В статье отражены интересные события из биографии генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова. Использованы материалы донесений и переписки фельдмаршала, а также сочинений А.И. Михайловского-Данилевского, Д.Н. Бантыш-Каменского, воспоминаний гр. Ланжерона, С.Н. Глинки, Н.П. Шишкова и пр. Схемы взяты из труда Е.А. Разина "История военного искусства". Материалов имеется много, о М.И. Кутузове можно опубликовать ряд статей. Все зависит от читателей, насколько интересна эта тема.
Михаил Илларионович Кутузов, в будущем генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский, родился 5 сентября 1745 г. По оспариваемым современными историками преданиям, по отцовской линии предком имел знаменитого Гаврилу Олексича, сподвижника Александра Невского, а по материнской линии – приходился дальним родственником князя Пожарского, героя Смутного времени.
Образование он получил в Дворянской Артиллерийской школе, по окончании которой в 1759 г. был оставлен при школе и в течение года преподавал математику.
После начала военной службы, в 1770 г. он получил назначение в армию П.А. Румянцева и участвовал в знаменитых сражениях с турками – при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В этих сражениях за храбрость, деятельность и отличия на поле боя был произведен в майоры.
Соединяя в своем характере деятельность по службе и веселый нрав, М.И.Кутузов обладал талантом подражания. Быть объектом для подражания не избежал и Главнокомандующий, о чем тому донесли, за что молодой майор был переведен во второстепенную действующую армию под предводительством кн. В.М.Долгорукова. Считают, что именно после этого случая в характере М.И.Кутузова развилась исключительная скрытность.
По свидетельствам, М.И. Кутузов в совершенстве владел французским и немецким языками, также знал английский, польский и турецкий языки.
Будучи директором Кадетского корпуса, М.И. Кутузов не только руководил вверенным ему заведением, а и преподавал тактику и военную историю, а также занимался с кадетами словесностью. Особенно отличившихся кадетов директор приглашал к себе для беседы.
М.И.Кутузов был ранен в голову трижды. Первую рану он получил в 1774 г. при овладении Перекопом, когда со знаменем в руках повел за собой солдат в атаку и при занятии вражеских укреплений был ранен в левый висок пулей, которая вышла близ правого глаза. За свои подвиги он был награжден Императрицей орденом Св. Георгия 4-го класса и оплатой издержек на поездку за границу для излечения. За границей он занимался не столько лечением, сколько пополнением знаний. Встречался с Фридрихом Великим, знаменитым фельдмаршалом Лаудоном, посещал медицинский факультет. Второй раз М.И.Кутузов был ранен под Очаковом в 1788 г.
Пуля вошла в щеку и вылетела через затылок. В этот раз он оправился быстрее и уже в следующем году участвовал в боевых действиях, а в 1790 – во взятии Измаила под командованием великого Суворова. В третий раз рана в голову была получена при печально известном сражении под Аустерлицем в 1805 г. Пуля прошла в щеку навылет. В то самое время, когда Император Александр отделался слезами и соплями в тылу, М.И. Кутузов под пулями, в крови, общей суматохе отступления, отдавал команды, которым плохо внимали. Император послал к нему лейб-медика Виллие. «Поблагодари Государя и доложи, что моя рана неопасна, но смертельная рана вот где», - сказал Кутузов, указывая в сторону наступавшего неприятеля.
Современники свидетельствуют, что после поражения под Аустерлицем полководческая репутация М.И. Кутузова только укрепилась, поскольку все знали, что он был против сражения, которое видел необходимым в данный момент только для Наполеона. Император не простил полководцу этого поражения, поскольку считал, что тот должен был быть настойчивее и отговорить его. Следует заметить, что и кн. П.И. Багратион, получив поутру диспозицию на сражение и бегло просмотрев ее, сказал: «Мы проиграем сражение».
М.И.Кутузов всегда ставил в преимущественное значение своевременную организацию резервов и снабжения, разведки для победы в войне, нежели достижение кратковременных, может быть и блестящих, успехов. В 1811 г., во время войны с Турцией, после победы при Рущуке, русский полководец, вместо того, чтобы организовать преследование разбежавшейся турецкой армии для ее полного уничтожения, приказывает отступить за Дунай и уничтожить укрепления Рущука.
Турки, с удивлением обнаружив то, что их никто не преследует, вообразили, что нанесли неприемлемые потери русской армии и раструбили на весь мир о своей победе. Даже Наполеон прислал поздравительное письмо великому визирю. Турки вновь разбили лагерь на реке и заняли Рущук, затем переправились на другой берег, в чем им не препятствовали.
Через полтора месяца, в сентябре, русский отряд переправился через Дунай, штурмом взял турецкий лагерь, захватил всю артиллерию и открыл огонь по турецкой армии на другом берегу. Турецкая армия оказалась в окружении. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы в дипломатическом мире.
Двор и генералитет упрекали и поносили М.И.Кутузова в том, что он не уничтожил окруженную турецкую армию. Мало того, русскими было организовано возмездное снабжение съестными припасами помиравших от голода и болезней турок, запрещением принятия охранных мер на реке М.И.Кутузов дал возможность великому визирю Ахмету бежать из окруженной армии в Рущук. Когда полководца предупредили о том, что великий визирь может бежать, М.И.Кутузов ответил: «Я бы очень этого желал, так как у меня будет с кем вести переговоры о мире, которого я так хочу». Следует отметить, что великий визирь и М.И.Кутузов лично знали друг друга еще со времен выполнения М.И.Кутузовым дипломатической миссии в Константинополе по приказу Екатерины Великой, и питали друг к другу взаимное уважение.
Итогом всех этих манипуляций были безоговорочная победа в войне с турками, полное сохранение дунайской армии для будущей борьбы с Наполеоном, и что самое главное, заключение так нужного России Бухарестского мира, предотвратившего войну на два фронта, учитывая назревавшее нашествия «двунадесяти языков», что могло бы быть губительным для Отечества.
Другие ссылки на статьи по теме: