Найти тему
Юрист-юморист

Адвокат был с бодуна, вот и посадили...

Оглавление
Изображение с сайта emilia-spanish.ru
Изображение с сайта emilia-spanish.ru

Сколько раз я слышал плач на тему "меня адвокат обманул" - пальцев на руках и ногах не хватит, чтобы сосчитать. И в уголовке, и в гражданском процессе людей, "потерпевших" от адвокатов и их безграмотности, лени, бездарности, а зачастую и продажности - валом.

Погодите только сразу на адвокатов кидаться и матом ругаться. Мошенники, бездари и негодяи есть в любой профессии, и среди сантехников, строителей, банкиров и представителей прочих профессий их немало. Другой вопрос, что обман, небрежность, некомпетентность и лень адвоката обходится нам гораздо дороже, чем неправильно привинченный водопроводный кран.

Что делать? Как от такого уберечься? Давайте я вам одну историю расскажу.

Довелось мне как-то в тюрьме сидеть.

Неожиданный поворот, правда? Впрочем, постоянные читатели канала "Юрист-юморист" знают, что его автор - страшный уголовник, который провел в заключении ни много, ни мало, а восемь с небольшим лет. Те, кто пришел на канал недавно - не бойтесь, не укушу. Всякое в жизни бывает, надо было посадить - посадили.

Предвосхищая вопросы: все у меня хорошо, за половину предъявленных обвинений давно уже реабилитировался и компенсацию получил, со второй половиной разбираюсь, живу прекрасно, семья потрясающая, дом полная чаша, читатели в основном адекватные, жизнь кипит и никаких проблем у меня нет. В нашей стране (как, впрочем, и в любой другой) по заведомо ложному доносу за решетку угодить может каждый, особенно если кому из сильных мира сего соли на хвост насыпал.

В общей сложности в следственном изоляторе я провел почти пять лет - очень долго наши правоохренительные органы вместе с прокуратурой и судом решали, как же им меня уконтрапупить. Полгода меня продержали в одиночке, остальное же время я жил в камерах, в которых бывало и десять, и двадцать, и тридцать человек. Все они содержались под стражей по обвинению в совершении особо тяжких преступлений.

За пять лет в разных камерах вместе со мной побывало, по самым скромным подсчетам, двести человек. Очень многие заявляли о своей полной невиновности. Более того, по моему мнению часть из них действительно были невиновны в том, в чем их обвиняли.

Но лишь трое из этих людей предпринимали самостоятельно какие-то реальные действия для того, чтобы сопротивляться навалившейся на них системе.

Знаете, тюрьма - очень интересное, на самом деле, место. Его, пожалуй, главное преимущество (да, и преимущества там тоже есть) заключается в том, что у вас появляется огромное количество свободного времени. Производство по делам об особо тяжких преступлениях, как правило, длится довольно долго, в среднем около полутора лет вместе со всеми судами, но бывает и гораздо дольше, как это было в моем случае.
Вот представьте себе: внезапно у вас появляется, как бы цинично это не прозвучало, огромное количество свободного времени. Вам не надо ходить на работу, не надо готовить еду, не надо заниматься массой домашних проблем, которые наваливаются на вас со всех сторон в повседневной жизни. Да, разумеется, у вас появляются другие заботы - о своем будущем и, конечно, о настоящем, об организации своего тюремного быта - и, тем не менее, свободного времени у вас становится куда как больше, и только вам решать, как вы это время проведете.
Вы можете проиграть это время в карты.
Вы можете сидеть и смотреть телевизор (сейчас в большинстве камер в СИЗО такая возможность есть).
Вы можете потратить это время на употребление спиртного или запрещенных веществ (и того, и другого в тюрьме в избытке, надо только знать, где и как добыть).
Вы можете даже просто проспать это самое время. Однако, любое времяпровождение, которое вы выберете, не избавит вас от тревоги за свое будущее.

Вот и моих сокамерников их будущее весьма волновало. Поэтому они жить мне спокойно не давали.

Быть юристом в тюрьме - то еще удовольствие, сами понимаете. Твоя востребованность возрастает по сравнению с вольной жизнью в разы. Ты становишься нужным абсолютно всем, и никуда от человеческого внимания к твоим профессиональным качествам не деться.

А я, признаться, не очень был силен в уголовном праве на момент начала моего заключения, у меня гражданская специализация. И пришлось знания подтягивать: попросил родных, передали мне хорошие книги, действительно хорошие, редкие, такие не у каждого юриста на свободе имеются.

Взять, к примеру, книгу "Судебная практика к Уголовному Кодексу Российской Федерации" под редакцией профессора Лебедева В. М., который по совместительству еще и председатель того самого Верховного Суда - вещь совершенно уникальная, переиздается она примерно раз в год, выходит тиражом в одну тысячу экземпляров, ее попробуй, достань. Да и другие книги - весьма и весьма полезные: УПК с хорошими развернутыми комментариями, сборник постановлений Пленума ВС РФ свеженький - в общем, классическая библиотека продвинутого уголовного адвоката, на которую у любого зека с мозгами слюнки капать должны: эти книги для нормального заключенного, который хочет хоть как-то за свободу свою побороться, судьям что-то аргументированное сказать, бесценны.

Конечно, свои знания в уголовном праве я подтягивал не ради сокамерников или других обитателей тюрьмы, кои обращались ко мне тоже в большом количестве. Я просто понимал, что лично я сам отвечаю за свое будущее не в меньшей, а в большей степени, чем любой адвокат.

Три адвоката у меня было, дорогие мои. Три. Звери, а не адвокаты. Но я при этом не гнушался сидеть днями и ночами и штудировать эти самые книги, вчитываться в комментарии, изучать судебную практику, смотреть, где и как свои уголовные дела я могу развалить.

Я, разумеется, вынужден был успевать отвечать на вопросы своих сокамерников и других обитателей тюрьмы. Кому жалобку помочь составить, кому постановление следователя разъяснить - не все люди там с высшим образованием, это понятно. И не у всех была возможность нанять себе хорошего адвоката.

А книги эти самые стояли на полке в общем доступе. Я их у себя под кроватью не хранил, в сумку не прятал - пожалуйста, дорогие мои сограждане, пользуйтесь знаниями бесценными - времени-то у вас вагон, а вы сидите здесь на шконках своих месяцами, болтаете о всякой ерунде, с ужасом ждете приговора, всякие вопросы мне задаете, да в картишки режетесь.

За все время эти книги помимо меня в руки взял один человек. Спросил разрешения попользоваться, долго над ними корпел, сопел, через неделю передо мной положил бумажку, на которой крупными буквами было написано коряво "ОПИЛЯЦИЯ" - и, знаете, если убрать орфографические ошибки и некоторую корявость повествования, написана эта самая "опиляция" была вполне доказательно, с хорошим ссылками на нормы права. Я ее почистил, поправил незначительно, и человек именно по этой самой жалобе скостил себе полтора года срока. Адвокат у него был ни рыба, ни мясо, по назначению следователем предоставленный, на суде только кивал со словами "поддерживаю позицию моего подзащитного".

Больше к книгам не прикоснулся никто. Когда в ответ на элементарный вопрос я говорил - вон на полке книжка стоит, возьми и почитай - мне отвечали: да ну нафиг, это же думать надо!

И шли обратно к себе на шконарь играть в карты, дуть самогонку, писать мулечки кралям своим в другом тюремном крыле сидящим. Все продолжали бояться того, сколько же им влепят на приговоре, но думать было лень, заниматься своим делом было лень, вникать в то, что в нем происходит было лень. Есть адвокат - чего париться-то?

И многих из них, представьте, адвокаты подводили. Причем не только те, которые по назначению, но и нанятые за вполне приличные деньги их родителями, женами, друзьями. Приходили в судебное заседание не готовыми к нему, забывали задать нужный и важный вопрос свидетелю обвинения, иной раз вообще не появлялись в суде - в другом судебном заседании занятость возникала. Суд в таком случае раз дело отложит, два, на третий раз адвоката по назначению даст - пусть сидит себе, кивает, с подзащитным соглашается.

А подзащитный ни бе, ни ме, ни кукареку сказать не может. Хотя все возможности у него, чтобы что-то в своем деле что-то понять, имеются: времени у него было завались, возможностей чему-то научиться - тоже.

Один из таких пассажиров, особенно часто достававший меня элементарными вопросами, в ответ на мое предложение взять книжечку, почитать, разобраться, а не капать мне ежедневно на мозги, даже истерику закатил по поводу того, что я, как "лицо юридическое" (честное слово, так и сказал) должен, просто обязан всем помогать и спасать всех и каждого. И вообще, сказал, мне мама адвоката нормального наняла, мне вникать незачем, понял?

Ну, ему и влепили десятку реального срока, хотя были варианты уйти на условный срок. Были. Хороший адвокат попался, очень грамотный, да. С бодуна на прения явился и четыре слова сказал: "Прошу оправдать моего подзащитного".

Мне читатели под недавней публикацией, вот таким адвокатам и недальновидности последственных посвященной, очень много вопросов задавали. Верить адвокату, или не верить? Если обвинение предъявили - соглашаться с ним, или нет? Как себя вести в той или иной ситуации? Как оценивать перспективы уголовного или гражданского дела, в котором волею судеб пришлось принять участие?

Ответ на все эти вопросы будет один: думать и брать ответственность за свою жизнь и будущее на себя.

Каждая ситуация, каждое дело - индивидуальны. Универсального ответа на все вопросы нет. Главное, что вы должны понимать: любой адвокат после любого вынесенного вам приговора - хоть самый честный, порядочный и талантливый, отработавший ваш процесс в поте лица, хоть самый подлый и бездарный - пойдет к себе домой, нальет себе рюмочку, положит ноженьки на банкетку и будет отдыхать.

А вот у вас могут быть очень разные варианты: от возвращения домой до весьма и весьма ощутимого срока на казенных харчах. Размер этого срока тоже может быть очень и очень разным.

И любой из вариантов развития событий в вашей жизни зависит только и исключительно от вас и от вашей головы.

Никто, разумеется, не заставляет всех и каждого получать высшее юридическое образование. Но научиться элементарным вещам просто необходимо. Вы же не просто так мой канал читаете, верно? Раз читаете - значит, есть у вас интересы в этой сфере, значит, не безразличны вам вопросы права.

Поручая свою защиту даже самому потрясающему на свете защитнику, вы все равно должны понимать, что происходит в вашем деле - неважно, уголовное ли оно или же гражданское. К вам когда сантехник приходит кран менять - вы же один черт проверяете: какую он прокладку ставит и ставит ли, да?

Подробнее об авторе канала и о его контактах для получения консультации по юридическим вопросам можно узнать, нажав на эту ссылку.

Адрес электронной почты для связи с автором находится в шапке канала.

Подписаться на телеграм-канал "Юрист-юморист: будни" можно здесь.