Как учителю добиться этой цели?
Нам представляется, что решить проблему можно, предприняв определенные шаги как в направлении обучения учеников, так и обучения самого учителя – речь идет о его эффективном профессиональном развитии.
Применительно к ученикам. Справиться с вызовами ИИ можно, если развивать навыки критического мышления и анализа. Важно обучать детей способности к критической оценке информации, даже если она предоставлена ИИ. Учить их анализировать информацию, проверять ее достоверность и сравнивать разные источники.
Поддерживать творческий подход. Стремиться создавать образовательные задания, которые подразумевают включение в процесс творческого мышления и развития индивидуальных способностей учеников. Разрабатывать эксклюзивные задания, которые ориентированы на его будущую профессиональную деятельность (вот почему так важна профориентация), не могут быть легко скопированы из интернета, смогут стимулировать учеников, потому что, возможно, для самого ученика определят границы его будущей профпригодности.
Обучать использованию технологий. Вместо того, чтобы запрещать использование ИИ, важно приучать детей использовать его как инструмент для обучения и решения сложных задач. Показать им, как правильно формулировать запросы и интерпретировать результаты.
Применительно к учителю. Речь пойдет не об использовании ИИ в работе учителя. Здесь все достаточно понятно и уже хорошо апробировано. Проблема в том, как наиболее эффективно осуществлять профессиональное развитие самого учителя, какой должна быть педагогика этого профессионального развития. Учеба учителей должна отражать то, как они должны учить своих учеников. Материалы и мероприятия должны соответствовать новым вызовам в образовании XXI века.
Всем нам важно осознать произошедшие изменения культурного восприятия образования. Образование не этап, завершающийся после школы или университета. Теперь же учеба — это процесс, продолжающийся всю жизнь, и потому профессия учителя бессмертна.