Найти в Дзене
Слово об искусстве

ЧЕРТЫ АФРИКАНСКОЙ МУЗЫКИ В САЛЬСЕ

Сальса (от исп. salsa — «соус»)— музыкальный жанр, сформировавшийся в 70-е годы XX века в среде латино-американских эмигрантов в США, а также одноименный парный танец. Сохранив свой латиноамериканский фундамент, сальса довольно быстро распространилась по миру и стала известна не только в США и Латинской Америке, но и в Австралии, некоторых странах Азии (Япония), Африки (Мали, Сенегал, ЮАР) и Европе. Быстрорастущую популярность сальсе обеспечил определенный баланс традиционного и нового. С одной стороны, она, несомненно, близка европейской музыке, благодаря своим глубоким связям с испанской культурой. Об этом свидетельствует ясный мелодико-гармонический язык, типичность музыкальных форм (период, двухчастная форма, ощущаемая в сальсе тональность), простые испаноязычные тексты, близкие современной эстраде. С другой стороны, существует нечто диковинное, притягательное в ее сюжетике, ритмике, манере импровизировать, особенностях исполнения. Что-то, что связано, несомненно, с ее подлинной латиноамериканской природой. В свою очередь, и сама латиноамериканская музыка многолика. Африканское и индейское, европейское и североамериканское в ней образуют причудливую связь. Причем африканский компонент в музыке региона, и, в частности, в сальсе, остается наименее исследованным. Трудности объясняются тем, что музыка Африки требует иных методов анализа. В ней иные смысловые акценты, иной способ организации материала, иная среда бытования, нежели в музыке европейской. Этим объясняется немногочисленность отечественных и зарубежных научных источников, посвященных музыкальным традициям Африки (отметим тем не менее русскоязычный научный сборник «Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки»).

Что же касается, собственно, сальсы, то наблюдается любопытная картина. В среде танцоров и музыкантов-практиков об африканских корнях сальсы говорится достаточно много. Однако теоретических трудов, посвящённых этому вопросу, практически не существует. Крупицы знаний об этом находим в исследованиях и статьях, анализирующих специфику иных латиноамериканских жанров (исследования Карлоса Веги, Альхельерса Леона, Фернандо Ортис, Алехо Карпентьер, Ирина Кряжева, Виталий Доценко) или работах, посвященных истории и анализу отдельных компонентов сальсы(Кристофер Уошберн, Вернон Боггс, Ларри Крук).Между тем африканское прослеживается в ней на самых разных уровнях музыкального языка. Оно пронизывает ритмику, слышится в вокальных импровизациях солиста и последующих коллективных ответах музыкантов, выражается в пластике и движениях танцоров, а также — в особой взаимосвязи всех этих музыкальных и немузыкальных компонентов жанра. Пожалуй, самым главной чертой, позволяющей провести параллели между сальсой и африканской музыкой, является ритм. Он играет в ней роль угольного камня, фундамента, на котором держится вся структура. Как и в африканской музыке, в сальсе стихия ритма влияет на словесную подачу и манеру пения, на музыкальную структуру и характер танца. Ее основной импульс идет от ритма clave (с исп. — «ключ»)

-2

Ритм clave служит в сальсе чем-то вроде метронома, постоянного пульса, сохраняющегося практически в неизменном видена протяжении всей музыкальной композиции. Своей синкопированностью, постоянным смещением акцентов он задает основной тон всем остальным инструментам ансамбля исполнителей. Вокруг него «собираются» ритмы самых различных перкуссионных инструментов, также имеющих свои паттерны. От clave проистекает и мерный ритм конгов (tumbao), и орнаментированные вариации бонго (martillo), и броские остинато тимбалес (cascara), и мерное рокотание гуиро, и легкий шелест маракас. Если рассмотреть партии перкуссий отдельно от прочих инструментов ансамбля, только в сочетании с голосом солиста и ансамблем певцов, то связь сальсы с африканской музыкой станет еще очевидней. Тем более что многие из перечисленных инструментов имеют предков и непосредственных предшественников именно в Африке. Это нигерийские священные барабаны «бата и бембе, дагомейские тум-бас и арара, конголезские юка имакута, позднее обретшие новую жизнь на земле Латинской Америки. Полиритмическое сочетание, двух дольность и тенденция к синкопированию, свойственные манере исполнения на этих инструментах, перешли и в сальсовую перкуссию. Но стихия ритма «увлекает» за собой не только перкуссии. Другие инструменты также подчиняются пульсу clave. В единую систему сальсовых паттернов входят и фортепиано с типичным рисунком guajeo, и бас (контрабас или бас-гитара), как бы «спорящий» с основным пульсом. И эта система паттернов образует тот фундамент, на котором в дальнейшем разворачиваются импровизации инструментов и певца. Свобода и импровизация — это еще одно важнейшее качество африканской музыки, в ходе музыкальной эволюции воспринятое музыкальной культурой Латинской Америки. Конечно же, нельзя проводить слишком явных параллелей. Но все же подобно тому, как музыка Африки рождалась в порыве сиюминутного вдохновения и передавалась из уст в уста, от музыканта к музыканту, так и сальса рождена для того, чтобы звучать в ситуации живого концерта, а, значит, диалога. Певец здесь непросто исполняет свои композиции, стоя на сцене лицом к лицу со слушателями, но и пытается ввести их в сотворчество, передать им свою энергию, которую они затем реализуют в танце. Так рождается особый тип певца — sonero — искусного мастера фразировки и импровизации, обладающего особыми качествами (или «afinque»): «ритмический контроль, солидарность (то есть чувство ансамбля), гибкость, музыкальность, виртуозность, компетентность, взаимодействие и особый вкус (sabor) исполнения».Все эти качества певец как нельзя лучше демонстрирует в особом разделе сальсовой формы, называемом montuno и построенном по принципу «вопроса-ответа». Импровизированным фразам солиста (pregón — c исп. «призыв») здесь каждый раз противопоставляются краткие «тезисные» реплики «хора» музыкантов (coro — с исп. «хор»). Этот раздел и является основным средоточием внутренней энергии сальсовой композиции. Здесь музыканты дают полный выход своим эмоциям. Певец как будто рассказывает историю, при этом комментируя ее, всячески оценивая происходящее и останавливаясь на отдельных деталях. Речь солиста расцвечивается спонтанными фразами («Sabroso!», «Azucar!»,«Que Rico!», «Ahí nama!», «AveMaria!»), темпераментными призывами петь и танцевать. Конечно, схожее значение импровизация имеет и во многих других латиноамериканских жанрах. Например, в одной из предшественниц сальсы — кубинской румбе. Румба — явление сиюминутное, передающееся «из уст в уста», в котором импровизация охватывает все уровни: песню, танец, игру на перкуссиях, — а присутствие африканских ингредиентов становится еще очевиднее.

-3

Сальса все же создается музыкантами в профессиональных студиях, обретает свой облик в процессе репетиций и вообще является популярным — и интернациональным жанром. В ней уравновешено вокальное и инструментальное, песенное и танцевальное начало. В ней импровизационность всегда упорядочена и уравновешена, вписана в рамки определенной структуры. Тем не менее «острота» африканских ингредиентов (ритм и импровизация) влияет на весь облик жанра, что прослеживается не только на музыкальном уровне, но и влияет на немузыкальные компоненты жанра. В текстах песен африканское начало выражается в особых словах, имеющих африканские корни или звучащих как африканизмы (bamba, aquanile, bambalina),в самой эмоциональной подаче слова. В танце африканское проявляется в особой пластике танцоров: расслабленных, спонтанных перемещениях бедер и корпуса, пружинящих движениях ног, элементах румбы или ритуальных танцев сантерии (особенно это характерно для стиля salsacasino).Таким образом, проанализировав некоторые компоненты, присущие сальсе (прежде всего ритм и импровизация), мы можем утверждать, что существуют несомненные связи между африканской музыкой и данным жанром. Разумеется, речь не идет о прямом заимствовании африканских традиций, а скорее о подспудно ощущаемом генетическом родстве, связанном с особой природой латиноамериканской культуры, в которой (еще раз подчеркнем) удивительным образом смешались африканские и индейские, европейские и североамериканские «ингредиенты». В сальсе, как и в культуре, ее породившей, эта взаимосвязь различных традиций ощущается вполне определенно.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Очерки музыкальной культу-ры народов Тропической Аф-рики: сб. статей / сост. и пер.Л. Голден. М.: Музыка, 1973.192 с.
  2. Конен В. Д. Пути американ-ской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1965. 524 с.
  3. Коровкин В. Корни блюза.Опыт исследования афроамериканского фольклора.
  4. Кряжева И. А. Афро-христианские культы Латинской Америки // Iberica Americans.Праздник в ибероамериканской культуре. М.: ИМЛИРАН, 2002. С. 247–259.
  5. Нитобург Э. Африканцы в странах Америки. Негритянский компонент в формировании наций Западного полушария. М.: Наука, 1987. 406 с.