Найти тему

Генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Краткие заметки о полководце и дипломате - I часть

В статье отражены интересные события из биографии генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова. Использованы материалы донесений и переписки фельдмаршала, а также сочинений А.И. Михайловского-Данилевского, Д.Н. Бантыш-Каменского, воспоминаний гр. Ланжерона, С.Н. Глинки, Н.П. Шишкова и пр. Схемы взяты из труда Е.А. Разина "История военного искусства". Материалов имеется много, о М.И. Кутузове можно опубликовать ряд статей. Все зависит от читателей, насколько интересна эта тема.

Михаил Илларионович Кутузов, в будущем генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский, родился 5 сентября 1745 г. По оспариваемым современными историками преданиям, по отцовской линии предком имел знаменитого Гаврилу Олексича, сподвижника Александра Невского, а по материнской линии – приходился дальним родственником князя Пожарского, героя Смутного времени.

Образование он получил в Дворянской Артиллерийской школе, по окончании которой в 1759 г. был оставлен при школе и в течение года преподавал математику.

После начала военной службы, в 1770 г. он получил назначение в армию П.А. Румянцева и участвовал в знаменитых сражениях с турками – при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В этих сражениях за храбрость, деятельность и отличия на поле боя был произведен в майоры.

М.И.Кутузов в первые годы службы
М.И.Кутузов в первые годы службы

Соединяя в своем характере деятельность по службе и веселый нрав, М.И.Кутузов обладал талантом подражания. Быть объектом для подражания не избежал и Главнокомандующий, о чем тому донесли, за что молодой майор был переведен во второстепенную действующую армию под предводительством кн. В.М.Долгорукова. Считают, что именно после этого случая в характере М.И.Кутузова развилась исключительная скрытность.

По свидетельствам, М.И. Кутузов в совершенстве владел французским и немецким языками, также знал английский, польский и турецкий языки.

Будучи директором Кадетского корпуса, М.И. Кутузов не только руководил вверенным ему заведением, а и преподавал тактику и военную историю, а также занимался с кадетами словесностью. Особенно отличившихся кадетов директор приглашал к себе для беседы.

М.И.Кутузов был ранен в голову трижды. Первую рану он получил в 1774 г. при овладении Перекопом, когда со знаменем в руках повел за собой солдат в атаку и при занятии вражеских укреплений был ранен в левый висок пулей, которая вышла близ правого глаза. За свои подвиги он был награжден Императрицей орденом Св. Георгия 4-го класса и оплатой издержек на поездку за границу для излечения. За границей он занимался не столько лечением, сколько пополнением знаний. Встречался с Фридрихом Великим, знаменитым фельдмаршалом Лаудоном, посещал медицинский факультет. Второй раз М.И.Кутузов был ранен под Очаковом в 1788 г.

Штурм Очакова 6 декабря 1788 г.
Штурм Очакова 6 декабря 1788 г.

Пуля вошла в щеку и вылетела через затылок. В этот раз он оправился быстрее и уже в следующем году участвовал в боевых действиях, а в 1790 – во взятии Измаила под командованием великого Суворова. В третий раз рана в голову была получена при печально известном сражении под Аустерлицем в 1805 г. Пуля прошла в щеку навылет. В то самое время, когда Император Александр отделался слезами и соплями в тылу, М.И. Кутузов под пулями, в крови, общей суматохе отступления, отдавал команды, которым плохо внимали. Император послал к нему лейб-медика Виллие. «Поблагодари Государя и доложи, что моя рана неопасна, но смертельная рана вот где», - сказал Кутузов, указывая в сторону наступавшего неприятеля.

Современники свидетельствуют, что после поражения под Аустерлицем полководческая репутация М.И. Кутузова только укрепилась, поскольку все знали, что он был против сражения, которое видел необходимым в данный момент только для Наполеона. Император не простил полководцу этого поражения, поскольку считал, что тот должен был быть настойчивее и отговорить его. Следует заметить, что и кн. П.И. Багратион, получив поутру диспозицию на сражение и бегло просмотрев ее, сказал: «Мы проиграем сражение».

М.И.Кутузов всегда ставил в преимущественное значение своевременную организацию резервов и снабжения, разведки для победы в войне, нежели достижение кратковременных, может быть и блестящих, успехов. В 1811 г., во время войны с Турцией, после победы при Рущуке, русский полководец, вместо того, чтобы организовать преследование разбежавшейся турецкой армии для ее полного уничтожения, приказывает отступить за Дунай и уничтожить укрепления Рущука.

Турецкие военные
Турецкие военные

Турки, с удивлением обнаружив то, что их никто не преследует, вообразили, что нанесли неприемлемые потери русской армии и раструбили на весь мир о своей победе. Даже Наполеон прислал поздравительное письмо великому визирю. Турки вновь разбили лагерь на реке и заняли Рущук, затем переправились на другой берег, в чем им не препятствовали.

Через полтора месяца, в сентябре, русский отряд переправился через Дунай, штурмом взял турецкий лагерь, захватил всю артиллерию и открыл огонь по турецкой армии на другом берегу. Турецкая армия оказалась в окружении. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы в дипломатическом мире.

Окружение турецкой армии при Рущуке
Окружение турецкой армии при Рущуке

Двор и генералитет упрекали и поносили М.И.Кутузова в том, что он не уничтожил окруженную турецкую армию. Мало того, русскими было организовано возмездное снабжение съестными припасами помиравших от голода и болезней турок, запрещением принятия охранных мер на реке М.И.Кутузов дал возможность великому визирю Ахмету бежать из окруженной армии в Рущук. Когда полководца предупредили о том, что великий визирь может бежать, М.И.Кутузов ответил: «Я бы очень этого желал, так как у меня будет с кем вести переговоры о мире, которого я так хочу». Следует отметить, что великий визирь и М.И.Кутузов лично знали друг друга еще со времен выполнения М.И.Кутузовым дипломатической миссии в Константинополе по приказу Екатерины Великой, и питали друг к другу взаимное уважение.

Итогом всех этих манипуляций были безоговорочная победа в войне с турками, полное сохранение дунайской армии для будущей борьбы с Наполеоном, и что самое главное, заключение так нужного России Бухарестского мира, предотвратившего войну на два фронта, учитывая назревавшее нашествия «двунадесяти языков», что могло бы быть губительным для Отечества.

Генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Краткие заметки о полководце и дипломате - II часть

Другие ссылки на статьи по теме:

Как казаки обманули Мюрата

Наполеон I в Москве и Александр I в Париже