Найти тему
Дизайн с Алексом Маком

Русский дух и французский шарм в картинах художника Жюль Бастьен-Лепажа.

Я очень давно хотел написать статью, посвящённую этому художнику. Всё дело в одной его картине. Это "Деревенская любовь". Эту картину каждый из нас видел в детстве, но имя художника, который ее написал, было нам не очень известно.

Деревенская любовь
Деревенская любовь

Эта картина меня в своём время очень впечатлила своей искренностью, простотой и какой-то недосказанностью. Уж очень я переживал за судьбу героев этой картины.

Эта картина сегодня является настоящей жемчужиной коллекции Третьяковской галереи. За право покупки «Деревенской любви» на посмертной выставке работ Бастьена-Лепажа Музей в Люксенбургском саду спорил с С.М. Третьяковым. В результате картина отправилась в Россию и стала настоящей гордостью коллекции мецената. Каждое воскресенье тогда еще малоизвестный Валентин Серов приходил к Павлу Третьякову смотреть на картину «Деревенская любовь». А Нестеров говорил, что Бастьен-Лепаж – истинно русский художник, и «выше этой похвалы у меня и нет для него!». Огромная популярность Бастьен-Лепажа в русской среде, несколько удивительная для его соотечественников, объяснялась тем, что его путь оказался ответом на искания русских живописцев.
Жанна Д.Арк
Жанна Д.Арк

Он очень любил родные места. Это видно и по его картинам. Именно в них заложена вся теплота, все самые искренние чувства художника. Лучшими его картинами считаются написанные в родной деревне Данвиллер. Эти картины очень трогательные. Чаще всего это либо деревенские жители, либо сельские виды. Именно в этих работах Бастьен-Лепаж сумел в полной мере проявить свой талант и в точности не только передавал всю красоту этой природу, но и свои чувства.

Октябрь. Сбор картофеля, 1878 год.
Октябрь. Сбор картофеля, 1878 год.
Октябрь. Сбор картофеля, 1878 год. Фрагмент.
Октябрь. Сбор картофеля, 1878 год. Фрагмент.

Жюль Бастьен-Лепаж родился в 1848 году в небогатой крестьянской семье в провинциальном французском городке Данвиллер, регион Лотарингия. С самого детства его увлекало рисование. Его отец тоже был художником, но не очень известным. Поэтому основной доход небогатой семье приносило земледелие.

Родители Жюль Бастьен-Лепажа
Родители Жюль Бастьен-Лепажа

Доходы были небольшие, и юному Жюлю, который решил стать художником, пришлось прокладывать себе дорогу в искусство самому. И судьба совсем не планировала на этом пути ему делать какие-то поблажки. Путь к славе был невероятно сложным.

Автопортреты художника. Автопортрет справа углем сделан незадолго до смерти художника
Автопортреты художника. Автопортрет справа углем сделан незадолго до смерти художника
Бедная крестьянская девочка.
Бедная крестьянская девочка.

Собрав все свои небольшие накопления он отправился в Париж. К своему удивлению он смог поступить в Школу изящных искусств, его учителем стал Александр Кабанель. Он участвовал во всех возможных конкурсах, грантах. Деваться было не куда - требовалось оплачивать учебу. Обучение пришлось прервать - началась франко-прусская война. Среди студентов, призванных на военную службу, оказался и юный Жюль Бастьен-Лепаж. В 1870 году он получил ранение на службе и вернулся в родную Лотарингию.

Бездельник, 1882
Бездельник, 1882

Он закончил образование и стал много писать - денег для жизни катастрофически не хватало. Через четыре года ему удалось привлечь внимание публики и критиков работой «Весенняя песня». Один из самых лучших способов совершенствование своего мастерства были зарубежные стажировки. Он очень мечтал о Римской премии. Ее размеры позволяли относительно безбедно жить и работать в самом Риме. На конкурс художник представил картину «Благовещение пастухам», которая заняла второе место. Премия ушла от него почти из рук. Но Бастьен-Лепаж не стал расстраиваться и отправился в Англию. Здесь художник провел три года. Самая известная его работа того периода - картина "Чистильщик обуви в Лондоне". 

Лондонский чистильщик обуви
Лондонский чистильщик обуви

В 1877 году в Париже художник показал публике картину "Сенокос". Никакого пафоса, праздника урожая, красивых и ярких снопов пшеницы и других признаков идеальной сельской жизни. Мы видим молодую девушку и мужчину, лежащего, надвинув на лицо шляпу. У обоих на лице ни следов этого "праздника урожая". Только выражение сильной усталости. Девушка только и смогла присесть, вытянув ноги и невидящими глазами смотрит вдаль. Мужчина просто уснул. Нет наигранности, яркого солнца, возвышенности, улыбок и смеха. Это обыкновенный рабочий день, один из тысячи дней тяжелого крестьянского труда..., где крестьяне ежедневно выполняют рутинные обязанности.

Сенокос. 1877 год.
Сенокос. 1877 год.

Очень необычна цветовая гамма полотна - нет яркой зеленой травы, голубого безоблачного неба, красоты природного края. Даже кажется, что эта невыносимая духота - признак надвигающейся грозы.

Публика и критики были в восторге от этой работы. Многие увидели в этом крестьянском труде завораживающее действие благодаря таланту художника. Цветовая гамма полотен, невероятно тонко прописанные травы и цветы, эта плодородная земля, требующая сколько труда, полупрозрачная, с легкой сероватой дымкой воздушная атмосфера и трогательные герои картин стали отличительными особенностями творений художника. Художник с помощью картин как будто переносит нас в пространстве и во времени в эти родные для него места....

Сборщик хвороста, 1881 год
Сборщик хвороста, 1881 год
Сборщик хвороста, 1881 год. Фрагмент
Сборщик хвороста, 1881 год. Фрагмент

Потом было путешествие и работа в Алжире, но в итоге он вернулся к той живописи, которая и прославила художника. При этом он впитал художественные открытия всей своей эпохи. Его поздний реализм характеризуется осветленной палитрой, свободной манерой письма, пастозными мазками. Но тогда в моду уже вошел импрессионизм, который быстро захватил умы ценителей искусства. Реализм уже не был так востребован, но Бастьен-Лепаж продолжал творить в своем стиле.

Сбор урожая, 1888 год.
Сбор урожая, 1888 год.

Художник умер в 36 лет. После его смерти известный французский скульптор Огюст Роден художника создал памятник Бастьену-Лепажу. Некоторые художники, его ученики, продолжили натуралистическую живопись, продолжая дело знаменитого художника, несмотря на всеобщий интерес к импрессионисткой живописи. Но так трогательно, с любовью, как показал нам скромную красоту французской деревни, ее жителей и пейзажей как Жюль Бастьен-Лепажа не смог никто из художников. Даже сегодня...

  Памятник Бастьену-Лепажу. Скульптор Огюст Роден.
Памятник Бастьену-Лепажу. Скульптор Огюст Роден.

Я рад, что Вы познакомились с творчеством этого художника и, надеюсь, получили удовольствие от просмотра этих картин. Настало время прощаться с Вами, дорогие читатели. Но нас ждет еще очень много интересных встреч и открытий. До новых встреч, Ваш Алекс.