Найти в Дзене
Святые места

Забытая старица: история Анны Петербургской (Лашкиной), о которой мало кто слышал в наше время

На территории Смоленского кладбища похоронена не только известная и горячо любимая христианами Святая Ксения Петербуржская, но и две другие блаженные старицы – блаженная Анна (Лашкина) и блаженная Ирина.

К сожалению, о блаженной Ирине, жившей в девятнадцатом столетии, нам мало что известно, но вот об Анне, о её земном пути и подвиге сохранилось гораздо больше сведений. И, надо заметить, отнюдь неспроста многие верующие люди считают Анну Ивановну настоящей преемницей Ксении Петербуржской…

Родилась девочка, по мнению историков, на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков в знатном роду Лукашёвых. Окончив институт благородных девиц, Анна многих в своём кругу поражала отменными знаниями, свободно изъясняясь как на французском, так и на немецком языке.

Юная подвижница, будучи современницей Александра Благословенного, Николая Первого, Филарета Московского и Александра Сергеевича Пушкина, пережила и вторжение Наполеоновских войск. Однако к подвижничеству девушку подтолкнуло именно личное горе, заключавшееся в неразделённой любовной привязанности.

После окончания института Анна познакомилась, а затем и без памяти влюбилась в некоего офицера, поначалу ответившего девушке взаимностью. Анна была уверена – вскоре они поженятся, и их семейная жизнь будет по-настоящему счастливой и благополучной…

-2

О том, что привязанность молодого человека была неискренней, Анна не могла и подумать – она была уверена в том, что её пылкое чувство взаимно, а потому-то и никаких мыслей о возможной измене или предательстве девушка не допускала. Однако же Небесный Отец рассудил иначе.

Жених Анны Ивановны внезапно изменил своё решение, и вскоре повёл под венец совершенно другую девушку. Это событие потрясло Анну до глубины души, и чувство горького разочарования отравило её беззаботную, радостную жизнь. Она разочаровалась и в себе, и во всех окружающих её людях, и даже в самом понимании «земного счастья».

«Раз уж настолько добрый и достойный человек отыскал во мне недостатки и разочаровался,»

- вероятнее всего, думала Анна,

«То как же, в таком случае, думают и воспринимают меня все остальные? Меня окружает озлобленность, хитрость, зависть и коварство… Но сама я разве не лжива, не озлобленна, не эгоистична, подобно всем другим?
Не помышляю ли я сейчас исключительно о собственном счастье? Много ли я сделала чего-то по-настоящему доброго и достойного? И возможно ли, в таком случае, вообще обрести счастье на земле?
Нет, это недостижимо – здесь слишком много злого и порочного. Достичь истинного счастья я смогу только в Царствии Небесном, где господствует правда, милосердие и доброта. Иными словами, подлинное счастье – это единение с самим источником этой доброты и правды – Господом.
И, вероятно, для достижения счастья я должна отринуть всё земное, всё греховное… Я должна искоренить в себе привязанность ко всему мирскому, постоянно бороться с искушениями и похотью. Я должна, в первую очередь, обнищать духом!».
-3

Для того, чтобы пережить горе и восстановить душевное равновесие, Анна уехала за город. Уже тогда её вера была глубокой и твёрдой. Пережитая боль помогла девушке глубже погрузиться в Православные истины, и, впоследствии, познать утешение, доступное всем истинно-верующим людям.

Вероятнее всего, в этот период времени Анна посетила многие монастырские обители, где было воссоздано исполненное благодати старчество.Тогда же один из Старцев, по мнению историков, и открыл ей глаза на истинную волю Отца Небесного. Вскоре девушка решила совершить подвиг во имя Спасителя, став юродивой.

Вернувшись в город в тысяча восемьсот двадцать третьем году, Анна стала скитаться по Петербургу в белом чепце, повязанном сверху ситцевым платочком. Одевалась она в грязные, ветхие лохмотья, а за плечами носила увесистый мешок.

Кроме того, блаженная всегда носила с собой палочку – подобными «посохами» нередко вооружались и многие другие юродивые. Чаще всего Анну Ивановну можно было встретить на Сенной площади или Мещанских улицах.

-4

В этот период весь Петербург, а в особенности – его высший свет, с головой погрузился в новомодное лжеучение - мистицизм. Последователи мистицизма проповедовали «новую религию» и «новую церковь», а также ратовали за объединение всех существующих вероисповеданий.

В это же время в столице много говорили и о тайном революционном заговоре. Но Блаженная Анна, стяжавшая благодать Божью, достигшая глубины Богопознания и олицетворявшая подвиг смиренности и терпеливости, собственными горячими молитвами оберегала Церковь, родной город и целое государство от погружения в ересь и кровавый революционный хаос.

Современники считали Анну Ивановну истинным образцом Православного подвижничества. Храбро и уверенно она обличала надменность грешных и злых людей – например, она предрекала, когда им суждено умереть. И, наоборот, доброму человеку она могла рассказать о том, как скоро у него состоится свадьба, родится ребёнок или произойдёт продвижение по службе.

Так, одному батюшке блаженная предсказала, что скоро он станет архиереем. Слова Анны Ивановны сбились, и тогда батюшка, желая поблагодарить её, предложил женщине поселиться в богадельне на Охте. Однако Анна Ивановна не захотела покидать Сенную площадь.

-5

Блаженная предсказала даже день собственной смерти, и, придя на Смоленское кладбище за месяц до окончания своего земного пути, выбрала подходящее место и постелила на землю небольшое покрывало. После этого она обратилась с просьбой к местному батюшке, и он отслужил по ней Панихиду.

Ровно через месяц, первого июля тысяча восемьсот пятьдесят третьего года, Анна Ивановна скончалась. О смерти блаженной вскоре узнал весь Петербург, и прощались со старицей вплоть до пятого июля. Похоронили Анну Ивановну на том самом месте, которое она выбрала, и почтить её память пришло около сорока тысяч христиан.

Статьи по теме: