Найти в Дзене
Борис Новицкий

Насколько ожесточенными могли быть сражения древних ариев, если бы они столкнулись с эрбинами?

Как в индусской, так и в авестийской литературе непременно звучит мотив жесточайших противостояний племен, ведущих происхождение от одного арийского предка. В той же Махабхарате, напрмер, рассказывается о противостоянии между авестийцами, приверженцами Ахуры Мазды и ариями, почитателями Индры с другой стороны.

Можно только предположить, насколько ожесточенными могли быть сражения, если бы арии, кому бы они не поклонялись, столкнулись с эрбинами. Впрочем, историки до сих пор разницы между этими двумя древнейшими родами не видят, иначе не объединяли бы их с такой легкостью в общие культуры.

Таким невозможным мнимым симбиозом, например, стала абашевская культура бронзового века. В исследованиях приходится в основном читать о продолжении ее культурами арийского круга или даже о ее родстве с ними. Археологически этот вопрос почти неразрешим….

На этот счет у генетиков вышла статья по теме миграций на Русской равнине в бронзовом веке. Ее авторов, которые рассматривали захоронение в Пепкинском могильнике, озадачило то, что в составе абашевской культуры присутствуют две составляющие – гаплогруппы R1a (Z93>Z94) и R1b (Z2103).

Что не помешало им прийти к парадоксальному выводу, что это ямники «внесли значительный вклад» в происхождение культуры шнуровой керамики. Цитирую:

"Исследования ДНК показали, что люди, связанные с древнеямной культурно-исторической общностью, распространились за пределы степного региона Восточно-Европейской равнины и внесли значительный вклад в происхождение европейских популяций, в том числе и в происхождение представителей культуры шнуровой керамики, до 75%, примерно, с 2900 по 2800 гг. до н.э. Этот процесс связывают с распространением индоевропейских языков и значительным изменением культурного и генетического ландшафта Европы"[1].

Причем, «миграция популяций ямной, по оценкам, проходила в два раза быстрее, чем миграция анатолийских земледельцев в Европу, за несколько тысяч лет до этого».

Откуда исследователи черпали такую информацию, естественно, не сообщается. В этом исследовании авторы также пришли к выводу о «зарождении носителей фатьяновской культуры благодаря миграции смешанного населения, потомков носителей ямной культуры и европейских ранних земледельцев».

Конечно, исследователям невдомек, что речь идет о разных гаплогруппах, которые одна из другой не происходят. И без обиняков выводят культуру шнуровой керамики (носители которой R1a), из ямной (R1b). Причем, видимо, с вероятностью в 75%. Все в полном соответствии с предписанной заранее историками процедурой распространения людей древнеямной кульутры и индоевропейских языков из степей Восточной Европы на запад.

Причем, «миграция популяций ямной, по оценкам, проходила в два раза быстрее, чем миграция анатолийских земледельцев в Европу, за несколько тысяч лет до этого». Откуда исследователи черпали такую информацию, естественно, не сообщается.

Вся коллизия здесь в том, что носители гаплогруппы R1a (Z93>Z94) – это исторические арии, идущие на восток из фатьяновской археологической культуры (4900-4000 лет назад), носители же R1b (Z2103) – эрбины, типичные потомки носителей ямной культуры (5600-4300 лет назад).

Попгенетики, впрочем, не ведают, что в ямной культуре не просто R1b, а в основном субклад R1b-Z2103, и его в Европе почти нет. Там почти все носители R1b – потомки снипов R1b-P312 и R1b-U106, которых в ямной культуре нет.

Носители же R1b-Z2103 шли не в Европу, а на юг, через Кавказ, в Анатолию, на Ближний Восток, в страны Персидского залива. И факты упрямая вещь: сегодня четверть армян – носители R1b-Z2103. Большая часть турок – также носители R1b-Z2103. Значительное число потомков ямников и на Ближнем Востоке. В Армении 25-30% мужчин имеют эту гаплогруппу, R1b-Z2103, в Турции – 15-17% (по разным выборкам).

А вот в своем движении с территории фатьяновской культуры на восток в принципе достаточно воинственные арии (R1a-Z645-Z93) просто обязаны были столкнуться со стоящими на их пути потомками ямной культуры. Что должно было закончиться противостоянием. Даже если это имело вид некой стычки.

К тому же, у фатьяновцев еще могла сохраниться память о жестоком противостоянии, которые были у них с эрбинами в Европе. Скорее всего, именно вторжение 4800 лет назад поздних ветвей эрбинов (R1b-P312 и R1b- U106) со стороны Пиренейского полуострова в Европу вынудило носителей R1a-Z645 культуры шнуровой керамики мигрировать на Русскую равнину с образованием там фатьяновской кульутры.

Так или иначе, умения говорить загадками попгенетикам не занимать. Искусство напустить тумана они довели до совершенства. Так проще – ни к чему не обязывающая витиеватость слога, не требующая конкретных фактов, каких-то физических параметров. Вот, например:

"Стоит отметить, что обратная миграция в степь людей с уже смешанными линиями западных степных скотоводов и ранних европейских земледельцев, как у представителей шнуровой керамики, привела к образованию степного компонента среднего и позднего бронзового века!.

Что это за "смешанные линии западных степных скотоводов или ранних европейских земледельцев"? В чем они измерены, где прочерчены, как определяются? Что это за "степной компонент", который

" последствии обнаружен у людей на трёх участках Бактрийско-Маргианского археологического комплекса возрастом от 2100 до 1700 г. до н. э., а позже эта родословная из Центральной Азии, попала и в Южную, возможно, совместно с распространением индоиранских языков".

Зная, что они имеют в виду на самом деле, хочется предложить им, наконец отказаться от деланного жеманства и сказать это прямо:

«Да! Из культуры шнуровой керамики выделилась фатьяновская культура. Одна из ветвей этой культуры, скотоводов, носителей субклада R1a-Z645-Z93-Z2123, мигрировала на восток через степи».

Видимо, этот субклад они и подразумевают под именем «степной компонент». Так или иначе, субклад R-Z2123 носителей именно языка ариев из Центральной Азии, попал и в Южную Азию. Попутно образцы указанного субклада обнаруживаются в срубной полтавкинской, синташтинской, андроновской археологических культурах.

Что касается фактологии исследования, то были проанализированы образцы 25 человек, относящихся к фатьяновской культуре. Результаты исследований[2] показаны в таблице 1.

Таблица 1
Таблица 1

Возможно, большинство показанных в таблице 1 результатов – недотипированы. С другой стороны, время жизни общих предков гаплогруппы R1a-Z645-Z93 – 4500 лет назад. Это вполне согласуется со временем существования фатьяновской культуры.

Также впервые обнародованы результаты палеогенетического анализа 14 человек из абашевской культуры таблица 2.

Таблица 2
Таблица 2

Это результаты впервые проведенного палеогенетического анализа, относящихся к абашевской культуре образцов. Наиболее характерными в составе этой кульутры являются образец из Старше-Никитинского могильника в Рязанской области и три образца R1b-Z2103. Время жизни общего предка 5400 лет назад.

В принципе, ясно, что и эти образцы не дотипированы. В противном случае, ни о каком сражении между фатьяновцами и абашевцами говорить не пришлось бы. Они бы разошлись во времени как минимум на 900 лет.

Но сражение, судя по всему, было. В 1960 голу археологом А.Х. Халиковым у современной деревни Пепкино в Марий Эл в одиночном кургане абашевской культуры, датированного 4,2-4 тысячи лет назад было обнаружено три погребения: два одиночных и одно коллективное

Очень характерным для оценки принадлежности оказалось положение захороненных 27 мужских костяков – все лежали на спине с приподнятыми в коленях ногами. Кроме того, важно отметить, что "все погребенные имели следы смертельных ран. Археолог предположил, что в Пепкинском кургане были захоронены воины, погибшие от внезапного нападения носителей балановской кульутры. По косвенным признакам (положение костяков на спине) захороненные абашевцы являлись эрбинами, которые противостояли носителям балановской культуры и погибли от их рук. Возможно, в Среднем Поволжье, видимо, состоялось не одно сражение абашевцев с балановцами.

О принадлежности балановцев к племенам арийской группы фатьяновской культуры можно судить по их могильнику у деревни Баланово в Чувашии. Датировка его ~4500 лет назад. Там было вскрыто 76 могил со 119 погребениями. По данным БРЭ, в захоронении мужчины были погребены в скорченной позе на правом боку, женщины – на левом. Что является характерным маркером носителей гаплогруппы R1a. То есть там были захоронены носители субклада Y-хромосомной R1a-Z93 и последующих субкладов.

ДНК-генеалогия полагает, что носители R1b, мигрируя из Южной Сибири на запад, шли по северной дуге через Северный Казахстан вплоть до волжских степей. И в период с 8-го до 4-е тысячелетие назад расселились по Русской равнине с образованием на ней ряда соответствующих археологических культур – хвалынской, ямной, абашевской. И до прихода сюда с запада ариев, носителей гаплогруппы R1a, эрбины могли чувствовать себя здесь полноправными хозяевами.

Но приход с запада на эти территории фатьяновцев (балановцев) побуждал абашевцев к вынужденному тесному контактированием с ними. Не исключены, поэтому, ситуации, когда отмечалось, что и в абашевском захоронении «встречаются скорченные на левом и правом боку» положения костяков.

Но речи о движении абашевцев на запад и привнесении ими ИЕ языка не может быть вовсе. Поскольку ИЕ язык уже был широко распространен в лоне не только фатьяновской кульутры, но и культуры шнуровой керамики, о чем уже сказано выше.

А возможно был распространен и еще в более древних культурах Балканского полуострова Винча и Лепенского Вира [Boric, Dimitrijevic 2007: 53-72]. Косвенно на это указывают захоронения костяков в скорченном положении на боку, что отмечено исследователями этих культур. Что может свидетельствовать об арийских предках, обитавших в этих культурах.

Впрочем, чуть позже, о чем в предыдущей статье отмечалось, попгенетики стали понимать, что и ямники в Европу не шли.

По времени же абашевская культура почти совпадает с фатьяновской культурой (4300-3500 лет назад). Поэтому заимствования и культурный взаимообмен фатьяновцев с абашевцами вполне был возможен. Но уровень взаимодействия мог иметь определенные черты враждебного противостояния. И вопрос о противостоянии эрбинов и ариев на Русской равнине получает явственный ответ в конкретном противостоянии именно ариев (балановцев) и эрбинов (абашевцев).

[1] Археология, история, генетика. «Генетическая история населения запада России при переходе от каменного века к бронзовому»

[2] Археология, история, генетика .«ДНК носителей фатьяновской и абашевской культур. Миграции на Русской равнине в бронзовом веке»

Подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки!

С уважением, Борис Новицкий