненных водах еще живет Пожиратель вечности. Божество, которое пожирает души, в образе гончей. Но книга мертвых подскажет, как преодолеть это препятствие и зайти в подземный дворец.

-4

Огромнейший зал, в центре которого заседает укутанная в саван мумия (собственно Осирис), позади него 42 бога, каждый из которых отвечает за свой грех. Посреди зала стоят весы, возле которых стоит Анубис с сердцем Василия в руках. А рядом чудовище, скрытое в тени весов, Амат, которая выдвигается вперед, чтобы Вася хорошо мог ее рассмотреть. Свет от факелов пляшет на огромной морде крокодила, но это не простой крокодил, морду огибает львиная грива и передние лапы тоже, как у огромной кошки. Но задняя часть теряется во мраке, или так только кажется? Задняя часть огромная от гиппопотама, но куда больше. И это чудовище ждет вердикта. Но самая страшная даже не она, а спокойно стоящая у весов женщина. Ее безмятежное лицо служит отличным слабительным, для таких, как Вася, потому что на этом лице нет никакого сожаления, никакого сочувствия, никакой грубости или ненависти. Там читается безграничное спокойствие, и в этот момент Вася понимает, что вердикт уже вынесен, шанса на искупление нет и не будет. Так решил сам Вася в тот момент, когда решил, что грабить усыпальницы хорошая идея. Маат не отрицает, хорошая, плохая, ей все равно какая это идея. Ты сделал, ты и будешь отвечать.

Но говорить все равно надо, хоть какой-то шанс продлить свою жизнь на парочку часов. Вася будет говорить медленно, растягивая слова, чтобы продлить время и возможно, поискать глазами и мозгами выход из ситуации. Собственно, любой, кто дошел до суда Осириса, начинает с того, что каждому из 42-ух заседающих говорит: «Здравствуй, такой-то бог, такого-то нома (подставить нужное, я не буду всех перечислять), я не совершал греха. Здравствуй такой-то бог, такого-то нома, я не ел как черт. Здравствуй такой-то бог, такого-то нома, я не крал зерно…». И вот так всех перечисляя. Вот это все Вася высказал и, наверное, уже надо переходить к взвешиванию?

Нет, еще нет. Богиня Месхенет, и бог Шаи, которые заседают в суде, встанут и будут рассказывать всей этой молчаливой, осуждающей толпе, как Вася рукоблудил, ел, как черт, врал, крал, вел разгульный образ жизни, как он профукал свой шанс на вечность, как мог бы стать прекрасным писцом, а стал огурцом. Пот скатывается по лицу Василия, он ждет нападения со стороны Амат. Именно так должно произойти. Он соврал присутствующим богам, гул среди них недобрый, за одно это душа сразу попадает в пасть чудовищу, но Вася замечает, что Маат отрицательно качает головой. Суд продолжается, а в Василии загорается надежда. Может быть, есть еще шанс?

-5

Анубис довольный, як слон, водружает сердце на чашу весов, гул среди богов нарастает. Маат кладет перо на другую чашу. Замотанный в саван Осирис не отрываясь следит за Васей, а не за весами, там и без него есть кому следить. От этого взгляда неуютно, и в миг наступившей тишине слышится глухой удар чашки весов по каменному полу. Сердце Васи не стало свидетельствовать против него, потому что денег на амулет в виде скарабея хватило, но это ничего не изменило, оно рухнуло к каменному полу под грузом вины. Перышко Маат подлетело вверх, медленно опускаясь, пока Амат пожирала душу Василия Египетского.

Нет, шанса на другой исход не было, но разграбление усыпальниц, это не просто кража. Богохульство, лишение души покойного еды, предметов. Такое, как и многое другое, египетские боги не прощали, каким бы не было твое положение, красть из гробницы последнее, чем стоит заниматься. Но Маат хотела продлить для него момент, потому что Маат богиня справедливости, истины и баланса. Таков баланс, что за свой поступок отвечать придется. Она только хотела, чтобы Вася понял, все к чему он пришел исключительно его выбор.

Собственно, такая история. Что хочется добавить, так это то, что я так и не понимаю до конца, что происходит с душами, которых съедала Амат. В некоторых источниках можно встретить, что такие души лишались шанса на загробную жизнь, но речь идет именно о жизни. В представлении египтян, после суда, душа получала новую жизнь на полях Иалу (рай, грубо говоря), вот этой жизни и лишалась такая душа. А затем становилась духом Дуата, скитаясь в вечных коридорах во мраке и одиночестве. Но преимущественно принято считать, что съеденная душа просто умирала и тем самым лишалась вечности. Я не могу ответить точно на этот вопрос, что случилось с душой Василия. Могу только сказать, что любые совпадения случайны, и история Василия Египетского, это просто пример взятый из головы, чтобы можно было объяснить вам, как этот мир работал. Про поля Иалу я тоже расскажу, поэтому подписывайтесь, оставляйте комментарий. Со мной интересно, а главное безопасно, я не собираюсь втирать вам какую-то дичь, хочу только рассказать, как можно увлекаться магией и не вредить себе. Берегите себя, кроме вас этого никто не может сделать.