Сладкая женщина. СССР, 1977. Режиссер Владимир Фетин. Сценарист Ирина Велембовская (по собственной одноименной повести). Актеры: Наталья Гундарева, Светлана Карпинская, Олег Янковский, Пётр Вельяминов, Римма Маркова, Георгий Корольчук, Нина Алисова, Фёдор Никитин и др. 31,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Фетин (1925–1981) за свою карьеру поставил чуть больше десятка фильмов разных жанров, четыре из которых вошли в тысячу самых популярных у зрителей советских лент («Полосатый рейс», «Донская повесть», «Виринея», «Сладкая женщина»).
Анна Доброхотова (колоритная роль Натальи Гундаревой) любит мир вещей, желательно подороже, и мечтает встретить мужчину своей жизни…
Советские кинокритики отнеслись к мелодраме «Сладкая женщина» вполне позитивно, но с уклоном в так называемую проблему «вещизма» и мещанства.
К примеру, кинокритик Ромил Соболев (1926–1991) задавался вопросом: «Чем же горька эта «сладкая женщина»? Можно ответить просто — мещанством. Как известно, мещанство многолико: душевная пустота, эгоизм, стремление к наживе — все это и многое подобное признаки мещанства. Но социологи, не отказываясь от этого термина, называют людей, подобных Анне, иначе — потребителями. … Анна не случайное отклонение от нормы, но определенный «тип», порожденный временем. Временем высокого и неуклонно растущего уровня жизни. Людям стало доступным обладание множеством замечательных, прекрасных, облегчающих и украшающих жизнь вещей. Такого никогда прежде не бывало. И такие люди, как Анна,— не будем утешать себя мыслью, что их немного,— сделали обладание вещами смыслом жизни. Да, они приобретают вещи на честно заработанные деньги, но это не меняет того факта, что эти люди — потребители, люди чуждые нашему обществу — при всех их производственных успехах. Финал фильма нравоучителен, хотя в жизни обычно бывает не так: «сладкие женщины» сидят в своих модерновых квартирах не печально, а гордо. Именно потому они и опасны для нравственности, что мещане новой формации для традиционной логики трудно уязвимы» (Соболев, 1977).
Аналогичное мнение было высказано и в журнале «Искусство кино»: «Важность проблемы, впервые поставленной в этом фильме с такой остротой и убедительностью, дает основания говорить о принципиальной новизне картины для нашего кино. Возрождая, а, может быть, начиная новый для современного кинематографа жанр очерка нравов, она выводит конкретную драму за пределы одной судьбы, соотносит ее, эту драму, с антиобщественной сущностью мещанской бездуховности» (Мамаладзе, 1977: 26).
Однако кинокритик Константин Рудницкий (1920–1988) отнесся к столь прямолинейной трактовке образа главной героини скептически, подчеркивая, что «пышная кустодиевская краса Натальи Гундаревой в фильме «Сладкая женщина» воспринималась как один из аргументов обвинительного акта, предъявленного героине. Героиню (ее звали Анна Доброхотова) упрекали в потребительском отношении к жизни. Она–де, торопливо наживая добро, прозевала — и не однажды — собственное счастье, сама себя обездолила. Не щадя самое себя, актриса принесла в жертву обличительному пафосу фильма почти все, что даровано ей от природы, согласилась, чтобы ее красота служила уликой, так сказать, «телесным доказательством» бездуховности Доброхотовой. Картина пользовалась большим успехом, зрители любовались искусством Гундаревой и дружно осуждали Доброхотову. Читатели «Советского экрана» признали Гундареву лучшей актрисой 1977 года и, думаю, не ошиблись. Тем не менее, несколько поверхностная эксплуатация возможностей и фактуры Натальи Гундаревой в «Сладкой женщине» вызывала досаду» (Рудницкий, 1979).
Сегодня, исходя из реалий XXI века, образ «сладкой женщины» смотрится во многом иначе, чем тогда, во второй половине 1970-х:
«"Сладкая женщина" – одна из лучших ролей Н. Гундаревой. Сколько опять разнообразных чувств вызвала у меня ее Анна. Отношения с Лариком (замечательный Корольчук!) по большей мере вызывали у меня смех. Уж ляпнет так ляпнет, что думает, то и говорит, и все прямо в лоб. Бедные родители Ларика, вот кого жалко было... Затем появилось раздражение от непроходимой глупости героини и неприязнь, особенно из–за ее отношения к собственному сыну. А потом уже – жалость и сочувствие, ну не повезло женщине... Не те мужики попадались на ее жизненном пути, слишком для нее умные. А встреть она такого же, без лишних извилин, но разделявшего ее взгляды на жизнь, страсть и стремление к "роскошной" жизни, вместе бы дефицит доставали, на ковры записывались, и не грозился бы он выкинуть мебельный гарнитур... (только неизвестно, как бы относился к ее сыну – ведь только благодаря Николаю Егоровичу он выучился и стал человеком). А последний ее, Тихон – тот еще подарок! Позвал женщину, а потом выгнал на ночь глядя, хоть бы на такси посадил. Водку еще вылил, свинья... Все–таки у меня сочувствие к ней победило. Блистательно сыгранная роль! Да по–другому Наталья Гундарева и не умела» (Тамара).
«Говорите, дрянь – баба. А кто–нибудь из Вас пытался ее понять. Я ее не оправдываю, но я ее жалею. И ведь в повести Велембовская тоже жалеет свою героиню. Ведь посмотрите сами. Жила она в глухой деревне. Воспитывалась ограниченной, жадной, нелюдимой матерью. Какое тут воспитание. И образования она не получила в деревне–то. Простая смазливая, ограниченная бабенка. Герой Вельяминова сам виноват, что на ней женился. Ведь было же видно, что они разные и по возрасту и по умственному развитию. А женой она была неплохой, в ее понимании. Хозяйственная, работящая, все в дом, да и мужа по своему любила. Ну, такое ее было жизненное кредо – жить в свое удовольствие. А вот настоящую любовь встретила поздно. Для нее несчастную любовь – разные они с Тихоном, а переделать себя она уже не сможет. Так и осталась: без сына, без мужа, без любви» (Н. Волкова).
«Главная проблема этого фильма, что это социальный заказ нашего государства. Люди хотели жить лучше, комфортно, всем комфорта не хватало. Был страшный дефицит на все, часть людей жило в бараках. Вот и решили снимать фильмы, осуждающие людей, которые просто хотели хорошо жить. Нет ничего плохого в уютной квартире, в которой есть большой телевизор и пылесос. Но социалистический уклад, породивший дефицит и очереди не мог обеспечить всем подобное счастье. Вот и поступила установка на критику мещанства. Поэтому героиня Гундаревой – отрицательная – недобрая, черствая, бездушная, кукушка. Сына спихнула вначале бабке с дедом, потом своей матери. Жила ради себя. А если бы она была доброй и отзывчивой, но хотела бы жить в комфорте – этот фильм не смог бы выполнить свои функции – осудить мещан. Желание жить нормально и черствость совершенно не обязательно идут вместе. Уж очень прозрачны противопоставления мещанки Ани и ее мужчин – Николая–фронтовика, который никогда не пользовался своими заслугами и Тихона, который живет в полуразрушенном доме. Это игра на чувствах советских людей – смотрите, какие хорошие люди – им не нужны никакие блага. А этой бездушной мещанке нужен обязательно пылесос. А что плохого в пылесосе–то? Только то, что наше государство, спустя почти 60 лет после государственного переворота, давшего курс на социализм, не смогло советских людей пылесосами обеспечить?» (Е. Белова).
Киновед Александр Федоров
Зеленая карета. СССР, 1967. Режиссер Ян Фрид. Сценарист Александр Гладков. Актеры: Наталья Тенякова, Владимир Честноков, Александр Суснин, Игорь Дмитриев, Глеб Флоринский, Александр Борисов, Владимир Эренберг, Лидия Штыкан, Игорь Озеров, Ирина Губанова, Татьяна Пилецкая, Александр Соколов, Юлиан Панич и др. 30,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ян Фрид (1908–2003) поставил 16 полнометражных фильмов, пять из которых («Любовь Яровая», «Двенадцатая ночь», «Чужая беда», «Зеленая карета», «Прощание с Петербургом») в тысячу самых популярных советских лент. Большую часть своей жизни Ян Фрид экранировал классические пьесы и оперетты.
Костюмная музыкальная мелодрама «Зеленая карета», действие которой разворачивается в первой половине XIX века, пользовалась большим успехом у аудитории.
В этом фильме рассказана история любви талантливой актрисы Александринского театра Варвары Асенковой, роль которой убедительно сыграла Наталья Тенякова, находившаяся в ту пору на пике своей творческой формы.
Этот фильм и сегодня нравится многим зрителям XXI века:
«Смотрела этот фильм всего единожды, но запомнился навсегда. С удовольствием посмотрела бы его еще раз. Прекрасный фильм. Да и актеры сыграли великолепно» (Р. Стерлигова).
«Мне нравятся мелодрамы, и эта любовная история тронула мою душу, захотелось больше узнать о судьбе Асенковой» (Зоя).
«Очень глубокая, трагедийная роль Натальи Максимовны Теняковой. Несмотря на молодость, очень уверенно держится среди маститых актеров…. И мало того, что достойно держится, в некоторых сценах и переигрывает их. По признанию самой Натальи Максимовны, труднее всего ей было сниматься в водевильных сценах, но они ей удались!» (Елена).
«Я смотрела этот фильм очень–очень давно, будучи ученицей первого класса, и он запал мне в душу на всю жизнь. Недавно появилась возможность разыскать и вновь посмотреть его. Какое удовольствие я получила от его красок, от великолепного актерского состава, совсем еще молодого, а ныне признанного всеми. Каким замечательным был советский кинематограф. Ведь до всего тем киношникам было дело. Между заказными фильмами о партийных проблемах, о дымящихся заводах и шумных стройках, они успевали снимать и такие фильмы. Ведь, если бы ни этот фильм, я бы никогда не узнала о "таинственной и странной судьбе" этой актрисы» (Людмила).
«Первый раз смотрел "Зелёную карету" в далёком детстве, и тогда она произвела на меня сильнейшее впечатление: до слёз было жалко главную героиню... Пересмотреть фильм удалось только в середине 1990–х… Детские впечатления не оказались обманчивы: лишний раз убедился, что "Зелёная карета" – один из моих самых любимых фильмов в жизни! Бывая в Питере, всегда прихожу в Лавру на могилу Варвары Николаевны Асенковой, чей образ так восхитительно создала в кино Наталья Тенякова» (Г. Воланов).
«Чудесный, пронзительно–трогательный фильм! При просмотре сидишь в состоянии готовности уберечь что–то очень хрупкое и незащищенное, саму ли героиню, а, может быть, весь фильм как тонкую и деликатную вещь... Трудно подобрать точные слова. Наверное, оттого, что смотришь и знаешь: эти пленительная молодость и талант обречены. Тенякова выше всяких похвал!» (ЧНВ).
«Самое удивительное в советском кинематографе – это то, что ему до всего было дело и делалось в основном высокопробное кино! Этот фильм – тому яркое подтверждение! Так точно попасть в образ актрисы Варвары Асенковой внешними и другими артистическими данными удалось Наталье Теняковой... Казалось бы, жизнь школы актрис императорского театра времён Николая первого, что тут может быть интересного? Однако нашлись люди, поставили эту великолепную картину» (Воланд).
Киновед Александр Федоров