Найти в Дзене

Почему технология сама себя уничтожит: Часть II.1 (пер. Anti-Tech Revolution, Глава Два)

Эта глава посвящена системам самораспространения (self-propagating systems). Под этим термином мы понимаем систему, которая сама стремится к своему собственному выживанию и распространению. Система может расширяться как увеличивая свой собственный размер и/или мощность, так и порождая новые системы, обладающие некоторыми её атрибутами.

Наиболее очевидными примерами систем самораспространения являются биологические организмы. Их группы также могут составлять такие системы, например, стаи волков или ульи медоносных пчел. Особенно ценными для наших рассуждений являются системы, состоящие из групп людей. Например, нации, корпорации, профсоюзы, церкви и политические партии, а также некоторые группы, которые не имеют чёткой организации и формальной структуры, такие как идейные круги, социальные сети и субкультуры. Точно так же, как стаи волков и ульи пчел самораспространяются без какой-либо сознательной мотивации волков или пчел расширять свои стаи или ульи, нет никаких причин, почему группа людей не может быть самораспространяющейся независимо от отдельных лиц, входящих в состав группы.

Если A и Б - системы любого вида (самораспространяющиеся или нет), и если A является функционирующей составляющей Б, то мы будем называть A подсистемой Б, а Б - надсистемой A. Например, в охотничье-собирательских обществах нуклеарные семьи [5] являются частью коммун, и коммуны часто организованы в племена. Семьи, коммуны и племена - всё это системы самораспространения. Семья является подсистемой коммуны, коммуна - подсистемой племени, племя - надсистемой каждой коммуны, входящей в него, и каждая коммуна - надсистема каждой семьи, принадлежащей этой коммуне. Также верно, что каждая семья является подсистемой племени и что племя является надсистемой каждой семьи, принадлежащей к коммуне, принадлежащей к племени.

Принцип естественного отбора действует не только в биологии, но и в любой среде, где присутствуют системы самораспространения. Принцип можно грубо сформулировать следующим образом:

Те системы, которые обладают наилучшими характеристиками для выживания и распространения, имеют больше шансов выжить и распространиться, чем другие.

Конечно, это очевидная тавтология, поэтому она не даёт нам ничего нового. Однако она может помочь обратить наше внимание на факторы, которые мы могли бы упустить.

Мы собираемся выдвинуть несколько утверждений, которые уже не являются тавтологиями. Мы не можем их доказать, но они имеют интуитивную правдоподобность и кажутся согласующимися с наблюдаемым поведением систем самораспространения, представленных биологическими организмами и людскими (формальными или неформальными) группами. Вкратце, мы считаем эти утверждения истинными или близкими к истине для наших текущих целей.

Утверждение 1. В любой достаточно богатой среде возникают системы самораспространения, и естественный отбор приводит к эволюции таких систем, создавая всё более сложные, тонкие и изящные методы выживания и распространения.

Следует подчеркнуть, что естественный отбор действует не только классическими способами, например, делая ноги у оленей длиннее, чтобы они могли бегать быстрее, или придавая арктическим млекопитающим более густую шерсть, чтобы им было тепло. Естественный отбор также может привести к развитию сложных структур, таких как человеческий глаз или сердце, и даже систем гораздо большей сложности, которые до сих пор не полностью понимаются, например, иммунной и нервной системы человека. Мы утверждаем, что естественный отбор может также приводить к развитию равно сложных и тонких структур в системах самораспространения, состоящих из людских групп.

Естественный отбор действует относительно определённых периодов времени. Давайте начнем с того момента времени, который мы назовём Нулевым временем. Те системы самораспространения, которые наиболее вероятно выживут (или будут обладать выжившим потомством) через пять лет после Нулевого времени, - это те системы, которые лучше всего приспособлены к выживанию и самораспространению (в конкуренции [6] с другими системами) в течение пятилетнего периода, следующего за Нулевым временем. Они не обязательно будут теми же, которые, в отсутствие конкуренции в течение пятилетнего периода, были бы лучше всего приспособлены к выживанию и самораспространению в течение тридцати лет после Нулевого времени. Аналогично, системы, наилучшим образом приспособленные к выживанию в условиях конкуренции в первые тридцать лет после Нулевого времени, не обязательно будут теми, которые, в отсутствие конкуренции в течение тридцатилетнего периода, были бы лучше всего приспособлены к выживанию и самораспространению в течение двухсот лет. И так далее.

Например, предположим, что небольшие конкурирующие королевства заняли лесистый регион. Те королевства, которые освобождают наибольшую площадь земли под сельское хозяйство, могут выращивать больше урожая и, следовательно, содержать более крупное население, чем другие королевства. Это даёт им военное преимущество перед конкурентами. Если какое-либо королевство ограждает себя от чрезмерной вырубки леса из-за беспокойства о долгосрочных последствиях, то оно оказывается в военно невыгодном положении и устраняется более мощными королевствами. Таким образом, регион становится под властью королевств, которые безрассудно вырубают свои леса. В результате вырубки лесов в конечном итоге возникают экологические катастрофы, а затем разрушаются все королевства. Здесь черта, которая является выгодной или даже незаменимой для королевства в краткосрочном плане - безрассудство в вырубке деревьев в долгосрочной перспективе - приводит к гибели того же самого королевства. [7]

Этот пример иллюстрирует тот факт, что когда система самораспространения составляет прогноз в смысле заботы о собственном долгосрочном выживании и самораспространении, [8] это заставляет её ограничивать свои усилия в краткосрочный период, и система ставит себя в невыгодное для конкуренции положение по отношению к тем системам самораспространения, которые стремятся к краткосрочному выживанию и самораспространению без ограничений. Это приводит нас к:

Утверждение 2. В краткосрочной перспективе естественный отбор благоприятствует самораспространяющимся системам, которые преследуют свои собственные краткосрочные цели, практически не заботясь о долгосрочных последствиях.

Из Утверждения 2 следует:

Утверждение 3. Самораспространяющиеся подсистемы внутри  надсистемы имеют тенденцию становиться зависимыми от надсистемы и от конкретных условий, преобладающих в надсистеме.

Это означает, что между надсистемой и её самораспространяющимися подсистемами развиваются отношения такого характера, что в случае разрушения или радикального ускорения изменений в надсистеме, подсистемы не смогут выжить и продолжить своё существование.

Система самораспространения с достаточной способностью к прогнозу предусмотрела бы выживание своего собственного или будущих поколений в случае распада или дестабилизации надсистемы. Но пока надсистема существует и остаётся более или менее стабильной, естественный отбор благоприятствует тем подсистемам, которые наиболее полно используют возможности, доступные в рамках надсистемы, и не благоприятствует тем подсистемам, которые "тратят" свои ресурсы на подготовку к выживанию при возможной дестабилизации надсистемы. В этих условиях системы самораспространения очень часто не способны выжить при дестабилизации любой надсистемы, к которой они принадлежат.

Как и другие утверждения, представленные в этой главе, Утверждение 3 должно применяться с долей здравого смысла. Если речь идёт о слабой и слабо организованной надсистеме, или если её влияние на условия существования своих подсистем невелико, подсистемы могут не быть сильно зависимыми от надсистемы. Среди охотников-собирателей в некоторых (но не во всех) коммунах нуклеарная семья смогла бы выжить и самостоятельно продолжать существование независимо от племени, к которому она принадлежит. Поскольку племена охотников-собирателей имеют слабую организацию, можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев охотничье-собирательская группа смогла бы выжить независимо от племени, к которому она принадлежит. Многие профсоюзы могли бы выжить после распада конфедерации профсоюзов, такой как АФЛ-СИО, потому что такое событие, вероятно, не повлияло бы фундаментально на условия, в которых профсоюзы должны функционировать. Однако профсоюзы не смогли бы выжить после распада современного промышленного общества или даже просто правовой и конституционной основы, на которой держится возможность существования профсоюзов такими, какими мы их знаем. Многие современные предприятия также не смогли бы выжить без современного промышленного строя. Домашние овцы, если лишить их защиты человека, вскоре станут добычей хищников. И так далее.

Очевидно, что система не может быть эффективно организована для своего собственного выживания и самораспространения, если разные части системы не могут оперативно общаться друг с другом и оказывать помощь друг другу. Для эффективной работы в определённом географическом регионе система самораспространения должна быть способна оперативно получать информацию и быстро предпринимать меры в каждой части региона. [9] Следовательно,

Утверждение 4. Вопросы транспортировки и связи ограничивают размер географической области, на которой система имеет влияние.

Человеческий опыт подсказывает:

Утверждение 5. Самый важный и единственный устойчивый предел размера географической области, на которой самораспространяющиеся группы людей осуществляют свою деятельность, определяется доступными средствами транспортировки и связи. Другими словами, хотя не все самораспространяющиеся людские группы стремятся расширять свою деятельность на максимально возможной области, естественный отбор способствует появлению самораспространяющихся групп людей, действующих в областях, приближающихся к максимальному размеру, доступному средствами транспортировки и связи.

Утверждения 4 и 5 можно наблюдать в ходе человеческой истории.

У примитивных коммун или племён обычно есть территории, которыми они "владеют", но относительно небольшие, поскольку для этих обществ единственным средством транспорта являются человеческие ноги. Однако у примитивных людей с  множеством лошадей и открытой местностью, по которой лошади могут свободно скакать, наподобие плоскогорья Северной Америки, доступны куда большие территории. Доиндустриальные цивилизации создавали империи, простирающиеся на огромные расстояния, но эти империи активно создавали, если их прежде не было, относительно быстрые средства транспорта и связи. [10] Такие империи достигали определённого географического размера, после чего переставали расти и, во многих случаях, становились нестабильными; то есть они имели тенденцию распадаться на более мелкие политические образования. Хотя гипотезу было бы сложно окончательно доказать, по крайней мере, она вполне правдоподобна, что эти империи переставали расти и становились нестабильными, потому что достигали предела возможностей существующих средств транспортировки и связи.

В настоящее время имеется быстрый транспорт и почти мгновенная связь между любыми двумя точками мира. Поэтому

Утверждение 6. В наше время естественный отбор способен создавать некоторые самораспространяющие человеческие группы, деятельность которых охватывает весь земной шар. Более того, даже если людей когда-нибудь заменят машинами или другими сущностями, естественный отбор всё равно будет создавать некоторые системы самораспространения, влияние которых всемирно.

Опыт настоящего служит сильным аргументом этому утверждению: мы видим глобальные "сверхдержавы", глобалистские корпорации, мировые политические движения, мировые религии, международные преступные сети. Утверждение 6, мы считаем, не зависит от каких-либо особых человеческих качеств, а только от общих свойств самораспространяющихся систем, поэтому нет причин сомневаться, что утверждение будет верным, когда люди будут заменены другими сущностями: пока быстрая всемирная транспортировка и связь остаются доступными, естественный отбор будет способен создавать и поддерживать системы самораспространения, деятельность которых охватывает весь земной шар.

Давайте назовём такие системы глобальными системами самораспространения. Мгновенные всемирные коммуникации все ещё являются относительно новым явлением, и их настоящие последствия ещё не понятны; в будущем можно будет ожидать, что глобальные системы самораспространения смогут сыграть куда более важную роль, чем сегодня.

Утверждение 7. В случае, когда вопросы транспортировки и связи не являются эффективным ограничением размера географических областей, в которых существуют системы самораспространения, естественный отбор способен создавать мир, в котором власть преимущественно в руках относительно небольшого числа глобальных систем.

Это утверждение также подкрепляется человеческим опытом. Однако легко понять, почему утверждение должно быть истинным независимо от чего-либо конкретно человеческого:

Среди глобальных систем самораспространения естественный отбор будет благоприятствовать тем, которые обладают наибольшей силой; глобальные или другие крупномасштабные системы, которые слабее, вероятно, будут устранены или подчинены. Мелкомасштабные системы самораспространения, которые слишком многочисленны или слишком тонко разветвлены, чтобы быть замеченными независимо господствующими глобальными системами, могут более или менее сохранить автономию, но каждая из них будет иметь влияние только в очень ограниченной среде. Можно возразить, что коалиция мелкомасштабных систем сможет бросить вызов глобальным системам самораспространения, но если мелкомасштабные системы организуются в коалицию, имеющую всемирное влияние, то сама коалиция станет глобальной системой.

Мы можем говорить о "глобальной системе", подразумевая всё существующее на Земле, вместе с функциональными связями между ними. Вероятно, глобальную систему не следует рассматривать как систему самораспространения, но для нужных нам целей не важно, является ли она таковой или нет.

Таким образом, мировая система приближается к состоянию, в котором она будет определяться относительно небольшим числом чрезвычайно мощных глобальных самораспространяющихся систем. Эти глобальные системы будут конкурировать за власть — как они должны делать, чтобы иметь хоть какие-либо шансы на выживание, — и они будут конкурировать за власть в краткосрочной перспективе, уделяя малое или в целом никакое внимание на долгосрочные последствия (Утверждение 2). В таких условиях интуитивно понятно, что отчаянная конкуренция между глобальными самораспространяющимися системами разорвёт мировую систему.

Давайте попробуем сформулировать эту догадку более чётко. В течение нескольких сотен миллионов лет земная среда обладала определённой степенью стабильности в том смысле, что условия на Земле, хотя и изменчивые, оставались в пределах, которые позволили эволюционировать таким сложным формам жизни как рыбы, амфибии, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. В ближайшем будущем все системы самораспространения на этой планете, включая людские группы и любые производные от них чисто механические системы, будут эволюционировать, пока условия остаются в этих пределах или, самое большее, в несколько более широких пределах. Согласно Утверждению 3, выживание самораспространяющих систем Земли станет зависеть от того, что условия остаются в этих пределах. Крупномасштабные человеческие группы самораспространения, так же как и любые чисто машинные, будут зависеть от условий более позднего происхождения, связанных с тем, как организована мировая система; например, условий, связанных с экономическими отношениями. Скорость, с которой изменяются эти условия, должна оставаться в определённых пределах, иначе системы не выживут.

ИСТОЧНИКИ

6. Когда мы говорим о “конкуренции”, то не обязательно имеем в виду преднамеренную конкуренцию. Конкуренция, как мы используем этот термин, - это просто то, что происходит. Например, растения, безусловно, не намерены конкурировать друг с другом. Это просто факт, что растения, которые наиболее эффективно выживают и размножаются сами по себе, как правило, заменяют те растения, которые менее эффективно выживают и размножаются сами по себе. “Конкуренция” в этом смысле слова - это просто неизбежный процесс, который продолжается с каким-либо намерением со стороны конкурентов или без него.

7. Что-то в этом роде, но более сложное, вероятно, происходило среди древних майя. Маловероятно, что конкуренция, которую мы здесь описали, была единственной причиной краха “классической” цивилизации майя, но, вероятно, она была, по крайней мере, способствующим фактором и, возможно, самым важным фактором. Смотреть: Diamond, сс. 157-177, 431. Sharer (Шерер), сс. 355-57. NEB (2003), том 7, “Maya,” с. 970; том 15, “Central America,” с. 665; том 26, “Pre-Columbian Civilizations,” с. 17. Трудно найти “чистые” исторические примеры, потому что причины исторических событий, как правило, сложны и открыты для споров; случай с майя очень хорошо это иллюстрирует. Для дальнейшего обсуждения смотрите Приложение Два, часть А.

8. Когда мы говорим об осуществлении “предсказания”, “предвидения” и “прогноза” за преимуществом, мы имеем в виду не только сознательное, разумное предвидение или намеренное стремление к преимуществу. Мы включаем любое поведение (интерпретируя это слово в максимально широком смысле), которое имеет тот же эффект, что и проявление дальновидности или стремление к выгоде, независимо от того, управляется ли это поведение каким-либо механизмом, который можно было бы описать как “интеллект”. (Сравнить с примечанием 6.) Например, любые позвоночные, у которых в процессе эволюции в наземных животных хватило “предусмотрительности” “попытаться” сохранить свои жабры (преимущество, если им когда-нибудь придется вернуться в воду), оказались в невыгодном положении из-за биологических затрат на поддержание органов, которые были бесполезны на суше. Следовательно, они проиграли в “соревновании” с теми зарождающимися наземными животными, которые “преследовали” своё краткосрочное преимущество, избавляясь от жабр. Потеряв свои жабры, рептилии, птицы и млекопитающие стали зависеть от доступа к атмосфере; и именно поэтому киты сегодня тонут, если вынуждены оставаться под водой слишком долго.

9. Используемый здесь термин “оперативный” относится к обстоятельствам, в которых существует система самораспространения, и к скорости, с которой можно ожидать наступления важных для нее событий. Группа охотников-собирателей может быть адекватно информирована о состоянии своей территории, даже если она посещает её отдельные части только раз в год. С другой стороны, развитое технологическое общество нуждается в почти мгновенной связи на большие расстояния.

10. Смотреть Приложение Два "Anti-Tech Revolution", часть B.

Перевод cumslut2002