Его знали в лицо миллионы жителей Советского Союза, потому что видели в кино прекрасно сыгранные им роли злодеев.
Салех – антагонист главного положительного героя из «Пиратов XX века», индеец Джо из «Приключений Тома Сойера».
И мало кто догадывался, что этот человек обладал не только актерским даром, но и тонкой душой, писал стихи и прозу, а еще всю жизнь признавался в любви к России. Он автор одной из патриотических песен «Русские березы», где есть такие слова:
Омытые дождём весенним,
Меня укрыли лёгкой тенью
Берёзы, русские березы,
Вы на судьбу мою похожи.
Я верю в вашу тишину,
Вот подойду и обниму.
За вашу память и мою,
За то, что здесь сейчас стою.
Сейчас эту песню часто исполняют и профессиональные певцы, и любители.
Но ее автору довелось прожить на земле всего 35 лет.
Трудное детство и мечта о кино
Талгат Нигматулин родился в Ташкенте в 1949 году и имел татарско-узбекские корни. Его мама работала директором школы, в семье росли еще брат и сестра Талгата. Отец работал в шахте.
Когда мальчику было всего 2 года, произошла тῥагедия: отец пօгиб, а мать, понимая, что не в силах одна воспитать троих детей, отдала Талгата в детский дом. Впрочем, она часто навещала сына, но материнского тепла и заботы ему все равно не хватало.
Уже во взрослом возрасте актер с горечью вспоминал о своем детстве. Он был болезненным и тщедушным, одноклассники часто обижали его. Поэтому мечтал добиться физического совершенства. Занимался спортом и танцами, а потом пришел в театральную студию.
Он любил читать, ему нравились произведения русских классиков, да и сам русский язык – певучий, могучий. Стремясь овладеть русским языком в совершенстве, он два раза от руки переписал «Войну и мир» Л.Н. Толстого.
А еще Нигматулин мечтал стать актером. И поэтому поступал в ВГИК. Правда, в первый раз поступить не смог. Пошел в цирковое училище, куда его взяли с удовольствием.
Но на следующий год курс во ВГИКе набирали знаменитые супруги – Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Они и приметили талантливого юношу. Так он и стал студентом.
Его однокурсниками были Николай Еременко, Наталья Бондарчук, Наталья Белохвостикова, Наталья Гвоздикова. Но по уровне таланта Талгат никому из них не уступал, а дружил ближе всего с Николаем Еременко.
Успех в профессии
Первой известной киноработой Талгата в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Он прекрасно сыграл злодея – умного, безжалостного, с суровым взглядом пронзительных карих глаз.
К сожалению, эта актёрская работа была настолько интересной, что режиссеры потом чаще всего приглашали его на роли злодеев. А он хотел играть и романтичных героев.
Позже он уехал в Ташкент, стал актером на «Узбекфильме», много снимался, окончил режиссёрские курсы в Москве.
Вот его роль в фильме "Государственная граница".
Тогда же Николай Еременко позвал друга сниматься в «Пиратах XX века». И эта роль прославила Талгата на всю страну.
К слову сказать, в обаятельного красавца влюблялись женщины. Актер был женат трижды: на Ларисе Кандаловой, Халиме Хасановой и казахской актрисе Венере Ибрагимовой. В каждом браке у него рождался ребенок. Всего две дочери и сын.
В поисках Бога
Талгат был слишком глубоким человеком, чтобы принять атеистическую картину мира. Ему была близка русская литература с ее поисками высшей божественной правды и восточные религиозные практики.
Все это привело его в начале 1980-х годов в секту. Создали ее псевдоученый Абай Борубаев из города Фрунзе и народный целитель Мирза Кымбатбаев. Эта секта была очень популярна серди творческих людей с восточными корнями. В нее входили писатели, поэты, актеры, художники.
Проповедовала она учение «Четвертый путь» и была гремучей смесью эзотерики, дзен-буддизма, христианства и мусульманства. Ее родоначальники называли себя «богами на земле» и требовали безусловного подчинения. Адептов секты они заставляли целиком и полностью исполнять свою волю.
Об этих псевдоучителях Талгат даже снял короткометражный фильм «Эхо», который, впрочем, зрители приняли прохладно.
А Талган, уже полностью погруженный в мир секты, не мог этого понять.
Его жена Венера, на глазах которой и разыгрывалась эта тῥагедия, вспоминала, что Талгат был уверен, что Борубаев и Кымбатбаев «уникальные учителя, которые могут изменить судьбу своих последователей. Хотя все вокруг твердили, что Абай не тот, за кого себя выдает, Талгат отвечал: «Вы просто не понимаете глубинной сущности этого человека. Да, он часто изображает из себя шута. Но только для того, чтобы его оставили в покое. Настоящее учение призывает выходить из привычных рамок, ломать стереотипы, а это всегда вызывает неприятие и раздражение».
Венера, которая все 7 лет брака с Талгатом и после признавалась в любви к нему, говорила, что ее муж пришел к псевдоучителям, потому что стремился преодолеть страх смерти. Ведь восточная философия суфизма предполагает, что никакой смерти нет, есть только переход из земной оболочки в другое состояние. И Талгат часто говорил о подготовке к этому моменту.
Нигматулин был одним из самых известных членов «Четвертого пути». Поэтому «гуру» унижали его больше всего: требовали просить милостыню на базарах для своих нужд, отнимали все деньги.
В середине 1985 годах внутри секты начались разногласия, и Борубаев и Кымбатбаев решили несогласных с ними ликвидиῥовать. Приказали это сделать Талгату, но он впервые проявил неповиновение и отказался.
Тогда по приказу главарей был ẏбит он сам. Это произошло 11 февраля 1985 года в Вильнюсе.
Преступников быстро нашли и приговорили к длительным срокам тюремного заключения. Абай Борубаев ẏмер в 1988 году в тюрьме, а Мирза Кымбатбаев вышел на свободу, снова в лихие 1990-е годы занялся народным целительством. Скончался в 2006 году.
Талгата Нигматулина хоронили его вдова, друзья и близкие. Никто не мог понять, как такое вообще могло произойти. Могила актера находится в Ташкенте.
С тех пор прошло много лет. Однокурсники Талгата по ВГИКу постарели, а кто-то уже ушел в мир иной. Но все вспоминают о нем, как о талантливом актере, режиссере, писателе, который оставил о себе на земле добрую память.
Да, как человек он ошибался. Но сам слишком дорого заплатил за свои жизненные ошибки.