Антон родился 29 января 1860 года в Таганроге и стал третьим ребенком в семье. Позже родятся еще двое братьев и сестра. Отец, Павел Егорович, всегда хотел большую дружную семью и с появлением детей серьезно подошел к воспитанию подрастающего поколения. Старшему Чехову не хватало образования, поэтому он всеми силами старался, чтобы его наследники вышли в люди.
Воспитание отца дало свои плоды. Все дети переняли определенный талант: писали, рисовали, интересовались фотографией. Антон очень любил читать. Мечтой взрослого Чехова станут дополнительные сорок лет жизни, чтобы только и делать, что читать. Он отмечал, что это занятие намного веселее, чем писать, к тому же учит талантливо излагать свои мысли.
Антон говорил: «Талант в нас со стороны отца» Павла Егоровича. Это было действительно так. Чехов старший, несмотря на то, что до 16 лет был крепостным, играл на скрипке, пел и рисовал. Незадолго до рождения третьего сына он стал членом купеческой гильдии. Павел Егорович приобрел бакалейную лавку, в которой с младых лет торговал Антоша. Но даже став коммерсантом, глава семьи сохранил душу художника.
В магазине отца Антон торговал сыром, кофе, цитрусовыми, тогда как дома продукты были более чем скромные. В основном ели рыбу. Мясо и птицу семья могла себе позволить не иначе как по праздникам. Совсем стало трудно, когда Чехов старший разорился как коммерсант. Антону шел семнадцатый год. В поддержку родителей мальчик отметил, что они самое дорогое, что у него есть, и всем будет обязан родным людям.
Антон Павлович стал успешным в писательском деле и принял решение переехать из столицы в провинцию. Он считал, что как литератор должен быть среди народа, а не в центре шумного города. Дом в Мелихово нашелся по объявлению. На дворе был февраль, и зимний вид привел в восторг будущих хозяев дома. Покупка получилась спонтанной. 1 марта 1892 года Чехов уже переезжает в имение вместе с семьей. С приходом весны пейзаж утратил свое очарование и обнажил ущербные стороны имения. Но Чехов махнул рукой, так как чувствовал себя настоящим герцогом. Ведь мечтал он о 10 – 20 десятинах, а удалось приобрести 213. Да на двух участках.
На момент переезда в Мелихово Чехову исполнилось 32 года. Он в самом расцвете сил и как мужчина, и как литератор. За период проживания в имении с 1892 по 1898 год Антон Павлович напишет 42 произведения. Секрет вдохновения – в простой жизни русского человека среди народа: ежедневных прогулках по липовой аллее, собирании грибов на участке, разведении рыбы в пруду или, как шутил писатель, возможности удить прямо из окна. Чехов сочинял, даже когда полол траву. Гостеприимство хозяев дома также сказывалось на общем настроении. Писатель говорил: «В гостиной постоянно звучат романсы, поэтому я пребываю в элегическом настроении».
Антон Чехов отмечал, что, в отличие от творческого начала, душевность шла со стороны матери Евгении Яковлевны. Как сказали бы сейчас, она практиковала индивидуальный подход в воспитании. Благодаря стараниям малограмотной, но мудрой женщины в большой семье не было и намека на ревность. Каждый получал порцию любви от заботливой матери. Антону по маминой линии передалась отзывчивость и мягкость.
Душа Евгении Яковлевны проявлялась и в хлебосольстве. Она была гостеприимной и ласковой хозяйкой. Причем желание всех накормить проявлялось и в трудные для семьи времена. Случалось: на столе была одна картошка, и даже она становилась угощением. С появлением дохода в семье хозяйка дома с забвением предалась любимому делу: кормить и угощать гостей. Евгения Яковлевна очень радовалась, когда удалось достать сервиз на 48 персон. Ведь она сможет пригласить так много гостей.
Чехову запомнились мамины рецепты. Писатель сохранил их в своих произведениях. Обедневший помещик Телегин вспоминает лапшу в «Дяде Ване. Судака, – отмечает секретарь съезда Жилин в «Сирене». Блинами восторгается надворный советник Подтыкин в «О бренности». И не только он. В «Глупом французе» благообразный господин никак не мог насытиться кушаньем, заказывая все еще и еще. Так еда получила воплощение непосредственно в литературных произведениях, став их композиционным элементом.
Блины же для Чехова были нечто большим, чем просто кушанье. Писатель был очарован «вкусными кругами из теста», находил в них символическое начало, покрытое тайной. Выпекание приравнивалось Чеховым к священному действию, до которого допускалась исключительно женщина. Он отмечал, что время не довлеет над рецептурой. На Руси блюдо полюбили тысячу лет назад, охотно кушают блины и сегодня.
Блины – это блюдо, над которым не властно время. Чехов написал о них рассказ. А в городе, названном в честь русского классика, с почтением вспоминают как о блинах, так и о писателе. На Масленицу жителей города угощали «Чеховскими блинами». В кафе «Встреча» готовы ими кормить хоть каждый день. Блюдо занимает почетное место в меню и подается с начинками на любой вкус. С рецептом, как по Чехову, связано нечто символическое. Блины с вареньем из вишни подают в кафе на Вишневом бульваре.