"Здравствуй, дружок! Сегодня я расскажу тебе сказку."
Этой фразой «радиоволшебник» Николай Литвинов начинал передачу "В гостях у сказки". Сама сказка начиналась с фирменного заклинания: «Крибле, крабле, бумс!».
Волшебство сказки состояло в её способности приклеить ребенка (даже подростка - теперь уже не стыдно признаться) к "радиотрансляционному приемнику", коробочке, вещавшей по проводам с 6-00 до 24-00, а с 16-00 до 17-00 не вещавшей: "Перерыв".
С 16-00 до 17-00, во время обеда "коробочки", к её сети подключались "радиохулиганы". Они просто болтали и рассказывали всякую ерунду - ничего особенно хулиганского не было. Было "окно возможностей", выходящее в мир без идеологических ограничений.
Стать "радиохулиганом" было довольно просто.
Достаточно было угольный микрофон воткнуть в радиотрансляционную сеть - обыкновенную розетку - и начать "хулиганить".
Да, без усилителя было слышно не так хорошо и не так далеко, максимум, до соседнего подъезда. Но ведь было слышно!
Если не было микрофона - годились и обыкновенные наушники, которые использовались "наоборот". Кто физику не забыл, понимает, что значит: "наушники наоборот".
Вот именно об этом, о "самом простом", но работающем и пойдет речь в статье.
Что такое хулиганство?
- "Что? А разве статья еще не началась? Это настоящее хулиганство!"
Ага, я ведь именно с этого и начал.
Но что такое хулиганство? Это когда "не как все".
В общем случае "хулиганство" - не обязательно что-то вредное. Но обязательно "не как все".
Остальное - вариации. От глубоких практик саморазвития на самом верху, до человеческого падения на самое дно, ниже половой доски.
* * *
Если вы не привыкли к такому типу мышления, опасаюсь, что вы вообще не привыкли к мышлению. Без подобных выкрутасов ума трудно понять что-либо, выходящее за рамки "как все".
Отец понимания
О простоте говорить сложно.
Попробуйте объяснить, что такое "энергия" и увидите.
Нет, вы попробуйте и только тогда увидите. А получив опыт, поймете, почему Паниковский настаивал, чтобы Шура Балаганов "Поехал в Киев и спросил".
Опыт - сын ошибок и отец понимания.
Получить опыт просто, а вот объяснить ...
Опыт и объяснение - две стороны медали, не склеенные намертво. Можно получить опыт, развить способность, но не понять, что, как и почему произошло.
Например, вы умеете читать. Объясните, как именно вы это делаете?
Попались?
Да, можно, получить опыт и понять.
Можно попытаться объяснить это другому человеку, не имеющему вашего опыта. Но другой человек поймет соответственно своему опыту, не более того. Тогда в чем же смысл объяснений?..
* * *
И здесь на сцене появляются Николай Литвинов и Сказка, которая ложь, но которая не исчезает с небосклона человеческой жизни. Значит есть какая-то польза от сказок? Намек на понимание, указание правильного направления практики?
Эта польза называется "метафоричность".
Метафора даёт возможность понять то, о чем повествуется в сказке, на уровне, который соответствует опыту конкретного человека.
Собственно, сказка
В "древних источниках" рассказывается, что Мироздание последовательно проходит через циклы развития - уничтожения. Один мировой период, юга, последовательно сменяется другим.
Был, мол, сначала золотой век, потом серебряный, бронзовый, а теперь наступил век железный, самое поганое время, в которое нас с вами угораздило воплотиться. Время, когда Практика, саморазвитие затруднены более всего.
Развитие отдельного человека возможно в той же степени, в какой крокодилы летают. То есть "низенько-низенько".
Но все-таки летают же!..
* * *
Итак, на что намекают нам "древние тексты"?
На многое намекают, но не стоит всему верить буквально. Не улавливая контекст, можно лохануться не по-детски. Из сказок следует брать то, что возможно проверить.
"Человек" - это очень сильное обобщение
Разные периоды, юги отличались не только тем, что в "Золотом" веке было больше чистого золота, а в "железном" - только феррум и его окислы.
Но и не тем, что в "Золотом" веке люди были ростом в десять метров и с тремя головами. Люди отличались уровнем развития, способностями. Как, скажем, мастер спорта отличается от спортсмена третьего юношеского разряда.
Оба - спортсмены, оба - человеки, но сколь огромна разница!..
Стоит ли много писать о том, что методы развития мастера спорта и третьеразрядника критически разные? Нет, это очевидно. Не очевидно, что различие заключается не только и не столько в интенсивности тренировок.
Методы развития на начальных и высоких уровнях мастерства различаются, главным образом ... Какое слово использовать? Индивидуальностью? Сложностью? Деталями?
Давайте по-другому.
Всех новичков тренируют одинаково, "под копирку". А сами методики тренировок просты и доступны буквально каждому. Бег, прыжки, отжимания - всякое такое.
Новичкам никогда не предлагают "особенные", индивидуально подобранные, экзотические, усложненные методы развития.
- Во-первых, новичок элементарно не сможет тренироваться по программам мастеров.
- Во-вторых, даже если попытается, то не получит пользы. Сложные, экзотичные методы тренировок принесут ему, в основном, вред. Новичок что-нибудь себе повредит.
* * *
Я не знаю, что именно вы будете делать с этой сказкой - метафорой.
Возможно, вы задумаетесь, когда в следующий раз услышите: "Этот метод используют тибетские монахи тысячи лет". Или: "Сам Будда так практиковал".
Возможно вы попытаетесь осмыслить принципы развития на простом и наглядном примере спортивных тренировок.
Может быть, в очередной раз вы не купитесь на разноцветную экзотику "сверхэффективных" методов визуализации - методов работы с умом посредством ума.
Нонсенс, абсурднее которого сложно придумать.
- "Но ведь древние практиковали визуализацию!"
Ага, практиковали. Находясь совершенно на другом уровне развития, обладая совершенно другими способностями, то есть возможностями управления умом, на уровне, после которого становится возможным то, что доступно мастерам спорта, а новичкам лучше и не знать, чтобы не сломать себе шею.
Но ведь это так привлекательно ... Так хочется "чего-нибудь этакого" ...
Возможно, я напишу о визуализации, как методе практики подробнее.
Визуализация - это совершенно не то, о чем вы, вероятно, слышали.
Это не: "Представьте спокойную воду". Или "Представьте, что вы находитесь в своем месте силы, где вас никто не беспокоит".
- Все это, в целом, неплохо.
- Все это, в целом, бесполезно.
Как тушить огонь керосином. Или, в лучшем случае:
«Долго, долго крокодил
Море синее тушил.
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами».
Саморазвитие - тот случай, когда лучше немного недобдеть, чем перебдеть. Парадоксальным образом получится лучше, легче и быстрее.
Никогда не следует отдавать свою голову в управление другим. Но всегда следует прислушиваться, думать, пробовать и снова думать. Чтобы пробовать уже более эффективные, работающие именно для вас вещи.
======================================
Приглашаю вас в группу ВК. На комментарии отвечаю.