Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Дом со львами, где гостил Тарковский, или Как я начинал свое знакомство с Алексеевской слободой

Оглавление

Не успел я вернуться в Москву из рабочего путешествия по Белоруссии, как снова закрутился в работах. Хотел написать большую увлекательную статью, но пока вынужден еще на чуть-чуть отложить серьезные изыскания. А покажу вместо этого...

...Дом, с которого я начал знакомиться с Алексеевской слободой

И снова это дом, о котором почти ничего не известно.

  • Возможно, как это часто бывает, мои дорогие подписчики дополнят те скудные сведения, что содержатся в открытых источниках, и расскажут мне и другим читателям поподробней об этом замечательном доходном доме. Который, как мне кажется, является едва ли не единственным доходным домом среди особняков и храмов на бывших Большой и Малой Алексеевских улицах.

Впервые прочитав об Алексеевской слободе около пяти лет назад, я доехал до Таганки, а затем доверился пешеходному навигатору. И тот, по какой-то доступной одним лишь космическим спутникам логике, повел меня от станции метро Марксистская не к торговому центру Звездочка, то бишь прямиком к началу улицы Солженицына, а в Товарищеский переулок и уже от него дворами левее.

В итоге я оказался в арке проходного двора, из которой мне открылся вид на колокольню церкви Мартина Исповедника.

-2

Отсюда, из этой арки, как из волшебного портала, я и начал свое путешествие по купеческому девятнадцатому веку, которое с удовольствием продолжаю до сих пор.

-3

К сожалению, максимум, что известно о самом этом доме – то, что он...

...Был построен в 1914 году архитектором В. Морозовым

По крайней мере так говорится об этом доме некоторые москвоведы. На самом же деле это традиционная (к моему огромному сожалению!) для москвоведения ошибка. Архитектора по фамилии Морозов в Москве тех времен не существовало.

Зато известно, что строился дом по заказу купца и подрядчика по каменным работам Николая Сергеевича Морозова и его коллеги купца, личного почетного гражданина Семена Федоровича Сулаева.

-4

Дом и до сего дня стоит и до сих пор служит жилым для многих семей. По крайней мере, известно, что 17 из его двадцати одной квартиры на сегодняшний день по-прежнему жилые.

Пятиэтажный, с одним подъездом и двумя уровнями подвальных помещений, дом в стиле модерн, признанный выявленным объектом культурного наследия. С эркерами по правую и левую сторону фасада, с рустованным первым этажом, а выше облицованный ярко-кремовой и малахитово-зеленой плиткой «кабанчиком» и украшенный мозаикой (12 фото).

Единственный подъезд дома охраняют величественные, невозмутимые львы, которыми я не перестаю любоваться с того самого первого дня, когда открыл для себя этот удивительный район (6 фото).

И в этом доме, который оставался жилым и после прихода большевиков, в одной из квартир обитал и вел врачебную практику...

...Дед советского кинорежиссера Александра Гордона

Здесь у него частенько гостили Андрей Тарковский и Василий Шукшин.

-7

Любопытно, что в своих воспоминаниях Александр Витальевич Гордон несколько опровергает информацию о дате постройки дома. Если верить его рассказам, то дом стоял уже в 1913-м.

Режиссер Александр Витальевич Гордон. Фото из открытых источников
Режиссер Александр Витальевич Гордон. Фото из открытых источников

Правда, при этом он высказывает ошибочное мнение о том, каким образом появилось название Алексеевской слободы и в чью честь были названы Большая и Малая Алексеевские улицы. Но как раз это для советского гражданина и, более того, человека искусства, вполне объяснимо и естественно.

-9
«В тот Троицын день, когда плавал над Москвой тополиный пух, шли мы с Андреем [Тарковским] по улице под названием Большая Коммунистическая. До революции называлась она Большой Алексеевской (по фамилии отца Константина Сергеевича Станиславского, Сергея Алексеева, богатого промышленника, владельца золотошвейной фабрики на соседней Малой Алексеевской, то бишь Малой Коммунистической улице). В XIX веке на ней стояло два дома семьи Алексеевых, в которых большевики устроили Рогожский райком партии и, кажется, Дом просвещения. На этой же улице с 1913 года жил мой дед – в доходном доме 14 и в квартире 14, на дверях которой висела медная табличка с надписью «Доктор Гордон». Летопись семьи включала даже веселую поэму под названием «Кругом четырнадцать». Была квартира большая – пять комнат, одна с эркером, громадная столовая, легко становившаяся залом для танцев, кухня, чулан, ванная комната и прочие вполне современные, хотя и дореволюционные удобства (до войны я бывал в ней редко из-за развода родителей).
Когда я демобилизовался из армии и приехал в Москву, то попал прямо в интерьер 1913 года. Как стояли тогда, так стояли и теперь резной буфет с корабельными стеклами и медными переплетами, раздвижной стол, покрытый зеленой плюшевой скатертью с орнаментом в стиле модерн. Над столом висела тяжелая люстра с бронзовыми гирьками, позволявшими менять ее высоту, вдоль стен диваны с валиками, кресло-качалка, две китайские ширмы, рояль из карельской березы, этажерки с годовыми подписками «Нивы» и книжный шкаф, набитый модными писателями той эпохи: Леонид Андреев, Генрик Ибсен, Кнут Гамсун, поэты Серебряного века. В шкафу теснились тяжелые альбомы с фотографиями мхатовских постановок и знаменитых мхатовских актеров. На стене – большие фотопортреты кумиров тех лет: Льва Толстого, Короленко и Чехова»..
...В этой зале-столовой мы, бывало, веселились, особенно когда отношения Андрея и Ирмы менялись с минуса на плюс. Готовить скромное застолье обычно с охотой помогала моя троюродная тетка Маруся, энергичная, веселая сорокапятилетняя толстушка, учительница английского языка.
Приходил к нам и Вася Шукшин и в застолье часто пел свою любимую песню:
«Течет речечка, да по песочечку, золотишко мо-о-оет…»
(Александр Витальевич Гордон, «Не утоливший жажды (об Андрее Тарковском)»)

Но мы-то с вами уже давно знаем, что история этих мест восходит к имени митрополита Московского Алексия, в миру известного как Елевферий (или Симеон) Фёдорович Бяконт, который в 1357 году основал поблизости Спасо-Андроников монастырь.

А промышленники и купцы Алексеевы, из которых произошел отец русской театральной школы Константин Сергеевич Станиславский, переселились в Алексеевскую слободу лишь в девятнадцатом столетии.

Сам же Александр Витальевич известен как писатель, сценарист, советский и российский кинорежиссер. Выпускник ВГИКа, он с 1964 по 1970 год работал на киностудии «Молдова-фильм», а начиная с 1970-го – на «Мосфильме».

Он же являлся мастером дубляжа фильмов Андрея Тарковского, которые тот снимал уже живя заграницей.

-10

Был женат на Марине Арсеньевне Тарковской, родной сестре автора «Соляриса» и «Андрея Рублева». Скончался в 2020-м, похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

А начиналось все здесь, на четвертом этаже доходного дома в Алексеевской слободе.

-11
Москва, улица Александра Солженицына, 14к1, 109004

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!