Найти тему

День памяти жертв политических репрессий России.

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Эта дата выбрана президентом РФ в качестве Дня жертв репрессий не случайно. В этот день в 1974 г. в Мордовии в поселке Озерном политзаключенные объявили голодовку в знак протеста против репрессий. В этот день в 1972 г. в мордовском лагере умер Юрий Галансков. Он приобрел известность в 19591960 гг., как один из лидеров неофициальных собраний у памятника Маяковскому в Москве, где он выступал с чтением своих стихов.

День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 г. Он был утвержден по Указу Президента Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 г. Этот указ президента ознаменовал разрыв нового государства с советским репрессивным режимом. Президентом России, Правительством РФ были приняты и выполняются Постановления, направленные на поддержку жертв репрессий, созданы специальные комиссии по делам реабилитированных.

Этот день должен быть днем всеобщего траура, потому что страна пережила национальную трагедию, отголоски которой ощутимы до сих пор. В мирное время люди лишались жизни или изымались из нее на длительный срок. Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких - отцов, матерей, жен, детей. Пострадало все общество многонациональной страны. Людские потери понесли целые сословия - дворяне, казаки, священнослужители, крестьяне, интеллигенция, рабочие. И началась эта трагедия не в 1937 году, на который пришелся пик Большого террора, а сразу после октября 1917 года. Первыми жертвами новой власти стали священнослужители: 1918 год был отмечен расстрелом 3000 священнослужителей.

Чердынский край стал одной из территории спецпоселений и исправительных трудовых лагерей. В 1924 г. произошло административное разделение Чердынского уезда. Из его состава был выделен Ныробский район и образован Чердынский. В январе 1941 г. из состава Чердынского района был выделен Красновишерский район. В каждом районе сложилась своя инфраструктура с комендатурами. Комендатура в Чердыни начала свою деятельность еще в начале 1920-х гг., когда в городе появились первые политические ссыльные: ученые, служащие из государственных учреждений, рабочие. Комендатуры с 1931 г. находились в ведении ОГПУ, с 1934 г. – НКВД, с 1946 г. – МВД СССР. С начала массовых репрессий в начале 1934 гг. к Чердынской комендатуре было приписано 9 трудпоселков. В этих населенных пунктах, состоящих исключительно из спецпереселенцев, проживало 2164 семей. На апрель 1932 г. в Ныробском районе спецпереселенцы составляли 156% по отношению к численности коренного населения, в Чердынском – 52%.

Поселок Ныроб, фотокопия 1955 года.
Поселок Ныроб, фотокопия 1955 года.

Самые тяжелые испытания выпали на переселенцев 1930-го – первой половины 1931 г., поскольку местные советские и хозяйственные органы, в чье ведение они поступали, не имели возможности обеспечить даже минимальные условия их существования. Нормы снабжения уральских спецпоселенцев устанавливались на низком уровне. Осенью 1930 г. одному человеку полагалось 200 г муки в сутки, 100 г капусты, 195 г картофеля. Но даже эти нормы в реальности не обеспечивались.

Прибыв к месту назначения почти без ничего, спецпереселенцы должны были сами строить для себя жилье. При этом материалы и инструменты могли отсутствовать, а защиты от мороза или дождей искать было негде. Питание скудное, медицинское обслуживание практически отсутствовало. По этим причинам переселенцы умирали или серьезно заболевали. Особенно высокой была детская смертность. Более или менее сносные условия труда и быта для спецпоселенцев создаются только после передачи спецпоселений в ведение ОГПУ в июле 1931 г.

Планомерное обустройство началось и для «кулацкой ссылки». Создавались спецпосёлки на 80 -150 семей, управляли ими коменданты. На берегах Камы, Вишеры, Кельтмы, Колвы, Березовой поднялись десятки таких поселков. В начале 1930-х гг. в Чердынском районе образовались поселки спецпереселенцев и раскулаченных: Лобаниха, Лесоруб, Новина, Кедровка, Керчевский, Рябинино.

Фотография сюжетно-видовая. Трактор-амфибия на Рябинонском сплавном рейде1 из 3
Фотография сюжетно-видовая. Трактор-амфибия на Рябинонском сплавном рейде1 из 3
«В Чердынском районе на 1 апреля 1933 г. проживало 4733 семьи с общим количеством 18740 человек. Из продуктов питания они получали только один хлеб и иногда селедку. «Спецкадры» теряли физические силы и не способны были выходить на работу. Спецпереселенцы утром выходили на работу, а вечером их уже привозили на подводах, так как они не в состоянии были дойти до поселка. К этому добавлялись разные заболевания. Ежедневно умирало по 5 человек. Всего по району за март умерло 202 человека. Как следствие этого особенно усилились побеги. Всего по району за март сбежало 367 человек» (из докладной записки Чердынского районного отдела ОГПУ).

Спецпереселенцы были лишены избирательного права, свободного перемещения вне пределов спецпоселений, не имели паспортов и удостоверений личности.

В 1937 г. на территории Чердынского района функционировало 30 спецпоселений репрессированных разного типа. Это были рейды – Рябининский, Керчевский, Редикорский, в поселке Лобаниха, лесоучастки и трудпоселки. В 1950 г. было уже 46 спецпоселений. Сведения о них приводит газета «Северная коммуна» в связи с выборами в Верховный Совет. Газета печатала избирательные участки, в состав которых входили населенные пункты, в том числе и спецпоселки. В выборах участвовали только работники НКВД, которые охраняли спецконтингент.

-3

С 1934 г. началось восстановление в правах бывших кулаков. Отличившиеся в труде и лояльном поведении получали право голоса, однако из мест поселения они выехать не могли. Конституция СССР 1936 г. формально уравняла бывших кулаков в гражданских правах с остальными гражданами. Однако трудпоселенцы продолжали в большинстве оставаться в местах ссылки. Население трудпоселков было освобождено и восстановлено в гражданских правах постановлением Совета Министров СССР только 13 августа 1954 г. В середине 1960-х годов эта работа была свернута. Процесс реабилитации был возобновлён в 1988-89 гг. по инициативе М. С. Горбачёва.

18 октября 1991 г. вступил в силу Закон РСФСР № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и одновременно установлен «День памяти жертв политических репрессий» - 30 октября.

В 1992-2010 гг. было реабилитировано: 800-805 тысяч человек органами прокуратуры, в том числе органами военной прокуратуры; около 280 тысяч детей жертв репрессий - органами прокуратуры дети были признаны жертвами политических репрессий; более 2 миллионов 940 тысяч человек органами МВД реабилитировано по административным репрессиям.

«Сегодня реабилитация по делам органов госбезопасности («по индивидуальным обвинениям») считается в России практически завершенной. Многие с этим утверждением не согласны. В частности, по мнению «Мемориала», должны быть заново пересмотрены многие дела, по которым получены отказы в реабилитации – особенно это касается времен Гражданской и Великой Отечественной войн. Должна быть продолжена реабилитация репрессированных в административном порядке – она пока что очень далека от завершения» (из статьи Елены Жемковой и Арсения Рогинского «Между сочувствием и равнодушием - реабилитация жертв советских репрессий»)

Статья подготовлена заместителем по научной работе Еленой Павловной Куртенок.