Что мы знаем об Айвазовском? Этот невероятный художник - безграничен как живописец, человек и гражданин свой страны, которую он очень любил.
Недавно я увидел одну его необычную картину. На ней изображена русская тройка лошадей, мчащаяся навстречу нам, изумленным зрителям сквозь туманную дымку поднявшейся дорожной пыли. Конечно, Айвазовский писал не только море. Не в этом необычность этой картины. Над этой тройкой лошадей развивается ... американский флаг! Эта картина заставила меня изучить историю ее создания и получилась это невероятная, трогательная и одновременно трагическая история. Итак...
Шел 1891 год. Юг и Поволжье России охватил сильный голод. Неурожай? Не только. Дело еще и в том, что наша страна, чтобы пополнить свою казну, ежегодно отправляла за границу много зерна. И это на фоне неурожая. В этот первый голодный год вывезли 3,5 миллионов тонн зерна. На следующий год к голоду добавились еще и эпидемии. На фоне этого власти по распоряжению императора продали в Европу зерна почти в два раза больше. Тогда почти 6,6 миллионов тонн хлеба были вывезены из страны.
При этом государь-император Александр третий всячески отрицал сам факт голода в России. Тогда он говорил, что у него в стране нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая. Да, в России часто приходилось голодать не из-за нехватки хлеба, а от того, что ее власть имущие ради собственной наживы, ободрав народ до нитки, решали только свои финансовые интересы... Ничего не меняется?
Сам великий Лев Толстой писал многочисленные открытые письма о голоде в различные издания в России, но ни одно из не было опубликовано в стране. Он писал:
«...люди и скот действительно умирают. Но они не корчатся на площадях в трагических судорогах, а тихо, со слабым стоном болеют и умирают по избам и дворам... На наших глазах происходит не перестающий процесс обеднения богатых, обнищание бедных и уничтожение нищих... В нравственном же отношении происходит упадок духа и развитие всех худших свойств человека: воровство, злоба, зависть, попрошайничество и раздражение, поддерживаемое в особенности мерами, запрещающими переселение... Здоровые слабеют, слабые, особенно старики, дети преждевременно в нужде мучительно умирают...»
Но сочувствие пришло из далекой Америки. И это, конечно, было не руководство страны, а обычные люди, до которых дошли известия о голоде в России. Американцы еще помнили, как во время Гражданской войны между Севером и Югом в 1862–63 годах Российский флот оказал неоценимую помощь их стране. Тогда далекая Россия прислала к берегам Америки две военные эскадры.
В Америке начался сбор средств для помощи России. И организовали его простые американцы. Правительство всячески этому препятствовало, но запретить сбор помощи не смогло. Во главе этой кампании встал Уильям Эдгар, редактор крупного еженедельного издания. Обычные люди правильно понимали сложную ситуацию. Власть – это власть, а народ – это народ и что ему нужна помощь.
Уильям Эдгар делал публикации о сборе средств, он разослал пять тысяч писем, обращенных к издателям, богатым людям Америки, торговцам зерном с просьбой пожертвовать деньги или зерно для далекой России.
В течение несколько месяцев в порты Америки свозилась гуманитарная помощь и первых два суда отправились в Россию. Это были корабли Индиана и Миссури. В порты Любавы и Риги прибыл и организатор этой акции – Уильям Эдгар. Многое его удивило в России. Это было и несправедливое распределение присланной помощи, и наглое воровство присланного зерна прямо в портах.
Будущий император России Николай II нашел в себе силы оценить эту помощь и написал тогда об этом: «Мы все глубоко тронуты тем, что к нам из Америки приходят корабли, полные продовольствия».
Иван Константинович Айвазовский лично оказался свидетелем встречи этих кораблей. Это был большой праздник. Играл оркестр. Люди в порту, забитом до отказа, аплодировали. Вагоны для продовольствия были украшены флагами двух стран. Эта огромная волна народной благодарности, признания и надежды невероятно сильно подействовала на художника. Он очень быстро написал сразу два полотна. «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия».
На последней и появилась эта тройка с американским флагом, множество людей в простой одежде и крестьянские дома, украшенные флагами в поднявшимся в воздух облаком пыли...
Эти картины Айвазовского по неофициальному велению императора в России не выставлялись. Императора крайне раздражало переданное им на этих художественных полотнах настроение народа. Такой энтузиазм следовало обращать в сторону его, государева престола, а не каких-то заморских "спасителей", хотя он был большим поклонником таланта Айвазовского.
В конце 1892 года Айвазовский поехал в Америку и взял с собой и запрещенные картины. Нью-Йорке состоялась его персональная выставка, где он представил 24 работы, из которых 14 он привез лично, а остальные направлены Академией художеств. Еще выставки работ Айвазовского прошли в Сан-Франциско, Вашингтоне, Чикаго.
Художник подарил две картины «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия» вашингтонской галерее Коркорана. К ним прилагалось пояснительное письмо Айвазовского:
«...Я лично желаю поднести Коркоранскому музею искусств, в национальной столице Соединенных Штатов Америки, две моих картины, стремясь этим путем выразить сердечную благодарность народа моей родины за щедрую и быструю помощь, оказанную Правительством Соединенных Штатов во время минувшего года в России...»
С 1961 по 1964 годы Жаклин Кеннеди, арендовав картины у музея, вывесила их в Белом доме, в комнате Рузвельта. В то время это был зал в Белом Доме, где проводились пресс-конференции и встречи с иностранными дипломатами. Это было время потепления отношений двух стран.
В 1979 году их выкупил из музея частный коллекционер из Пенсильвании и они исчезли из общественного поля зрения. Затем в 2008 году оба эти полотна были представлены на аукционе Сотбис, где их приобрел за 2,4 миллиона долларов неизвестный покупатель. Он подарил их галерее искусств Коркорана в Вашингтоне, здание которой было построено во время Гражданской войны в США. Эти картины представлены зрителю сегодня в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, являясь живописными свидетельствами былой дружбы двух народов, запечатленными великим Айвазовским.