Найти в Дзене
Культурный код

Базовый мини-курс писательского мастерства для начинающих авторов. Заходи и учись. Бесплатно

Оглавление

Вступление

При составлении сборников и при чтении огромного количества рассказов на различных конкурсах постоянно приходится иметь дело с откровенной графоманией. Это нормально. Таковы правила игры.

Куда печальнее видеть рассказы, в которых есть здравое зерно, есть интересная идея и чувствуется искорка таланта, но сама реализация идеи никуда не годится и рассказ не будет напечатан просто потому, что автору не хватает элементарных писательских навыков.

Вот эти навыки мы сейчас и попробуем прокачать.

Предупреждаем сразу: наш курс абсолютно неэффектный, но очень эффективный. Главные советы, скорее всего, покажутся вам скучными, но именно они самые действенные. Более того, наши советы-рекомендации практически очевидны, но вы не услышите их на платных распиаренных курсах, где мэтры опасаются отпугнуть учеников.

Мы не боимся и говорим как есть. Итак, внимайте!

База, или с чего начать?

Пункт первый и самый главный. Чтобы писать хорошие книги, нужно читать хорошие книги. Да, да, да! Понимаем ваше возмущение, но по-другому это не работает. Кто бы вам что ни говорил.

Чтобы научиться решать задачи по физике, их надо решать, чтобы научиться кататься на велосипеде или коньках, надо кататься. Чтобы научиться писать хорошие книги, надо… сначала читать хорошие книги.

фото автора
фото автора

Вряд ли мы вас чем-то удивили, правда? Вы ведь, наверное, уже слышали этот совет и раньше. Скорее всего, даже пробовали читать хорошие книги, но вам это не очень помогло. Обычно бывает именно так. А поскольку результата нет, начинающий автор совершенно справедливо думает, что совет про чтение хороших книг не работает. При этом очевидно, что совет здравый, но не работает. Логика ломается.

Тут есть нюансы. Совет читать хорошие книги, безусловно, правильный, но для получения положительного результата нужна подготовка. Если молодой талантливый автор просто начнёт запоем читать лучшие образцы художественной литературы, вреда не будет, но и писательских навыков сильно не прибавится. Обучающий эффект будет минимальным. При таком чтении начинающий писатель ничем не отличается от обычного читателя.

Начинать прокачку писательских навыков нужно с обучающей литературы. С учебников по русскому языку. Это база.

Синтаксис

Если элементарный школьный курс русского языка усвоен, то начать мы рекомендуем с вузовских учебников по синтаксису (например, Н. С. Валгина «Современный русский язык: синтаксис»).

Это принципиально важно. Сначала — синтаксис. Не имеет смысла говорить о композиции и построении сюжета, если вы не можете выстроить предложение. Поэтому сначала — синтаксис.

Тут особое внимание надо обратить на построение структурных схем предложения. В будущем очень пригодится и поможет не запутаться в придаточных частях. Знания о самом предложении, предикативности и модальностях тоже лишними не будут. С пунктуацией всё и так очевидно.

Что это вам даёт?

Умение грамотно выстраивать сложные предложения, не путаясь в основе и придаточных частях. Выстраивать связи в предложениях. Отображать через синтаксис эмоциональные нюансы текста, расставлять акценты, подчёркивать детали, работать с умолчаниями и буквально регулировать громкость в диалогах. Вы сможете работать на уровне полутонов. Научитесь создавать у читателя нужные вам эмоции и ощущения. Синтаксис для этих целей — мощнейший инструмент.

Стилистика

После усвоения синтаксиса, нужно приступить к учебникам по стилистике русского языка. Здесь самое главное и важное слово — учебник. Это база. Её ничто не заменит. Придётся сделать над собой усилие и внимательно изучить.

Если вам посоветуют читать Нору Галь «Слово живое и мёртвое» (пособие для переводчиков) или любую другую книгу (обязательно очень интересную и увлекательную) с примерами стилистических ошибок, читайте, узнаете много интересного, но учебника это не заменит.

Ошибки стиля — одни из наиболее коварных. Автору на них укажут, объяснят, автор всё поймёт, но потом снова будет их допускать. И тут никакие книги с интересными примерами ошибок ситуацию не изменят. Помочь может только системный подход. А это — учебник. Даже справочники — это хоть и важные, но всё-таки дополнения. Начинать нужно именно с учебника.

Некоторые сложности связаны с тем, что многие учебники по стилистике почти превратились в справочники. При этом хороший справочник почти неотличим от учебника. Их тоже можно читать, будет полезно, но всё же лучше начать с классических учебников.

Например, «Стилистика русского языка» (И. Б. Голуб) — учебник, а «Практическая стилистика современного русского языка» (Ю. А. Бельчиков) — справочник, но очень похож на учебник, и разница между этими книгами невелика. Увы, не каждый справочник настолько хорош.

Главное, что даст вам стилистика, — это языковая интуиция, вы сможете идеально подбирать слова в соответствии с замыслом.

Литературное редактирование и литературная правка

После усвоения стилистики можно переходить к учебникам по литредактированию и литературной правке. Это позволит вам не только редактировать и править собственные тексты, но и убережёт от многих ошибок уже в процессе написания.

Очень важно соблюдать именно такой порядок: синтаксис — стилистика — литредактирование.

И здесь опять-таки мы рекомендуем в первую очередь использовать учебники, написанные по классическому образцу (К. М. Накорякова «Литературное редактирование»), где даётся общая методика работы над текстом, а уж потом — учебные пособия в виде справочников.

Изучение и усвоение этих областей языкознания займёт у вас много времени, но оно того стоит, если вы хотите стать писателем. Вы сами создадите себе базу, на которую потом можно будет возводить полезные надстройки.

Надстройки

В качестве надстроек могут быть: писательские курсы, семинары для молодых (начинающих) авторов, мастер-классы по рассказам и подобные обучающие мероприятия. Там вы подробно узнаете (если повезёт), как выстраивать композицию и двигать сюжет, чем герои отличаются от персонажей и что с ними делать, научитесь прорабатывать конфликты и событийный ряд. И вообще откроете для себя много нового и интересного.

Можно не ходить на курсы, а просто почитать полезные книги. Например, для будущего писателя очень полезны книги по сценаристике: Роберт Макки «История на миллион долларов», Сид Филд «Киносценарий: основы написания», Александр Митта «Кино между раем и адом»…

Возвращение к прекрасному

Наконец, пришло время вернуться к старой доброй художественной литературе и её лучшим образцам. Теперь вы будете читать книги не просто другими глазами и отмечать для себя полезные и интересные «фишки», но сможете на уровне подсознания в той или иной степени усваивать писательские приёмы и техники признанных мастеров. Только теперь чтение художественной литературы увеличит ваш писательский инструментарий и поможет выработать собственный стиль.

Заключение

И самое главное. Усвоив множество правил написания хорошей книги (рассказа, романа, сценария), не забывайте, что правила иногда можно нарушать. Первична ваша идея, ваша художественная задача. Например, считается общепризнанным правилом, что в хорошем тексте обязательно должен быть антагонист (в том или ином виде), но большинство шедевров О’Генри нарушают это правило. «Дары волхвов», «Последний лист», «Принцесса и пума», «Бабье лето Джонсона Сухого Лога», — обходятся без антагониста.

Иногда жизнь подбрасывает свою драматургию, ломая правила. Но тут есть тонкий момент: отказываясь от чего-то одного, вы должны давать намного больше в чём-то другом. А это требует мастерства. Можете спокойно отказаться от антагониста, если сумеете подарить читателю эмоции и ощущения на уровне текстов О’Генри.

Читайте и пишите хорошие книги! Осталось только открыть в браузере сайт грамота.ру, положить перед собой справочник Розенталя — и вперёд, к новым свершениям!

Всем творческих успехов!

---------------------------------------------------

При желании вы всегда можете поддержать канал:

карта Сбера 2202 2063 2149 6478, кошелёк ЮMoney 410013052500240