Мировые кинофестивали - это сегодняшний способ многочисленных талантливых дебютантов заявить о себе и своём призвании: в XXI-м веке те же Канны, Берлин и Венеция, если говорить о самых популярных фестивалях, открыто идут молодым постановщикам на уступки, проталкивая их первые большие проекты в шорт-листы различных престижных категорий или номинаций. Поэтому для 30-летней дебютантки Молли Мэннинг Уокер и её дебютного фильма 76-й Каннский кинофестиваль стал настоящим спасением и пропуском в мир большого кинематографа: "Как заниматься сексом" - притча о духовном и ментальном взрослении, скрытая за тенью яркого и броского красками разноцветного визуала и достаточно линейной простенькой истории, не претендующей на что-то великое. В мае этого года руководители фестиваля выдали Мэннинг Уокер и её картине награду за "Особый взгляд": как правило, её лауреатами становятся достаточно откровенные проекты, которые открыто говорят о сегодняшних злободневных темах без всяких стеснений или приукрасов. И, казалось бы, "Как заниматься сексом" должно отлично попасть под данную категорию. В чём же подвох?
История закручивается невероятно банально и даже тривиально, в лучшем духе современных тинейджерских сериалов: трио лучших подруг, Тара, Скай и Эм, в честь окончания школьных экзаменов и начала летних каникул прилетают из Лондона на греческий остров Крит, кишащий морем разврата, тусовок, алкоголя, наркотиков и различных сомнительных личностей. Скай и Эм планируют просто круто провести время, в последний раз перед вступлением на путь полноценной взрослой жизни, как раз параллельно дожидаясь ответов на поступление от колледжей или университетов, но Тара, главная героиня ленты, преследует несколько иную цель. Она тоже хочет вступить во взрослую жизнь, однако её план отличается от задач подруг: Тара хочет потерять девственность. И ей, как бы это не было странно, совершенно без разницы, с кем и когда. Собственно говоря, именно вокруг данного скрипта и вращается история всего фильма
Так что же с ней не так? Основная проблема заключается в посредственной композиции повествования: если первый и второй акты ленты - это буквально бессюжетный клип, с морем драйва, огненного клубного саундтрека и невероятно красивым визуалом, то вот третий резко превращается чуть ли не в полноценную взрослую драму о зависимости девушек от мужчин, и мужчин от девушек, а заодно и о том, что не стоит вступать на тропу взрослой жизни тогда, когда ты ещё совершенно к этому не готов. "Как заниматься сексом" имеет очень быстрый и неровный темп, когда авторы резко перескакивают от одного жанра к другому, от одной подтемы к другой подтеме, и так до самого окончания. И, честно говоря, подобная практика может утомить абсолютно любого зрителя уже к середине просмотра
Про развитие и сюжетные линии героинь авторы же и вовсе вспоминают только ближе к третьему акту: когда в жизни самой Тары и приключается такое неприятное событие, которое в будущем спокойно может поломать сексуальную и личную жизни девушки. Сценаристы и режиссёр буквально вскольз обговаривают этот мотив, используя самый клишированный и некомпетентный приём в истории кинематографа: лобовое письмо. Все проблемы героинь обговариваются вслух и прямолинейно, мы не копаемся в глубинах сознания персонажей, нам это вовсе ни к чему, когда авторы в один миг резко вываливают на зрителя всех внутренних демонов той же Тары и все мотивы, которые сценаристы старательно пытались разбрасывать на протяжении всей истории втайне от глаз зрителей. Как мне кажется, авторское или фестивальное кино - на то авторское и фестивальное, что обсуждаемые в нём проблемы не должны обговариваться в лоб
Так мало того, что данные темы обговариваются в лоб, авторы ещё и не уделяют им совершенно никакого времени: казалось бы, проблематика была ясна ещё при просмотре трейлера и прочтении синопсиса, сценаристы с самого начала могли её развивать, подводя к достаточно трогательному и сентиментальному завершению в финале. Увы, но нет: как я и говорил об этом выше, первые два акта "Как заниматься сексом" - практически разорванный по мелким мизансценам и танцевальным отрезкам бессюжетный музыкальный клип, сцены в котором практически никак друг с другом не связаны. Герои веселятся, герои отрываются, пьют и занимаются любовью - и так по кругу весь первый час фильма. Утомительно. Это точно "Особый приз Каннского кинофестиваля"? Почему авторы вспоминают про основную проблематику ленты только ближе к её концовке? И это при том занятном факте, что "Как заниматься сексом" длится всего лишь полтора часа: даже они по итогу просмотра могут утомить посильнее многих трёхчасовых артхаусов
Стоит выделить ещё и тот факт, что перед авторами открывался безграничный потенциал: в их проекте можно было углублённо раскрыть столько интересных тем, столько клёвых и занятных жизненных линий, что после просмотра становится горячо обидно за то, что ни сценаристы, ни режиссёр, ни студия по итогам финального монтажа так и не поняли, какой потенциал изначально находился в их руках. Помимо проблемной темы с потерей девственности или травмирующим первым сексуальным опытом, создатели могли углубиться в тематику духа свободы и отрыва от остального мира: ввести в сценарий парочку подсюжетных линий, в очередной раз напомнив консервантам-снобам во главе руководства кинофестивалей, что молодёжь не стагнирует и готова покорять мир своими способами (по итогам просмотра же даже многие представители этой самой молодёжи действительно подумают, что их сверстники деградируют). Можно было даже не убирать тематику "цветного" клипа: просто можно было спокойно разжевать все описанные мною выше проблемы в стилистике развратного и алкогольного отдыха, вдобавок подарив каждому из героев свой индивидуальный характер
Однако не стоит думать, что в фильме плохо абсолютно всё: он красив, с технической точки зрения. Операторы, художники-постановщики, костюмеры, гримёры, композиторы и прочие визионеры точно постарались над хорошим качеством своего, по сути, дебютного проекта: в "Как заниматься сексом" мастерски отточен каждый кадр. Фильм нарочно делает вид, будто бы моментами снят на ручную любительскую камеру, и это создаёт для вселенной картины своеобразную беззаботную атмосферу: будто бы греческий остров Крит - совершенно противоположная вселенная, в которой отсутствуют все повседневные рутинные проблемы большинства трудоголиков. Рай на Земле, по аналогии с каким-нибудь "Пляжем" Дэнни Бойла? Вовсе нет, как оказывается в третьем акте: лишь вынужденная передружба-недоотношения с парнями постарше, которые приносят молодым девушкам психические травмы на всю их последующую жизнь
"Как заниматься сексом" - это яркий демонстрант того, что сегодняшним кинофестивалям постепенно становится всё равно на качество их участников: главное, чтобы в той или иной ленте поднималась актуальная современная проблематика, хотя бы краем глаза, даже если она толком не раскрывается по ходу сюжета. Дебют Молли Мэннинг Уокер буквально крадёт многие наработки похожих откровенных авторских представителей прочих фестивалей, и не предлагает зрителям взамен ничего нового: где первые два акта - это пустая невкусная конфета с красивой оболочкой, а третий - чуть ли не полноценная взрослая притча об актуальных для современного женского населения проблемах. Глупо было бы жаловаться на подобный проект, зная его синопсис, но к чему авторы тогда так хайпили своё дебютное детище, всячески дразня ненасытных зрителей намёками на присутствие в своей истории нестандартной глубокой тематики? И когда уже Канны начнут обращать внимание на действительно достойное откровенное кино, а не на ярко-визуальные пустышки? Надеюсь, что в скором времени мы получим ответ на этот вопрос
Плюсы:
- Красивый визуал
- Беззаботная и лёгкая атмосфера
- Стильный первый акт
Минусы:
- Недожёванная основная проблематика ленты
- Потерянный потенциал
- Пустые второстепенные персонажи
- Резкие перескоки от жанра к жанру
- Никакого креатива в области развития тех или иным подтем
5/10
- Никого не волнует, девственница ты или нет, это очень круто.
- Так зачем ты тогда поднимаешь эту тему?