С древних времен цепочка занимала желанное место в ювелирном деле. Она символизирует вечную любовь и все другие хорошие стороны человеческих связей: вечность круга, связанного без начала и конца с другими кругами.
Конечно, цепи также представляют собой и все плохие стороны человеческих связей, такие как угнетение, тюремное заключение и боль: цепная банда, цепочка дураков, клубок и цепь. Как мы все знаем, один может быстро стать другим. Короче говоря, цепочка — идеальный символ парадокса любви. Неудивительно, что он существует так долго и так мало изменился. Самые древние образцы были найдены в древней Вавилонии (Ирак) в библейском городе Ур, где в царских гробницах скрывались великолепные золотые украшения, датируемые примерно 2500 годом до нашей эры. Ур был в то время самым могущественным городом-государством в Месопотамии.
Среди сокровищ, найденных в гробнице царицы Пуаби, похороненной в 2600 г. до н.э. во времена Первой династии Ура (Древний Ирак) вместе с ее любимыми украшениями и 52 сопровождающими, было огромное количество золотых украшений, в том числе искусный головной убор и множество цепочек – часто украшенные бусинами из ляписа и сердолика.
Она носила их как пояса, ожерелья, а для важных событий запасала столько золота, что можно было бы свалить небольшую лошадь. Ее цепи представляли собой в основном вариации многолетней техники «петля в петле», техники, которая распространилась по всему Средиземноморью, Западной Азии и, в конечном итоге, по всему миру.
Генрих VIII преподносил тяжелые золотые цепочки в знак благосклонности, но лучшее конечно оставлял себе. Цепочки эпохи Возрождения никогда не выглядели так хорошо, как на здоровяке Генри, которого сыграл Джонатан Риз Майерс в «Тюдорах» .
В начале 16 века мужчины в Германии и Фландрии носили золотые звенья, такие же громоздкие, как велосипедные цепи.
Пару столетий спустя цепи были так же необходимы хорошо одетой женщине (возвращение мужских цепей было еще впереди), только теперь они были длинными и изящными и держали лорнеты. В 1930-е годы Коко Шанель начала новую моду, когда стала появляться по пояс в позолоченных цепях и искусственном жемчуге – образ, который мог себе позволить каждый, даже рабочий класс, пострадавший от Великой депрессии. Судя по набору, появившемуся на аукционе в 2000 году, у Шанель были собственные цепочки, украшенные ее любимыми высказываниями, такими как «Il faut aimer pour vivre et vivre pour aimer» (надо любить, чтобы жить, и жить, чтобы любить).
Набор позолоченных металлических ожерелий, созданных для Коко Шанель с ее любимыми высказываниями, продан на аукционе Christie's в Нью-Йорке в 2000 году за 2350 долларов.
Позже, в 1940-х годах, мир стали заботить совсем другие вопросы, но три десятилетия спустя длинные золотые цепочки вернулись. Но к семидесятым годам их уже не было в стиле Шанель. Они были массивными и гладкими, как эта цепочка Bulgari 1970 года с бордюрными звеньями, которая была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 23 750 долларов.
В современных журналах мод вы можете найти вариации на все эти темы – цепочки, драпированные в стиле Шанель, или громоздкие манжеты и колье индустриального вида – новые изобретения. Цепочка — классический компонент ювелирных украшений, однако дизайнеры и ювелиры всегда находят новые способы ее плетения, и она никогда не устареет.
Кстати, именно сейчас на сайте AllTime проходит грандиозная распродажа ювелирных изделий https://www.alltime.ru/jewellary/filter/reference:removal/ со скидками до -75% и многие украшения можно приобрести по удивительным ценам.